Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Водители: разъездной характер работы VS командировка?

Калашникова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Налоги & бухучет Июль, 2019/№ 53
Печать
Бесконечные приказы о командировках, сметы, авансовые отчеты с подколотыми документами, подтверждающими, что расходы связаны с командировкой... От всех этих бумаг начинаешь уставать, особенно если работник постоянно «находится в движении», например, водитель. И здесь вполне ожидаемо возникает вопрос: может, проще работу этого водителя признать разъездной?! Или в результате такой «замены» мы получим те же проблемы, только в профиль? Давайте разбираться.

Начнем со сложного. С терминов.

Определение термина «командировка» предлагаем подсмотреть в «бюджетной» Инструкции № 59. Ведь ни НКУ, ни КЗоТ не дают ответа на вопрос: что следует считать командировкой?

Так, Инструкция № 59 служебной командировкой называет поездку работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.

Не легче обстоят дела с понятием «разъездной характер работ». Законодательство Украины не дает его определение. Поэтому обратимся к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.89 г. № 169/10-87, которое продолжает действовать в Украине на основании постановления Верховной Рады Украины от 12.09.91 г. № 1545-XII.

Разъездной характер работ предусматривает выполнение работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от месторасположения организации, в связи с поездками в нерабочее время от местонахождения организации к месту работы на объекте и обратно (см. письма Минсоцполитики от 15.11.2013 г. № 491/13/116-13, Минтруда от 17.11.2006 г. № 307/13/133-06).

Внимание! Пункт 2 разд. I Инструкции № 59 указывает:

служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не считаются командировками

Вместе с тем Инструкция № 59 допускает, что иное может быть предусмотрено законодательством, коллективным договором, трудовым договором (контрактом) между работником и работодателем.

Что ж, с терминами познакомились. Предлагаем вам подвести промежуточные итоги.

Если водитель с целью выполнения служебного поручения постоянно колесит вне места работы, но в пределах установленного рабочего времени, то такую работу, на наш взгляд, нельзя рассматривать как работу, имеющую разъездной характер (см., в частности, решение Приднепровского райсуда г. Черкассы от 14.11.2017 г. № 711/6439/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/7032161). (ср. 025069200)

Если же работа, связанная с поездками на значительные расстояния и возвращением к месту работы в нерабочее время, носит постоянный характер, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы.

Однако в любом случае последнее слово здесь за предприятием. Именно оно должно решить, какой характер носят поездки водителя — разъездная работа или командировки (см. письмо Минтруда от 13.09.2006 г. № 905/13/84-06).

Трудовые гарантии

Рассмотрим трудовые гарантии как для водителей, находящихся в командировке, так и для тех, чья работа носит разъездной характер.

Командировка. Статьей 121 КЗоТ определено: работникам, которые направляются в командировку, выплачивают (в виде аванса): суточные за время пребывания в командировке, а также денежные средства на проезд до места назначения и обратно, наем жилого помещения.

В течение всего времени командировки за командированными работниками сохраняется место работы (должность).

Оплата труда за выполненную работу в командировке осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором. Однако размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка.

Разъездная работа. Здесь ни о каких авансах перед поездкой речь не идет. Постановление № 490 по этому поводу молчит. Поэтому если работник едет на длительное расстояние и вынужден заночевать, то стоимость найма жилья он оплачивает из своего кармана. Впоследствии, после возвращения из поездки, такие расходы возмещаются работодателем в порядке, определенном для командировок (см. п. 3 постановления № 490). То есть для возмещения расходов, связанных с поездками, работник должен заполнить и предоставить авансовый отчет, и приложить к нему соответствующие подтверждающие документы.

Работникам с разъездным характером работ суточные не выплачивают. Вместе с тем постановлением № 490 предусмотрена выплата надбавки к тарифной ставке (окладу) «разъездных» работников.

Заметим, что в письме от 17.11.2006 г. № 307/13/133-06 Минтруда приходит к выводу, что предприятие самостоятельно определяет целесообразность установления и размер надбавок (полевого обеспечения). И если предприятие решило установить надбавку, то ему следует руководствоваться положениями постановления № 490.

Вместе с тем мы рекомендуем вам устанавливать надбавки за разъездной характер работы. Так будет меньше вопросов со стороны Гоструда, если она нагрянет с проверкой.

Кстати, в постановлении № 490 прописано, что размер надбавки за разъездной характер работы не может превышать предельных размеров суточных, установленных КМУ для командировок в пределах Украины.

Если же работа водителя имеет разъездной характер за пределами Украины — предельный размер надбавок не может превышать 80 % предельных норм суточных расходов, установленных КМУ для командировок за границу.

Заметим, что для хозрасчетных предприятий КМУ предельные размеры суточных не устанавливал. Как быть? Считаем, что в качестве предельного размера надбавок можно использовать сумму суточных, установленную п.п. «а» п.п. 107.9.1 НКУ для командированных работников. Если придерживаться такой позиции, то в 2019 году предельный размер надбавки за разъездной характер работ:

— в пределах Украины — 417,30 грн. за день;

— за пределами Украины — 64 евро за день по официальному обменному курсу гривни к евро, установленному Национальным банком Украины, в расчете за каждый такой день.

Где фиксировать количество дней, за которые будет выплачена надбавка за разъездной характер работ? Отдельный документ для этого нормативными актами не предусмотрен. Поэтому вы можете разработать его самостоятельно.

Налогообложение

Здесь также начнем с командировок.

Командировка. Средства, полученные работником на командировку и рассчитанные согласно п. 170.9 НКУ, не облагают НДФЛ и ВС на основании п.п. 165.1.11 НКУ. Таким образом, суммы суточных, а также подтвержденные должным образом расходы на проезд и проживание в командировке выведены НКУ из состава облагаемых доходов физлица.

Разъездная работа. НКУ не предусмотрено освобождение от налогообложения сумм надбавок за разъездной характер работы. Более того, налоговики считают, что для целей НКУ такие надбавки в размерах, предусмотренных трудовым (коллективным) договором, следует рассматривать как заработную плату (см. разъяснение в подкатегории 103.02 БЗ). А значит, «привет» НДФЛ и ВС.

Но вот с ЕСВ все не так грустно. Суммы надбавок за разъездной характер работ в размерах, определенных законодательством, не входят в фонд оплаты труда на основании п. 3.16 Инструкции № 5. Поэтому ЕСВ с них взимать не нужно.

Расходы на проживание «разъездного» водителя непосредственно связаны с выполнением им трудовой функции. Поэтому в данной ситуации, на наш взгляд, нельзя говорить не то что о возникновении у работника налогооблагаемого дохода, а даже о возникновении дохода вообще! Ведь, по мнению судов, определяющим признаком дохода как объекта и базы обложения НДФЛ является прирост показателей финансового и/или имущественного положения налогоплательщика (см., например, постановление ВС от 18.09.2018 г. по делу № П/811/3438/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/76579615). В ситуации с возмещением расходов на проживание «разъездному» водителю никакого прироста финансового состояния не возникает*.

* Вместе с тем, на наш взгляд, такие расходы можно попытаться провести как хознужды и уйти от НДФЛ с ВС.

И все бы было хорошо, если бы не ГФСУ. В своем разъяснении в категории 103.02 БЗ налоговики настаивают, что возмещение расходов на наем жилого помещения работникам с разъездным характером работы в период такого «разъезда» следует рассматривать как компенсационные выплаты, включаемые в состав заработной платы и облагаемые налогом по ставке 18 %. А там, где НДФЛ, будет и ВС.

Если расходы на проезд и проживание «разъездного» работника рассматривать как доход, то не порадует тут и Инструкция № 5. Она выводит за фонд оплаты труда «командировочные» расходы на проезд и проживание. А вот о «разъездных» нет ни слова. А значит, при желании их можно подвести под «резиновый» п.п. 2.3.4 Инструкции № 5 и требовать уплаты с этих сумм ЕСВ. ☹

Что ж, обобщим вышеприведенное в таблице.

Разъездной характер работы VS командировка

Показатель

Разъездной характер работы

Командировка

Оплата труда

За дни поездок начисляют зарплату. Вводят надбавку за разъездной характер работ

Дни командировки оплачивают в соответствии с трудовым (коллективным) договором, но не ниже среднего заработка

Расходы в поездке (командировке)

Суточных нет.

Компенсируют в порядке, установленном для командировок

Выплачивают суточные. При наличии подтверждающих документов компенсируют расходы, связанные с командировкой

Налогообложение

Надбавки за разъездной характер работы в пределах норм облагают НДФЛ и ВС. ЕСВ нет.

Налоговики настаивают на налогообложении компенсационных выплат по поездке. Угроза ЕСВ

Суточные в пределах норм не облагают ЕСВ, НДФЛ и ВС.

Если выполняются требования п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ, расходы, связанные с командировкой, не облагают НДФЛ, ВС и ЕСВ

Решили остановиться на разъездном характере работы? Тогда не забудьте оговорить в трудовом договоре с работником, что его работа будет носить разъездной характер. Кроме того, соответствующее положение может быть включено в коллективный договор с указанием перечня должностей и профессий, работа по которым постоянно проходит в дороге и имеет разъездной (передвижной) характер.

Это важно не только для работников, но и для предприятия. Так, например, если в ходе проверки у налоговиков возникнет вопрос, почему бензин приобретался водителем за пределами населенного пункта, в котором находится предприятие, то у вас всегда будет ответ — потому, что у него разъездной характер работ. Вот и подтверждающая «бумага» (см. определение Одесского админсуда от 25.10.2016 г. по делу № 821/516/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/62525166).

выводы

  • По общему правилу, служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не считаются командировками.
  • Надбавка за разъездной характер работ устанавливается работникам в целях компенсации повышенных расходов, связанных с оторванностью от постоянного места жительства.
  • Налоговики настаивают, что для целей НКУ надбавка за разъездной характер работ входит в состав заработной платы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше