Темы статей
Выбрать темы

Посторонним вход воспрещен, или Фискалы отказывают в ЕН-регистрации

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
До сих пор мы говорили о нарушении условий пребывания на упрощенной системе для уже зарегистрированных плательщиков. Однако иногда случаются такие нарушения, которые «не пускают» субъекта хозяйствования на упрощенную систему уже на «старте», и он так и остается кандидатом в единоналожники. Поговорим об этом!

Порядок отказа в ЕН-регистрации

Статья 299 НКУ устанавливает, что некоторым кандидатам в единоналожники фискалы могут отказать в ЕН-регистрации. В таком случае они обязаны предоставить письменный мотивированный отказ. Срок для предоставления такого отказа — в течение двух рабочих дней со дня подачи субъектом хозяйствования Заявления (п. 299.5 НКУ). Отказ фискалов может быть обжалован кандидатом в упрощенцы в установленном порядке.

Но! Фискалы не имеют права отказывать в ЕН-регистрации просто потому, что им так захотелось. Потому что в п. 299.6 НКУ приведен перечень оснований, на которых фискалы могут отказать заявителю в получении «единоналожного» статуса. И этот перечень является исчерпывающим.

Давайте рассмотрим подробно те основания, при наличии которых фискалы действительно имеют право отказать в ЕН-регистрации.

Основания для «дисквалификации»

Согласно п. 299.6 НКУ существует три основания для мотивированного отказа в ЕН-регистрации. Рассмотрим их по очереди!

«Кандидат» не соответствует требованиям ст. 291 НКУ. Это базовое требование. Она касается соблюдения кандидатом всех правил работы на упрощенной системе. Иначе говоря,

основанием для отказа в ЕН-регистрации является несоблюдение кандидатом любых «единоналожных» ограничений, установленных ст. 291 НКУ

Из абзаца второго п.п. 298.1.4 НКУ можно сделать вывод, что кандидат в единоналожники в течение календарного года, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему, должен соблюдать только требования, установленные п. 291.4 НКУ. То есть требования относительно: (1) предельного объема дохода; (2) количества наемных работников; (3) видов деятельности, определенных в пп. 1, 2 п. 291.4 НКУ (для кандидатов в перво- и второгруппники).

Что касается остальных требований, установленных ст. 291 НКУ, то их, по нашему мнению, достаточно соблюдать на момент перехода и при дальнейшей работе на упрощенной системе. Это касается: (1) запрещенной деятельности (п. 291.5 НКУ)*; (2) неденежных расчетов (п. 291.6 НКУ); (3) превышения порога в 25 % доли юрлиц-неединоналожников в уставном капитале (п.п. 291.5.5 НКУ). Конечно, чтоб уж совсем перестраховаться, можно соблюдать указанные требования и раньше. Однако из п.п. 1 п. 299.6 НКУ такой вывод не следует. В указанной норме ничего не говорится о периоде, поэтому соблюдать требования пп. 291.5, 291.6 НКУ достаточно на момент начала работы на ЕН.

* По мнению фискалов, здесь речь идет именно об осуществлении запрещенных видов деятельности. Наличие таких видов деятельности в уставе или в ЕГР фискалы не считают основанием для отказа в ЕН-регистрации (БЗ 108.01.06).

Также кандидат в упрощенцы не может на день подачи Заявления иметь налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, который возник в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (п.п. 291.5.8 НКУ). Причем, по мнению фискалов, здесь речь идет в том числе и о «гражданском» налоговом долге, то есть о долге, который определен физическому лицу не как субъекту хозяйствования (БЗ 107.09). В то же время, если вы уже стали единоналожником, «гражданский» долг — не основание вас разрегистрировать (БЗ 107.09, см. с. 16).

Реорганизованный «кандидат» не погасил налоговые обязательства или долг. Это — достаточно узкий случай, по сравнению с предыдущим. По сути, его можно считать конкретизацией п.п. 291.5.8 НКУ для ситуации, когда кандидат был создан в результате реорганизации. Такой кандидат не должен иметь налогового долга и должен погасить все налоговые обязательства, возникшие у него до реорганизации. Исключение — реорганизация, которая происходит путем преобразования.

Попутно напомним, что порядок погашения налоговых обязательств и налогового долга в случае реорганизации прописан в ст. 98 НКУ.

«Кандидат» не соблюдает процедуру перехода. Процедура перехода с общей системы на упрощенную прописана в п.п. 298.1.4 НКУ. Нарушить эту процедуру можно несколькими путями.

Во-первых, кандидат может слишком поздно подать Заявление. Согласно п.п. 298.1.4 НКУ такое Заявление нужно подавать не позже чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого кандидат хочет стать упрощенцем. Если Заявление подано позже, фискалы просто не примут его к рассмотрению.

Во-вторых, кандидат может не приложить к Заявлению Расчет дохода, как того требует абзац третий п.п. 298.1.4 НКУ. Этот Расчет показывает объем дохода кандидата, определенный с соблюдением требований ст. 292 НКУ, и подтверждает, что кандидат соответствует требованиям относительно предельного объема дохода для перехода в избранную группу упрощенцев*.

* Подробно о Расчете читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 99, с. 24.

В-третьих, кандидат может нарушить требование о том, что переход на упрощенную систему можно осуществить один раз в течение календарного года (абзац первый п.п. 298.1.4 НКУ). В частности, на этом основании фискалы отказывают в ЕН-регистрации кандидату, который с начала календарного года находился на упрощенной системе, потом в середине года перешел на общую систему, а потом, не дожидаясь окончания года, хочет вернуться на упрощенную систему. По мнению фискалов, такое возвращение является невозможным (БЗ 107.01)**.

** Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 99, с. 44.

Если фискалы «проморгали»...

Из изложенного выше вы, наверное, уже поняли, что кандидату в упрощенцы нужно соответствовать всем требованиям, приведенным в ст. 291 НКУ. В принципе, некоторые из этих требований фискалы могут отследить из Заявления, например, избранные виды деятельности (п.п. 5 п. 298.3 НКУ) и количество работников (п.п. 7 п.п. 298.3 НКУ). Данные об объеме дохода можно отследить по приложенному к Заявлению Расчету (п.п. 298.1.4 НКУ).

Относительно несоответствия кандидата остальным критериям, то его фискалам выявить сложнее. И на практике встречаются случаи, когда фискалы «недосмотрели» и зарегистрировали плательщиком единого налога кандидата, которому должны были бы отказать (пример такой ситуации на с. 27).

Что делать тем единоналожникам, которых зарегистрировали, хотя должны были бы отказать в регистрации? Фискалы отмечают, что в НКУ нет механизма, который бы позволил отзывать уже поданное Заявление (БЗ 107.01). Поэтому, на наш взгляд, самым оптимальным для такого плательщика будет как можно скорее подать Заявление о добровольном отказе от упрощенной системы (пп. 298.2.1, 298.2.2 НКУ).

Дело в том, что недосмотр фискалов при рассмотрении ими Заявления не лишает их права в дальнейшем выявить нарушение плательщиком правил работы на упрощенной системе. А это позволит аннулировать его ЕН-регистрацию на основании п.п. 3 п. 299.10 НКУ по акту проверки и задним числом (п. 299.11 НКУ) со всеми соответствующими последствиями (см. с. 23). Поэтому лучше самостоятельно исправить за фискалами их недосмотр и предусмотрительно покинуть упрощенную систему.

выводы

  • Фискалы могут отказать в ЕН-регистрации исключительно в случаях, предусмотренных в п. 299.6 НКУ.
  • Если фискалы зарегистрировали плательщиком единого налога кандидата, которому должны были бы отказать, такому плательщику следует как можно скорее отказаться от упрощенной системы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше