Ответственность за нарушения в сфере применения РРО и ЭПС

Вороная Наталья, редактор, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Март, 2019/№ 23
В избранном В избранное
Печать
В процессе работы с РРО, к сожалению, возникают ситуации, когда субъект хозяйствования тем или иным образом нарушает установленные законодательством правила. В этом случае у него возникают вопросы о возможных последствиях своих действий. Давайте же посмотрим, что грозит нарушителям РРО-законодательства!

8.1. Санкции за нарушения в сфере применения РРО

Начать следует, пожалуй, с главного. Выяснить, кого вообще могут привлекать к ответственности за нарушения в сфере РРО, какие органы налагают штрафы, каковы порядок применения штрафных санкций и сроки давности по ним (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1. Штрафы за нарушения в сфере применения РРО: вводная информация

Вопросы применения санкций

Пояснения

Кого могут привлечь к ответственности?

Согласно Закону об РРО к ответственности могут привлечь:

1) субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции за товары (услуги);

2) уполномоченные банки, проводящие операции по купле-продаже иностранной валюты;

3) субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками;

4) ЦСО, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом РРО;

5) субъектов хозяйствования, реализующих РРО;

6) производителей РРО;

7) должностных лиц* и лиц, осуществляющих расчетные операции

* Как следует из писем Департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью при МВД Украины от 25.05.2011 г. № 5/3614 и Гоструда от 15.06.2011 г. № 216/0/6/46-11, предприниматель может быть признан служебным (должностным) лицом только тогда, когда у него реально возникает возможность исполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности. В этих случаях ФЛП может нести административную ответственность так же, как и обычные должностные лица (см. также письмо Минюста от 03.11.2006 г. № 22-48-548).

Кто осуществляет контроль в сфере применения РРО?

Согласно ст. 15 Закона об РРО контроль за соблюдением РРО-законодательства осуществляют:

а) органы ГФСУ — в общем случае (в процессе документальных и фактических проверок);

б) НБУ и органы ГФСУ — в части осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты

Каков порядок применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования?

Орган ГФСУ выписывает на сумму штрафа налоговое уведомление-решение по форме «С» (разд. ІІ Порядка № 1204, приложение 10 к этому Порядку). Такое уведомление-решение направляется (вручается) субъекту хозяйствования (ст. 58 и п. 116.1 НКУ). Получив налоговое уведомление-решение, субъект хозяйствования должен в 10-дневный срок либо уплатить указанную сумму, либо обжаловать уведомление-решение в административном или судебном порядке (п. 57.3 НКУ). В последнем случае (если суд подтвердил сумму штрафа) срок уплаты суммы, указанной в уведомлении-решении, — 10 календарных дней, следующих за днем вступления в законную силу решения суда (см. подкатегорию 133.05 БЗ).

Если в течение 10 календарных дней с даты получения уведомления-решения (или со дня согласования денежного обязательства, если проводилась процедура обжалования) сумма не уплачена, она получает статус налогового долга и на нее начинает начисляться пеня

Какие сроки давности применяют к штрафным санкциям, налагаемым на субъектов хозяйствования?

К нарушениям в сфере РРО применяется общий срок давности, предусмотренный НКУ. То есть речь идет о 1095-дневном сроке, в то время как 6-месячный срок согласно ст. 250 ХКУ в данном случае не применяется. Подтверждают это и фискалы (см. письмо ГФСУ от 11.08.2016 г. № 17492/6/99-99-15-02-02-15)

Как привлекают к ответственности должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции?

Указанные лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КУоАП. При этом фискалы составляют только протокол об админправонарушении (ст. 255 КУоАП). Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, районные, районные в городе, городские или горрайонные суды на основании протоколов, составленных должностными лицами органов ГФСУ (ст. 221 КУоАП)

Каковы сроки давности для применения админштрафов?

Такие сроки составляют 3 месяца со дня совершения правонарушения, а если правонарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления (т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано). До истечения указанного срока орган ГФСУ должен успеть составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа (ст. 38 КУоАП)

Итак, с общими вопросами мы разобрались. А теперь давайте посмотрим, какие штрафные санкции предусмотрены за нарушение порядка проведения расчетных операций (см. табл. 8.2 на с. 87). При этом сосредоточимся на обычных субъектах хозяйствования, а сервисные центры, торговцев валютой, а также производителей и продавцов РРО «вынесем за скобки».

Таблица 8.2. Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования и должностных лиц

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции за товары (услуги)

1

Проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг)

Если нарушение совершено впервые* — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)**

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Под совершением нарушения впервые законодатель подразумевал «впервые в течение календарного года», а не впервые за весь период деятельности субъекта хозяйствования. При этом фискалы считают вторым (и следующими) совершение любого из приведенных в п. 1 ст. 17 Закона об РРО видов нарушений (см. пп. 1 — 4 этой таблицы), а не только того же самого. Если при проверке выявляют сразу несколько видов нарушений, то одно из них налоговики считают первым и штрафуют «одной гривней», а ко второму (и к остальным) применяют 100-процентный штраф. Такой подход изложен в письме ГФСУ от 31.07.2014 г. № 862/7/99-99-22-06-03-17/34 и в подкатегории 109.20 БЗ. Похоже, что к такому же выводу склоняются и суды (см. постановление Тернопольского окружного админсуда от 18.01.2016 г. по делу № 819/3514/15, а также постановление Львовского апелляционного админсуда от 12.04.2017 г. по делу № 876/2753/16, касающееся того же спора).

** Штраф определяют исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции.

2

Непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы*

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Имейте в виду: если используется РРО, срок эксплуатации которого истек, все расчетные операции, проведенные через такой РРО, будут расценены фискалами как непроведенные через РРО с фискальным режимом работы. Фискалы настаивают на том, что такой кассовый аппарат не является РРО в понимании Закона об РРО (подкатегория 109.20 БЗ). А вот использование РРО в период, когда у субъекта хозяйствования нет действующего договора на его обслуживание с ЦСО, штрафных санкций не повлечет. Ведь законодательство ответственности за такие действия не предусматривает (см. консультацию в подкатегории 109.20 БЗ).

3

Несоответствие у юридических лиц* суммы наличных средств на месте проведения расчетов** сумме средств, указанной в дневном отчете***, более чем на 10 % минимальной заработной платы на 1 января отчетного года (в 2019 году — 417,30 грн.), а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня****

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Штрафовать за такое расхождение могут исключительно юридических лиц. Физлицам-предпринимателям ответственность за это не грозит.

** Если вся сумма наличной выручки не помещается в ящике РРО, фискалы допускают, чтобы субъект хозяйствования хранил часть своей выручки в сейфе. Но при условии, что этот сейф находится на месте проведения расчетов. В этом случае сумма наличных средств на месте проведения расчетов будет определяться совокупно (в ящике РРО и в сейфе вместе). При этом следует оговорить такую ситуацию во внутреннем приказе по предприятию, в котором указать, что в сейфе, размещенном на месте проведения расчетов, должна храниться только выручка от реализации с использованием РРО (см. подкатегорию 109.02 БЗ, а также письма ГФСУ от 03.07.2017 г. № 937/6/99-99-14-05-01-15/ІПК и ГУ ГФС в Волынской обл. от 24.05.2018 г. № 2301/ІПК/03-20-14-05-11).

*** Различные модели РРО могут обнулять или не обнулять сумму «конечного остатка» (т. е. средств, хранящихся в ящике РРО) при выполнении Z-отчета. В случае когда такое обнуление происходит, наличность с предыдущего дня, хранящаяся на месте проведения расчетов, до регистрации первой расчетной операции должна быть зарегистрирована (внесена) через РРО с использованием операции «служебное внесение» (п. 6 разд. III Порядка № 547-1). Если этого не сделать, сумма в ящике РРО не будет соответствовать дневному отчету.

**** Если читать текст нормы буквально, то выходит, что 10-процентное отклонение не может применяться при использовании РК. В то же время если подходить системно, то нештрафуемый «люфт» должен был бы распространяться и на такие случаи. К сожалению, до настоящего времени фискалы на этот счет не высказались.

4

Нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций*, или проведение расчетной операции без использования РК на отдельном хозяйственном объекте

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Отсутствие в чеке РРО хотя бы одного из обязательных реквизитов приравнивается к нераспечатке расчетного документа (п. 3 разд. I Положения № 13). Об этом фискалы напоминают в подкатегории 109.20 БЗ. Поэтому следите за лентой в гнезде кассового аппарата, чтобы чек РРО распечатался полностью.

5

Неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО

Штраф* в размере 20 ннмдг** (340 грн.)

П. 3 ст. 17 Закона об РРО

6

Использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования

7

Необеспечение хранения РК в течение установленного срока***

* Согласно ст. 5 Закона об РРО РК используют в случае выхода РРО из строя и отключения электроэнергии на месте проведения расчетов. Но! Приказ № 773 позволил субъектам хозяйствования с 01.10.2018 г. отказаться от КУРО, зарегистрированных на РРО (см. наш комментарий к этому приказу в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 85, с. 2). Если вы уже успели воспользоваться этим и отказались от КУРО, то при выходе РРО из строя вам поможет только резервный РРО. А при отключении электроэнергии придется либо отправлять покупателей для оплаты в ближайший банк, либо вовсе не проводить расчетные операции. В любом случае, если вы отказались от КУРО,

зарегистрированной на РРО, вам этот штраф уже не грозит. Поскольку вы уже не имеете права применять КУРО и РК в случаях, предусмотренных ст. 5 Закона об РРО.

** Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

*** В Законе об РРО по-прежнему содержится норма, согласно которой хранение использованных КУРО и РК предусмотрено в течение 3 лет после их окончания (п. 6 ст. 3 Закона об РРО). Обращаем внимание: отказ от КУРО на основании приказа № 773 не освобождает от обязанности хранить КУРО и РК согласно ст. 3 Закона об РРО (см. п. 14 гл. 4 разд. II и п. 11 гл. 2 разд. III Порядка № 547-2). Но если за нехранение КУРО фискалы штрафуют согласно п. 121.1 НКУ (см. подкатегорию 109.20 БЗ), то за нехранение РК — согласно п. 3 ст. 17 Закона об РРО.

8

Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 5 ст. 17 Закона об РРО

9

Искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме

10

Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования (для горючего с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД), цен товаров (услуг) и учета их количества

Штраф в размере 5 ннмдг (85 грн.)

П. 6 ст. 17 Закона об РРО

11

Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций в установленном порядке*

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 7 ст. 17 Закона об РРО

12

Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

* Здесь речь идет о тех производителях, которые через кассу продают продукцию собственного производства (кроме технически сложных бытовых товаров, лекарств и медизделий). Подробнее об этом читайте на с. 6.

13

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы ЦСО

Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.)

П. 8 ст. 17 Закона об РРО

14

Непредоставление в органы ГФСУ отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков (Z-отчетов) с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности их подачи*

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 9 ст. 17 Закона об РРО

* Если неподача электронной РРО-отчетности фискалам происходит по причине повреждения телекоммуникационной сети, отключения электроэнергии или ремонта модема, то штраф за непредоставление такой отчетности к субъекту хозяйствования не применяется. Но при этом налоговики выдвигают следующие условия: срок такой неподачи не превышает 7 рабочих дней и имеются соответствующие подтверждающие документы. Если же провайдеры, энергопоставщики или ЦСО не могут восстановить работу сети или модема за этот срок, фискалы рекомендуют субъектам хозяйствования требовать от указанных служб соблюдения норм действующего законодательства в отношении сроков устранения поломок (см. подкатегорию 109.20 БЗ). Но штраф на пострадавшего субъекта хозяйствования, очевидно, все равно наложат.

15

Реализация товаров, которые не учтены в установленном порядке*

Штраф в размере двойной стоимости неоприходованных товаров, которые не учтены по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

Ст. 20 Закона об РРО

* Этот штраф не применяется к физическим лицам — предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС. Дело в том, что на таких ФЛП не распространяется требование об обязательном ведении учета товарных запасов на складах и/или по месту реализации (абзац второй п. 12 ст. 3 Закона об РРО). Фискалы, правда, со ссылкой на п. 44.3 НКУ любят настаивать на том, что и у ФЛП-безНДСников на едином налоге должны быть первичные документы на приобретенный товар (см. консультацию в подкатегории 107.11 БЗ). Наше мнение по данному вопросу читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 81, с. 22.

Штрафы, налагаемые на должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

16

Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.)

Ч. 1 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

17

Действия, указанные в п. 16 этой таблицы, совершенные лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за такие же нарушения

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Ч. 2 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Обратим внимание еще на одно негативное последствие. Отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке РРО (за исключением случаев, позволяющих не использовать РРО) может стать основанием для админареста имущества субъекта хозяйствования (п.п. 94.2.4 НКУ). Да, это не санкция. Но тоже неприятно.

8.2. Ответственность за неправильное проведение ЭПС-расчетов

Контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований в отношении расчетов с использованием ЭПС возложен на органы ГФСУ, а за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов — на органы Госпродпотребслужбы (абзац третий п. 14.19 Закона № 2346, п.п. 191.1.4 НКУ).

Какая ответственность грозит за допущенные в этой сфере нарушения? В соответствии со ст. 2342 КУоАП органы ГФСУ рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных, в частности, с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги).

Санкции за несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС устанавливает ст. 16315 КУоАП. Давайте посмотрим на размеры этих штрафов!

Итак, к должностным лицам юридического лица, а также к физическим лицам — предпринимателям применяется админштраф в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.). За повторное нарушение лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за те же действия, штраф существенно выше — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Также следует помнить, что ч. 2 ст. 17 Закона № 1023 запрещает каким-либо образом ограничивать использование потребителем ЭПС, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате. Если же субъект хозяйствования будет ограничивать использование ЭПС, то за такое нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 500 ннмдг (8500 грн.) (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023).

Кроме того, фискалы могут квалифицировать то, что вы не обеспечили возможности использования ЭПС как нарушение правил, по которым осуществляется торговая деятельность. Ведь согласно п. 21 Порядка № 833 субъект хозяйствования обязан обеспечить возможность использования ЭПС во время осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством. А Закон № 2346 — как раз часть этого законодательства.

Нарушение правил осуществления торговой деятельности — это админштраф на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 до 170 грн.) согласно ст. 155 КУоАП. Если на протяжении года вас уже подвергали админвзысканию за такое же нарушение, штраф возрастет и составит от 5 до 27 ннмдг (от 85 до 459 грн.). Привлечь к админответственности на основании этой статьи могут территориальные органы Госпродпотребслужбы.

Одновременно с наложением этого штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его невыполнения в установленный в предписании срок на должностных лиц предприятия либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КУоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.).

Итак, мы рассмотрели, какая ответственность предусмотрена за нарушения в сфере применения РРО и ЭПС. Чтобы эти санкции вас не коснулись, выполняйте установленные законодательством требования. Кроме того, помните: субъектам хозяйствования, использующим РРО и РК, необходимо также соблюдать правила наличного обращения.

выводы

  • Контроль за соблюдением РРО-законодательства осуществляет ГФСУ, штрафы за его нарушение предусмотрены ст. 17 Закона об РРО.
  • Если субъект хозяйствования получил налоговое уведомление-решение о наложении штрафных санкций за нарушение РРО-законодательства, то в 10-дневный срок необходимо уплатить штраф либо начать процедуру обжалования в административном или судебном порядке.
  • К нарушениям в сфере РРО применяют общий 1095-дневный срок давности, установленный НКУ.
  • За необеспечение возможности расчетов с использованием ЭПС к ответственности может привлекаться как субъект хозяйствования, так и его должностные лица.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд