Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Последствия предоставления ФЛП-упрощенцем беспроцентного займа

Адамович Наталия, налоговый эксперт, Амброзяк Наталья, юрист, Децюра Сергей, налоговый эксперт, Ивлева Наталья, эксперт по вопросам оплаты труда, Кравченко Дарья, налоговый эксперт, Малеева Алла, налоговый эксперт, Ольховик Ольга, налоговый эксперт, Савченко Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Налоги & бухучет Май, 2019/№ 34-35
В избранном В избранное
Печать
Физическое лицо — предприниматель (ФЛП), которое является плательщиком единого налога (ЕН) группы 3, собирается предоставить беспроцентный заем юридическому лицу. Имеет ли он право это делать, и если нет, то какие последствия его ожидают при осуществлении такой операции?

На первый взгляд, для того чтобы ФЛП предоставил юрлицу беспроцентный заем (возвратную финансовую помощь), нужно всего-навсего иметь свободные средства и желание дать их взаймы.

Чтобы предоставить заем юрлицу, ФЛП должен только должным образом оформить его предоставление. А именно заключить с юрлицом договор о предоставлении беспроцентного займа и передать по такому договору денежные средства заемщику. Только после этого можно утверждать, что договор займа является заключенным.

Внимание! Поскольку речь идет о предоставлении беспроцентного займа, то в самом договоре следует прямо указать, что проценты за пользование заемными средствами не уплачиваются. Подробно о сути договора займа читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 16.

Кажется, все просто. Но когда беспроцентный заем пожелает выдать ФЛП, который является плательщиком ЕН, в том числе и группы 3, то самого желания, свободных средств и оформления договора займа будет недостаточно.

ФЛП еще нужно будет доказать, что, предоставив беспроцентный заем, он не осуществил запрещенную на упрощенной системе налогообложения деятельность.

Так, по мнению фискалов, предоставив беспроцентный заем, ФЛП — плательщик ЕН осуществляет запрещенный вид деятельности, а именно проводит деятельность, которая считается финансовым посредничеством и запрещена упрощенцам в соответствии с п.п. 6 п.п. 291.5.1 НКУ (см. письмо ГФСУ от 14.11.2017 г. № 2609/К/99-99-13-02-03-14/ІПК, категорию 107.04 БЗ).

Аргументируют свой вывод налоговики, опираясь на то, что в соответствии с Национальным классификатором Украины ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» (КВЭД 2010) предоставление возвратной финансовой помощи (беспроцентного займа) относится к коду 64 «Предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения» и является запрещенным для осуществления деятельности на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.

Такое нарушение, по мнению фискалов, заставит ФЛП покинуть ряды упрощенцев.

По нашему мнению, такой подход является ошибочным. Предоставление в заем собственных средств вообще не может считаться финпосредничеством. Ведь, как указано в ч. 3 ст. 333 ХКУ, финпосредничество — это деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств. Так, согласно п. 5 ст. 1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-ІІІ выдача беспроцентного займа не несет в себе признаков финансовой услуги, поскольку не направлена на получение прибыли в виде процентов и нет никакой иной компенсации за пользование средствами. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 16, с. 3.

Такие фискальные выводы налоговиков существуют уже очень давно. Поэтому просто так убедить фискалов в ошибочности их утверждения будет непросто. И, значит, тем, кто не желает рисковать, предоставлять беспроцентные займы не советуем.

Обращаем внимание! Если ФЛП уже предоставил юрлицу беспроцентный заем, то он нарушил, по мнению фискалов, правила пребывания на упрощенной системе. Следовательно, ФЛП должен был покинуть упрощенную систему налогообложения и перейти на общую систему с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялся такой вид деятельности (п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ). Для этого он должен был не позднее чем за 10 дней до начала следующего налогового квартала подать в контролирующий орган заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (п.п. 298.2.1 НКУ). Если он этого не сделал и фискалы выявят такое нарушение, то они принудительно аннулируют регистрацию плательщика ЕН в соответствии с пп. 299.10 и 299.11 НКУ с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено это нарушение. Кроме того, фискалы считают, что ФЛП должен обложить сумму возвращенного беспроцентного займа ЕН по ставке 15 % (БЗ 107.04). Подробно об этом — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 19.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц