Темы статей
Выбрать темы

Ответственность в сфере наличного обращения

Алешкина Наталья, налоговый эксперт, Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Итак, в этом спецвыпуске мы подробно описали правила обращения с наличностью и порядок осуществления контроля за соблюдением этих правил. Пришло время поговорить об ответственности, которая грозит за их нарушение. За нарушение правил наличного обращения, установленных Положением № 148, предусмотрена финансовая и административная ответственность. Рассмотрим их отдельно.

11.1. Финансовые санкции

Документом, который позволяет фискалам налагать на субъектов хозяйствования финансовые санкции, является Указ № 436. Сразу скажем: не все санкции из перечисленных в нем могут применяться в настоящее время. В частности, Указ предусматривает штрафы за два вида нарушений, которые таковыми сейчас, по сути, не являются. К ним относятся штрафы:

1) за расходование наличных из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налоговой задолженности (абзац четвертый ст. 1);

2) за нецелевое использование наличных средств, полученных в банке (абзац седьмой ст. 1).

Начнем со штрафа за расходование наличных из выручки. В п.п. 6 п. 58 Положения № 148 сказано, что такие выплаты наличными должны осуществляться с учетом требований НКУ.

В то же время НКУ никаких ограничений в части выплаты заработной платы из выручки при наличии налогового долга не предусматривает

Более того, запрещено (!) использование собственных средств налогоплательщика в качестве источника погашения его налогового долга, если такие средства предназначены для выплат задолженности по основной заработной плате за фактически отработанное время физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с таким юрлицом (п.п. 87.3.8 НКУ).

То есть, опираясь на нормы НКУ, видим, что в этом вопросе правонарушение отсутствует, а значит, нет и оснований для штрафа. Такой вывод подтверждают фискалы в консультации из подкатегории 109.21 БЗ.

А вот в отношении нецелевого использования наличности, полученной в банке, налоговики не так сговорчивы.

На самом деле

Положение № 148 никаких требований к целевому использованию наличных средств, полученных из банка, не предъявляет

И об этом мы уже говорили (см. подраздел 3.3 раздела «Общие вопросы осуществления кассовых операций»).

Напомним: изначально под целевым использованием подразумевалось получение наличности под конкретную цель в рамках хозяйственной деятельности. И ни на какие другие цели использовать такую наличку было нельзя. Так, например, полученные на хознужды средства можно было потратить исключительно на хознужды, но никак не на командировку и т. д.

В этом смысле «целевое» ограничение для наличности, полученной в банке, давно кануло в Лету (см. письма НБУ от 26.01.2005 г. № 11-111/226-703 и от 21.11.2016 г. № 50-0004/95394). А потому и штрафные санкции за нецелевое использование наличности применяться не должны. На этот факт в свое время указывал НБУ в письме от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907.

Соглашались с этим и судебные органы (см. определение Днепропетровского апелляционного админсуда от 14.01.2016 г. по делу № 808/5569/14* и постановление Черкасского окружного админсуда от 23.02.2017 г. по делу № 823/2010/16**).

* См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/55011146.

** См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/65036354.

В связи с этим настораживает позиция фискалов, изложенная в консультации из подкатегории 109.21 БЗ. Здесь они дают свое определение понятию нецелевого использования наличности. Так, они считают, что таковым является расходование наличности на цели, не связанные с ведением хозяйственной деятельности. И, видимо, на этом основании хотят подтянуть штраф в размере израсходованной наличности.

Однако мы считаем, что наличность, полученную в банке, можно безболезненно использовать для обеспечения нужд субъекта хозяйствования, возникающих в процессе его функционирования. И не важно, какое при этом целевое направление указано в соответствующем реквизите банковского чека. Ведь НБУ давно отмечал, что заполнение этого реквизита осуществляется только для анализа денежных потоков по направлениям и изучения тенденций наличного обращения (см. п. 2 письма НБУ от 26.01.2005 г. № 11-111/226-70).

Что касается прочих финансовых санкций, установленных Указом № 436, то основанием для их применения служат материалы проведенных налоговиками проверок и представления Государственной аудиторской службы, финансовых органов и органов МВД в установленном законодательством порядке (см. подкатегорию 109.21 БЗ). Применяются такие штрафы в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения органами ГФСУ указанных представлений (ст. 2 Указа № 436).

Сгруппируем информацию о санкциях, применяемых к субъектам хозяйствования — нарушителям наличного обращения, в табл. 11.1.

Таблица 11.1. Финансовые санкции за нарушения правил работы с наличностью

№ п/п

Вид нарушения

Санкции за нарушения

Нормативный акт

1

Превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе

Штраф в размере 200 % суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день

Абзац второй ст. 1 Указа № 436

При проведении проверки налоговики сравнивают записи о фактических остатках наличности в кассе по кассовой книге с установленным лимитом кассы за каждый день. При этом не имеет значения, были в этот день кассовые обороты или нет.

Штраф за превышение установленных лимитов остатков наличности в кассе также может быть применен к предприятию в случае выявления при его проверке не подписанных получателем РКО или ведомостей на выдачу наличности. Основанием для этого является п.п. 3 п. 58 Положения № 148. Так, при выявлении РКО или ведомостей, в которых выдача наличности из кассы не подтверждена подписью получателя, сумма по таким расходным документам прибавляется к остатку наличности в кассе в день, в котором указанные расходные документы оформлены. В дальнейшем эта сумма в расчет сверхлимитных остатков наличности не включается (см. подкатегорию 109.21 БЗ).

2

Неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности

Штраф в размере 500 % неоприходованной суммы

Абзац третий ст. 1 Указа № 436

Этот штраф применяется за каждый факт неоприходования (неполного и/или несвоевременного оприходования) наличности в кассах. О том, что считать оприходованием, см. в подразделе 3.2 раздела «Общие вопросы осуществления кассовых операций».

Если во время проверки контролирующим органом в кассе предприятия будут выявлены суммы наличных средств, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, их признают неоприходованными. Основания для этого есть в п. 11 Положения № 148.

3

Превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдача наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства

Штраф в размере 25 % выданных под отчет сумм

Абзац пятый ст. 1 Указа № 436

Чтобы избежать применения указанного штрафа, неиспользованные денежные средства должны возвращаться подотчетным лицом до или во время предоставления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, согласно требованиям НКУ и с учетом сроков выдачи наличных, предусмотренных п. 19 Положения № 148. Подробно о выдаче наличных под отчет читайте в разделе 7 «Подотчетная наличность» этого спецвыпуска.

4

Проведение наличных расчетов без предоставления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств

Штраф в размере уплаченных средств

Абзац шестой ст. 1 Указа № 436

На первый взгляд, можно подумать, что эта санкция предусмотрена для продавца, не выдавшего необходимый документ покупателю. Однако согласно разъяснениям, изложенным в письме ГНАУ от 30.12.2005 г. № 13363/6/23-8019, это не так. Указанный штраф налоговики и сейчас применяют к субъекту хозяйствования, у которого при проверке обнаружены утвержденные авансовые отчеты, по которым подотчетным лицам зачтены (выплачены) суммы наличности, не подтвержденные соответствующими расчетными документами (см. подкатегорию 109.21 БЗ).

Важно! Штрафы, предусмотренные Указом № 436, являются административно-хозяйственными санкциями (см. п. 2 обзорного письма ВАСУ от 24.10.2008 г. № 1776/100/13-08).

По общему правилу административно-хозяйственные санкции могут налагаться в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня его совершения (ч. 1 ст. 250 ХКУ). Однако ч. 2 ст. 250 ХКУ гласит, что эти общие правила не распространяются на штрафные санкции, установленные законодательными актами, контроль за соблюдением которых возложен на фискальные органы.

Судебные органы в настоящее время также считают, что в отношении нарушений «наличных» правил, допущенных после 01.01.2011 г.*, сроки давности, предусмотренные ч. 1 ст. 250 ХКУ, не применяются (см., например, определение ВАСУ от 12.07.2017 г. по делу № К/9991/56632/12**).

* Дата вступления в силу положений ч. 2 ст. 250 ХКУ.

** См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/68740985.

Между тем, как ранее указывал НБУ, такие штрафы могут применяться в течение срока, установленного ст. 102 НКУ, т. е. 1095 дней (см. письмо от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354). Кстати, такого же мнения придерживаются и фискалы (см. подкатегорию 109.21 БЗ). И хотя указанная консультация переведена в состав недействующих в связи с утратой силы Положением № 637, мнение налоговиков на этот счет, полагаем, не изменилось.

Иначе говоря, на штрафы, применяемые в соответствии с Указом № 436 за нарушение правил наличного обращения, распространяются общие сроки давности, предусмотренные ст. 102 НКУ (1095 дней), а не сроки, установленные ч. 1 ст. 250 ХКУ.

11.2. Административная ответственность

Кроме финансовых санкций к субъектам хозяйствования, за нарушение требований законодательства в сфере наличного обращения на должностных лиц предприятий и предпринимателей могут налагаться административные штрафы. Информация о размере и условиях применения таких штрафных санкций прописана в ст. 16315, 1642 и 1644 КУоАП.

Причем обратите внимание: ст. 16315 КУоАП устанавливает ответственность не за любое нарушение норм Положения № 148, а только в части наличных расчетов за товары (услуги). В связи с этим, например, за нарушение правил оформления кассовых документов административная ответственность на сегодняшний день должностным лицам предприятий и предпринимателям не грозит. С таким мнением соглашаются и фискалы (см. подкатегорию 109.21 БЗ).

Что касается сроков давности, то административное взыскание за нарушение наличного обращения может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его выявления (ч. 1 ст. 38 КУоАП).

Согласно разъяснениям налоговиков, длящимся является правонарушение, которое характеризуется длительным, непрерывным неисполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой. При длящемся правонарушении лицо, совершившее его, и в дальнейшем находится в беспрерывном состоянии совершения неправомерных действий или бездействия (см. консультацию из подкатегории 138.03 БЗ).

К счастью, исходя из этого определения подавляющее большинство нарушений правил в сфере наличного обращения — разовые правонарушения, а не длящиеся.

О том, какая админответственность грозит работникам предприятий и предпринимателям, вы можете узнать из табл. 11.2.

Таблица 11.2. Админсанкции за «наличные» нарушения

№ п/п

Вид нарушения

Санкции за нарушения

Нормативный акт

1

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными

Штраф в размере

от 100 до 200 ннмдг*

(от 1700 до 3400 грн.)

Ч. 1 ст. 16315 КУоАП

* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере

от 500 до 1000 ннмдг

(от 8500 до 17000 грн.)

Ч. 2 ст. 16315 КУоАП

Эти штрафы налагают органы ГФСУ (ст. 2342 КУоАП) на виновных в таких нарушениях должностных лиц предприятий, а также на физлиц-предпринимателей (см. подкатегорию 109.21 БЗ). Причем в случае превышения предельных сумм наличных расчетов он грозит как плательщикам, так и получателям «сверхпредельных» сумм.

А вот для физических лиц (непредпринимателей) действующим законодательством вообще не предусмотрены какие-либо штрафы за нарушение «наличных» ограничений (см. подкатегорию 109.21 БЗ).

В другой своей консультации из подкатегории 109.21 БЗ фискалы уклоняются от ответа на вопрос, является превышение предельной суммы наличных расчетов разовым или длящимся правонарушением. Однако поскольку штраф налагается отдельно за каждый случай превышения, считаем, что речь идет о разовом правонарушении. То есть для штрафа будет применяться двухмесячный срок давности со дня, в котором допущено превышение (ст. 38 КУоАП).

2

Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств

Штраф в размере

от 8 до 15 ннмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1642 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере

от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1642 КУоАП

Указанный штраф налагают органы Государственной аудиторской службы на должностных лиц подконтрольных ей учреждений и субъектов хозяйствования (ст. 2341 КУоАП). Соответственно, этот штраф может грозить только предприятиям, связанным с бюджетными средствами (п.п. 2 п. 4 Положения о Государственной аудиторской службе Украины, утвержденного постановлением КМУ от 03.02.2016 г. № 43).

Однако вместе с тем помните, что фискалы имеют право во время проведения проверок требовать от всех плательщиков проведения инвентаризации активов и, в частности, наличных денег (п.п. 20.1.9 НКУ). Ссылаясь на это право, налоговики раньше отмечали, что по требованию работника налоговых органов плательщик обязан провести инвентаризацию в рамках сроков проведения проверки (см. письмо ГНАУ от 26.05.2011 г. № 6322/5/23-4016).

Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации — это разовое правонарушение, поэтому по нему применяется срок давности 2 месяца с момента совершения. А вот если инвентаризация вовсе не проведена, речь идет уже о длящемся правонарушении. То есть имеет место долговременное, непрерывное невыполнение обязанностей, предусмотренных правовой нормой. Здесь уже админвзыскание возможно не позднее чем через 2 месяца со дня выявления правонарушения (ст. 38 КУоАП).

Подробно об ответственности за непроведение инвентаризации читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 98, с. 45.

3

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющими реализацию товаров за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций

Штраф в размере

от 17 до 88 ннмдг

(от 289 до 1496 грн.)

Ч. 1 ст. 1644 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере

от 43 до 175 ннмдг

(от 731 до 2975 грн.)

Ч. 2 ст. 1644 КУоАП

Этот штраф налагают органы Национальной полиции (ст. 222 КУоАП).

По всей видимости, данное правонарушение также считается разовым с соответствующими последствиями для срока давности к применению админвзыскания.

Учитывая размеры штрафных санкций, постарайтесь не нарушать кассовую дисциплину. А о том, как правильно осуществлять операции с наличностью, вы уже знаете.

выводы

  • За нарушение правил наличного обращения, установленных Положением № 148, предусмотрены финансовые санкции согласно Указу № 436 и административные санкции согласно КУоАП.
  • В настоящее время не должны применяться упомянутые в Указе № 436 штрафные санкции (1) за расходование наличных из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налогового долга и (2) за нецелевое использование наличных средств, полученных в банке.
  • Для финансовых санкций, установленных Указом № 436, применяются сроки давности согласно ст. 102 НКУ — 1095 дней.
  • Админвзыскание за несоблюдение правил наличного обращения может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его выявления.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше