Товар испорчен по вине перевозчика: учет и налогообложение

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Октябрь, 2019/№ 80
В избранном В избранное
Печать
Предприятие приобретает у покупателя запчасти. По условиям договора право собственности на товар переходит к покупателю в момент его получения. Доставку товара перевозчик (почтовый оператор) осуществляет на условиях послеоплаты. При этом расходы по доставке берет на себя покупатель. При приеме запчастей он обнаружил частичную порчу товара. Несмотря на это, покупатель принял решение не отказываться от партии товара, а принять ее, и перечислил поставщику оплату в полном (!) объеме. Одновременно с приемом товара покупатель выставил претензию к перевозчику с требованием возместить стоимость испорченного товара. Перевозчик с претензией согласился и компенсировал покупателю недостачу. Как отразить такую операцию в учете?

Условия поставки

Для лучшего понимания операции изобразим на схеме алгоритм ее осуществления.

Схема хозяйственной операции

Объясним обозначения на схеме.

1. Продавец передает товар перевозчику и делегирует получателю право выставлять претензию.

2. Получатель выставляет претензию и оплачивает доставку и всю партию товара.

3. Перевозчик передает весь товар получателю и компенсирует стоимость испорченных товаров.

4. Перевозчик перечисляет средства поставщику за товар.

5. Проведен зачет излишне выплаченного аванса в счет возмещения от перевозчика.

К сведению! Покупатель оприходует товар на баланс на основании полученных сопроводительных документов от перевозчика. В этот момент продавец отражает в учете доходы от реализации и затраты в сумме себестоимости реализованных товаров.

Такой алгоритм действий покупателя и продавца имеем в случае, если перевозчик испортил товар. А теперь обо всем подробнее.

Кто пострадавший?

Если в процессе доставки часть товара испорчена (повреждена) по вине перевозчика, то пострадавшей стороной следует признавать продавца (ведь на момент порчи товара контроль над ним осуществлял продавец). А значит, именно он должен выставлять претензию перевозчику с требованием возместить убытки.

Претензию перевозчику получатель выставляет не от своего имени, а от имени отправителя

Следовательно, фактическим получателем возмещения в этом случае должен быть отправитель товара (продавец). Покупателю такая претензия нужна не с целью получения возмещения убытков, а с целью документального фиксирования факта порчи товаров, — это понадобится для оприходования полученного товара на баланс и определения состояния выполнения продавцом взятых на себя обязательств по поставке товара.

О том, что компенсация не принадлежит покупателю, говорит и тот факт, что по рассматриваемым условиям поставки покупатель не понес убытков, которые должен покрыть перевозчик. Когда происходила порча товара, он принадлежал продавцу. Поэтому именно ему такая порча приносит убытки, которые должны быть возмещены.

В то же время, поскольку претензию выставляет получатель отправления, логично, что перевозчик после акцепта претензии перечисляет сумму возмещения на счет получателя посылки, а не на счет отправителя. А уже потом получатель (покупатель) должен направить эти транзитные средства продавцу.

Прием товара

Чтобы лицо, которое принимает товар, доставленный почтовым оператором, осуществило все правильно, ему при получении отправления следует соблюдать определенные правила.

Правило первое. Перед тем как забрать товар и подписать документы о его получении, а также отдавать средства для перечисления отправителю, нужно тщательно осмотреть сам товар на предмет его порчи.

Дело в том, что ответственность почтового оператора за сохранность отправления прекращается с момента его выдачи получателю и после подписания последним экспресс-накладной. Акт приема-передачи (в котором фиксируются повреждение отправления, недостача), составленный после передачи отправления получателю обычно считается недействительным.

То есть если лицо сначала подпишет документы о получении отправления и передаст средства для перечисления отправителю товара, то выходит, что получатель автоматически согласился с выполнением продавцом и почтой своих обязанностей и взял на себя все риски за порчу такого товара.

Правило второе. Если в результате проведения осмотра посылки была обнаружена порча ценностей, то получателю лучше отказаться от посылки и отправить ее назад отправителю без уплаты каких-либо средств почтовому оператору и продавцу. При этом поскольку получатель отказался от посылки, то он автоматически перевел право требовать получение возмещения на продавца.

Правило третье. Если получателю очень нужен товар, который ему направили, то он может согласиться его получить даже испорченным (как произошло в нашем случае). Но перед тем как подписывать документы о получении посылки и платить за ее доставку, он должен составить претензию к почтовому оператору и подтвердить факт частичной порчи ценностей.

При этом получатель должен заплатить перевозчику обусловленную стоимость вложения и стоимость его доставки. В ином случае почта просто не выдаст получателю товар.

Оприходование товара

Получатель должен признать приобретенным и зачесть на баланс только товар, пригодный для использования. Испорченный товар засчитывать в счет выполнения обязательства поставщика по поставке ценностей не следует. О том, что товар некондиционный и не подлежит оприходованию, указывает акт, составленный на почте.

Поэтому лучше считать испорченный товар товаром, полученным от поставщика на хранение, если он, как в нашем случае, подлежит не ремонту, а возврату.

О том, что испорченный товар не следует ставить на баланс, говорит и п. 5 П(С)БУ 9 «Запасы».

Из полностью испорченных товаров извлечь экономические выгоды нельзя, поэтому они не признаются активами, значит, и в учете им не место

В дальнейшем получатель товаров должен обратиться к продавцу с требованием забрать испорченную часть товара или дать добро на ее утилизацию, а также допоставить обусловленные в договоре товары.

Кроме того, получатель товаров (покупатель) после получения возмещения от перевозчика должен или перечислить полученные суммы продавцу как пострадавшей стороне, или, если продавец не желает выполнять взятые на себя обязательства по допоставке испорченных товаров, зачесть путем взаимозачета с продавцом сумму полученной компенсации от перевозчика в счет погашения дебиторской задолженности за перечисленные средства продавцу при получении посылки.

НДС-учет: классифицируем операцию

Чтобы определить, как следует действовать сторонам в НДС-учете, нужно классифицировать НН, составленную на полную поставку товара, который частично был испорчен по вине перевозчика. Будет ли такая НН ошибочной?

На наш взгляд, считать, что НН, которая была составлена в день передачи товара перевозчику, является ошибочной, не следует. Дело в том, что при составлении НН продавец не допустил ни одной ошибки, поскольку в день передачи товара перевозчику продавец отразил именно то количество товара, которое было отгружено. В том, что к покупателю доехало меньшее количество годного товара, чем было отгружено, виноват не продавец, а перевозчик. Причем почта сразу приняла на себя вину: покупатель здесь же адресовал ей претензию, пусть и от имени продавца.

Об ошибочной НН можно было бы говорить, если бы претензия была адресована продавцу. Мол, его вина, что отгрузил не то, что нарисовал в документах.

В нашем случае больше аналогии с учетом возврата товара: продавец отправил необходимый объем, но часть этого объема испортилась, а значит, осталась в собственности продавца (другими словами, к нему вернулась). Пусть не физически, но по документам (акт, претензия).

Подтверждение этой версии находим у налоговиков в БЗ 101.16 (ср. 025069200). Там они говорят, что при потере товара перевозчиком продавец должен к уже выписанной НН выписать на покупателя РК на уменьшение. А вот по испорченному товару они делают виновного — перевозчика. Однако это уже другая история, и мы ее тоже обсудим. Пока закончим с отношениями в цепочке продавец — покупатель.

Покупатель: правила определения НК

Что касается покупателя товаров, то, как мы выяснили выше, он должен оприходовать лишь неиспорченный товар.

То есть покупатель товаров не должен будет начислять компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ на стоимость испорченных товаров, полученных у перевозчика. Судите сами: физически невозможно осуществить нехозяйственное использование товаров, которые предприятие не контролирует и на которые к нему даже не перешли риски.

Однако покупатель не имеет права воспользоваться всем НК, который пришел к нему в НН. Ведь часть товара он вернул продавцу, даже не оприходовав на баланс. Здесь нужно действовать, как в случае возврата. Отразить весь НК по полученной НН и здесь же его уменьшить, поскольку событие пересчета по ст. 192 НКУ произошло. По крайней мере о пересчете говорят налоговики в БЗ 101.16. Если зарегистрирован РК, то уменьшаем на его основании, если нет, то согласно бухсправке.

Продавец: порядок составления РК

Выше мы выяснили, что НН, которую составил поставщик, является правильной. А потому, чтобы продавец имел право на уменьшение НО, нужен РК, который подтвердит возврат покупателем продавцу части товаров, оказавшихся испорченными и не оприходованных (БЗ 101.16). На то, что в данном случае идет речь о возврате товаров, указывает наличие виновного лица в порче ценностей и документы, подтверждающие этот факт.

Если это возврат, то, на наш взгляд,

составлять РК к НН продавец должен на дату, когда от покупателя поступит сообщение о том, что товар, доставленный покупателю, испорчен

Именно в этот момент можно считать, что покупатель, отказавшись оприходовать товар, вернул его контрагенту.

Правда, есть консультация (см. БЗ 101.04), где сказано: если после поставки оплаченного товара происходит его возврат и также подлежат возврату денежные средства, то продавец составляет РК на дату возврата денежных средств. То есть ориентируется на дату завершающего события. Если принять к сведению это разъяснение, то в нашем случае РК следует составлять или на дату возврата средств продавцом покупателю, или на дату, когда будет принято решение зачесть оплату, поступившую покупателю от почтового оператора как возмещение поврежденного товара, в счет погашения задолженности за перечисленные средства за непоставленный товар. Если решение о зачислении было принято в день установления факта порчи товаров и поступления средств от почтового оператора, то в этот же день продавец и будет составлять РК к НН на отгрузку.

Если же решение о зачислении этих средств будет принято в другой день, то продавцу придется в день поступления оплаты за испорченный (непоставленный) товар (в день передачи товара почтовым оператором покупателю) составить новую НН на сумму платежа за испорченный товар. А потом в день принятия решения о зачислении средств, полученных покупателем от почтового оператора как возмещение стоимости испорченного товара, составить два РК: один к НН на поставку товара (откорректировать количество поставленного товара), а другой — к НН на оплату непоставленного (испорченного) товара (отразить возврат продавцом полученной суммы оплаты за испорченный товар).

Учет возмещения

У покупателя. Полученное возмещение от почтового оператора за испорченный товар не должно повлиять на НДС-учет покупателя. Дело в том, что такие суммы являются именно средствами продавца, поскольку, как мы выяснили выше, в этом случае именно он понес убытки. Покупатель является только его доверенным лицом, через которого эти суммы транзитом поступают продавцу.

Конечно, если покупатель уже перечислил средства продавцу за всю партию товаров, то по договоренности с продавцом он может эту сумму не возвращать, а зачесть в счет погашения задолженности за непоставленный товар из-за его повреждения (порчи). Так можно поступить в том случае, если продавец и покупатель договорились недопоставлять испорченную часть товара, а после возврата средств за непоставленный товар прекратить выполнение договора купли-продажи.

У продавца. Фактически был утрачен товар продавца, поэтому получателем возмещения от виновника является он. И здесь не следует забывать, что, по мнению фискалов, сумма возмещения убытков за поврежденное, уничтоженное или похищенное имущество (без учета штрафных санкций и пени) расценивается как компенсация стоимости такого имущества и, соответственно, включается в базу обложения НДС. Об этом фискалы говорят уже давно (см. БЗ 101.15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 98, с. 3, а также письма ГФСУ от 12.11.2018 г. № 4790/6/99-99-15-03-02-15/ІНК и от 15.03.2019 г. № 1070/6/99-99-15-03-02-15/ІНК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 32, с. 2).

Конечно, мы с этим подходом не соглашаемся. Аргументируем это тем, что обычно лицо, которое выплачивает компенсацию, не приобретает испорченные ТМЦ у лица, которому нанесен ущерб. А значит, в такой ситуации полученные средства не соответствуют определению поставки товаров (п.п. 14.1.191 НКУ). Следовательно, полученная компенсация не приводит к НДС-обязательствам. При этом по испорченному товару продавец должен начислить компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ.

Если же почта забирает себе испорченный товар (а это возможно согласно условиям договора), то здесь имеем дело с продажей и с обязанностью начислить налоговые обязательства.

Налоговики на эти нюансы внимания не обращают. И всегда настаивают на начислении НДС.

Скажем только то, что в нашей ситуации средства, которые поступили от перевозчика к покупателю, не являются возмещением убытков, а по сути считаются лишь транзитной суммой. Настоящий владелец средств — это продавец, поэтому если согласиться с требованиями фискалов, то начислять НДС на сумму полученного возмещения в этой ситуации будет именно продавец товаров, так как только для него такие средства будут возмещением.

При этом делать это придется в момент поступления средств до покупателя по цепочке от перевозчика.

Пример. Поставщик передал почтовому оператору запасные части на сумму 9000 грн. (в том числе 1500 грн. НДС). При получении товаров была обнаружена порча запчастей на сумму 3000 грн. Получатель составил претензию к почтовому оператору на сумму 3000 грн., которую тот удовлетворил.

Учет операций, связанных с услугами доставки, в примере не приведен.

Поставщик решил не поставлять товары вместо испорченных, а сумму полученного возмещения зачесть в счет товара ненадлежащего качества. Испорченные запчасти по договоренности с поставщиком утилизировал получатель.

Отразим в учете операцию порчи товара по вине почтового оператора.

Учитываем товар, испорченный по вине почтового оператора

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

дебет

кредит

Учет у покупателя

1

Оприходованы полученные от поставщика запчасти через почтового оператора (без учета стоимости испорченного товара)

207

631

5000

2

Отражаем НДС на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

644/1

631

1500

641/НДС

644/1

1500

3

Уменьшен НК на основании РК (методом «красное сторно»)

641/НДС

631

500

4

Перечислены поставщику через почтового оператора:

— послеоплата

631

311

6000

— оплату за часть испорченного товара, которую должен возместить почтовый оператор

377/продавец

311

3000

5

Выставлены претензии почте по поручению поставщика

374/перевозчик

685/продавец

3000

6

Получено возмещение от перевозчика

311

374/перевозчик

3000

7

Решено провести взаимозачет за испорченные товары

685/продавец

377/продавец

3000

Учет у продавца

1

Переданы товары почтовому оператору

281/товары в пути

281

6000

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

643

641/НДС

1500

3

Переданы покупателю не испорченные при доставке товары

361

702

6000

4

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

643

1000

5

Списана себестоимость поставленных покупателю не испорченных товаров

902

281/товары в пути

4000

6

Списаны на расходы испорченные при доставке товары

947

281/товары в пути

2000

7

Начислены компенсирующие налоговые обязательства на утраченные при доставке товары

949

641/НДС

400

8

Получена оплата от покупателя через почтового оператора:

— стоимость поставленных неиспорченных товаров

311

361

6000

— возмещение за испорченный товар, которое будет взыскано с перевозчика

311

685/покупатель

3000

9

Поручено покупателю взыскать возмещение с перевозчика (признана претензия)

377/покупатель

719 (716)

3000

10

Решено провести взаимозачет за испорченные товары

685/покупатель

377/покупатель

3000

11

Зарегистрирован покупателем уменьшающий РК к НН на поставку товара (методом «красное сторно»)

643

641/НДС

500

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд