Темы статей
Выбрать темы

Если работник купил товар в загранке

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Рассмотрим довольно расхожую ситуацию, когда работник во время загранкомандировки оплатил участие в выставке и приобрел там для предприятия образцы товаров (инструмент) за иностранную валюту. Рассчитался он своей зарплатной платежной карточкой, на которую ему переводились деньги на командировку. По прибытии подал авансовый отчет с документами о покупке за рубежом. Будут ли какие-то последствия, если принять авансовый отчет с такими валютными тратами?

Сразу уточним: термин «товар» для целей Закона о валюте* и подзаконной валютной нормативки употребляют в значении Закона о ВЭД** (ч. 2 ст. 1 Закона о валюте). А тот товаром считает любую продукцию, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи). То есть это понятие охватывает не только собственно товарно-материальные ценности (ТМЦ), но также работы и услуги. Поэтому далее, говоря о товаре, подразумеваем также работы и услуги.

* Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

** Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Покупки за наличку

Когда работник приобретает любые товары для нужд предприятия, он действует не от своего имени, а от имени своего работодателя. Поэтому если он такую покупку совершил, находясь в загранкомандировке, это чистой воды внешнеэкономическая операция между предприятием-резидентом и нерезидентом. Точнее, текущая торговая операция. К таким операциям п.п. 1 п. 4 Положения № 2*** относит расчеты за экспорт и импорт товара.

*** Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 2.

Все расчеты по ВЭД-операциям (т. е. по текущим торговым операциям) должны проводиться исключительно через счета в банках. Такое требование выдвигают ч. 1 ст. 7 Закона о валюте, п. 31 Положения № 2 и п. 16 Положения № 5****. А вот расчеты в наличной форме по ВЭД-договорам/контрактам запрещены.

**** Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.

Значит,

приобретать товары за наличную инвалюту для нужд предприятия в загранкомандировке нельзя — это прямое нарушение валютного законодательства

Объяснение простое — такая наличная инвалютная операция проходит мимо банка и выпадает из-под валютного надзора. Именно по этой причине расчеты с нерезидентами можно осуществлять только безналичным путем через банки в инвалюте и гривне (п. 28 Положения № 2, БЗ 114.02). Это общее правило. Но из него существуют некоторые исключения. Перечислены они в пп. 42 — 43 Положения № 2. Так, юрлица-резиденты могут проводить расчеты с использованием наличной инвалюты, снятой с собственных текущих счетов, для:

— обеспечения расходов на командировку работников за границу;

— оплаты представительских расходов на организацию официальных мероприятий за границей;

— оплаты эксплуатационных расходов, связанных с обслуживанием собственных (арендованных, зафрахтованных) транспортных средств за рубежом.

Важно! Не путайте приобретение товаров с оплатой командировочных расходов. Перечень последних определен п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ. Это, в частности, расходы на:

— проезд (в том числе на перевозку багажа и бронирование транспортных билетов) к месту командировки и обратно, а также по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте);

— проживание в гостиницах (мотелях) или наем других жилых помещений;

— питание, включенные в счета гостиниц;

— оплату бытовых услуг, предоставляемых в гостиницах, включенных в счет за проживание;

— оплату телефонных разговоров;

— оплату стоимости обязательного страхования;

— другие документально подтвержденные расходы в стране командирования.

То есть одно дело — оплатить наличной инвалютой, например, проживание в гостинице, а другое дело — купить для предприятия инструмент, пусть даже на выставке. Первые траты разрешены, а вот вторые под запретом. Потом, конечно, можно купить у физлица товар, приобретенный за рубежом. Но это уже другая история (о чем расскажем ниже).

А что с участием в выставке?

Оплата участия в выставке

Раз есть текущие торговые операции — значит должны быть и неторговые. В их числе — оплата физическими лицами (п. 4 Положения № 2):

участия в международных симпозиумах, семинарах, конференциях, конгрессах, выставках, ярмарках, а также других встречах, проходящих на территориях иностранных государств (п.п. 12);

литературы и подписных изданий, издаваемых за рубежом (п.п. 13).

По таким валютным операциям п. 31 Положения № 2 не обязывает осуществлять расчеты и переводы исключительно через банки. Значит, можно произвести оплату участия в выставке и периодики наличной инвалютой. Однако такое послабление действует лишь в отношении операций физлиц. Соответственно физлицо как гражданин может во время пребывания в командировке за рубежом совершить такие наличные инвалютные покупки от своего имени и за собственные средства. А вот как подотчетное лицо предприятия — нет.

Предприятию разрешено переводить деньги за границу за обучение, за участие в конференциях, выставках со своего текущего счета в инвалюте (п.п. 22 п. 109 Положения № 5).

А если за товары в загранке рассчитаться безналом с использованием платежной карточки?

Товар по платежной карточке

ЛПК. Допустим, работник купил товары за рубежом (на той же выставке), использовав для их оплаты личную платежную карточку (ЛПК). Будет ли это нарушением валютного законодательства?

Да! Ведь такая операция не вписывается в общие правила расчетов между резидентами и нерезидентами по текущим торговым операциям — платежная карточка ведь работника (и соответственно банковский счет тоже его), а не предприятия. Юрлицо может перечислять деньги на зарубежную командировку на ЛПК работника (п.п. 6 п. 118 Положения № 5). Но

тратить он их должен исключительно на командировочные цели

КПК. А если работник воспользуется корпоративной платежной карточкой (КПК)? Тут ситуация другая — все зависит от суммы операции.

Вообще-то п.п. 2 п. 109 Положения № 5 запрещает применять КПК для оплаты товаров за границей. Однако он делает исключение для расчетов (1) в незначительном размере, (2) по одному ВЭД-договору (контракту), (3) в один операционный день.

Такое же послабление содержит и п. 321 Положения № 2. По его нормам юрлица и ФЛП вправе осуществлять расчеты по ВЭД-договору по экспорту/импорту товаров с помощью электронного платежного средства, если операция по одному договору в один день не превышает незначительный размер.

Отсюда вывод: командированное лицо может рассчитываться за товары КПК за рубежом (как гривневой с возможностью оплаты в инвалюте, так и валютной). Однако в течение одного операционного дня подотчетник может приобретать товары за границей с оплатой КПК на незначительную сумму.

Незначительный размер операции — это сумма, которая не превышает эквивалент 150 тыс. грн. (см. письмо НБУ от 21.06.2019 г. № 40-0006/32346). Пересчет осуществляют по курсу НБУ на дату валютной операции (п.п. 2 п. 2 Положения № 2 и п.п. 7 п. 2 Положения № 5).

Если же работник с помощью КПК оплатит товар стоимостью более 150 тыс. грн., то предприятию и его должностным лицам грозят немалые штрафы (о них скажем отдельно).

Валютный надзор

Предельные сроки расчетов для операций экспорта/импорта товаров установлены п. 21 Положения № 5. На сегодняшний день они составляют 365 календарных дней. Эти сроки распространяются на экспорт и импорт товаров, а также экспорт транспортных и страховых услуг и/или работ. А вот экспорт всех других работ/услуг, а также любых неимущественных прав из-под валютного надзора выведены (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 40, с. 5).

Кроме того, когда сумма самой операции (или контракта) не превышает эквивалент 150 тыс. грн., то она вообще выпадает из-под валютного надзора — если только нет дробления (п. 22 Положения № 5). То есть операции по импорту товаров на незначительную сумму под валютный надзор вообще не подпадают (см. БЗ 114.02).

Поэтому, если командированный работник рассчитался в загранкомандировке КПК за приобретенный на незначительную сумму товар (не более 150 тыс. грн.), то эта операция под валютный надзор не подпадет. Банку она не интересна. Если же стоимость товара превысит незначительный размер, от штрафов не уйти. Ведь п.п. 2 п. 109 Положения № 5 прямо запрещает осуществлять с помощью КПК оплату ВЭД-договоров (контрактов) от имени резидентов, если расчеты превышают незначительную сумму.

Если запрет нарушен

А если работник все-таки совершил за рубежом покупку товаров за наличную инвалюту или же с помощью ЛПК? Как быть тогда?

Даже если командированный прикупил за инвалюту (наличную, снятую с платежной карточки, или же оплатил с помощью ЛПК) что-то нужное для предприятия, стоимость покупки показывать в авансовом отчете не стоит. Потраченную на приобретение товаров за границей подотчетную инвалютную сумму работник должен вернуть в кассу предприятия*. Как будто бы он вовсе не тратил ее на покупку товаров.

* О сроках возврата командированным остатка инвалюты читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 66, с. 24.

В противном случае (если деньги не вернет) такую сумму расценят как излишне израсходованную. Значит, потраченные работником подотчетные средства придется включить в его налогооблагаемый доход, обложить НДФЛ (с применением натурального коэффициента) и ВС (п.п. 164.2.11, п. 164.5, п.п. 170.9.1, п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Но это еще не все. Задолженность работников предприятия по выданному в инвалюте авансу (в случае ее невозврата в установленный срок) взыскивают с них в размере, эквивалентном утроенной сумме аванса, пересчитанной в гривни по курсу НБУ на дату погашения (ст. 2 Закона Украины от 06.06.95 г. № 217/95-ВР). Взысканную сумму направляют на погашение убытков предприятия от невозврата аванса, а остаток перечисляют в бюджет (ст. 3 этого Закона).

Компенсировать работнику понесенные им расходы на покупку от своего имени и за свой счет товаров за инвалюту можно иначе. Для этого

достаточно купить у него товары, приобретенные им за границей

Хотя, понятно, при выплате дохода сотруднику не обойтись без уплаты НДФЛ и ВС. Но зато это спасет от штрафов за нарушение валютного законодательства. Подробно об обложении приобретения у работника товаров, привезенных из загранки, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 42, с. 84.

Такой товарно-выкупной выход из ситуации предлагал в свое время НБУ в письме от 16.08.2004 г. № 46-009/285-8297 (ср. ). При этом работник должен придерживаться установленных законодательством правил перемещения ценностей через таможенную границу Украины. Имеется в виду соблюдение (1) ограничений по ввозу/вывозу денежных средств через таможню, (2) требований о декларировании и таможенном оформлении приобретенного товара при его ввозе на территорию Украины. Так, физлица-резиденты ввозят в Украину/вывозят за ее пределы наличную валюту в сумме, которая в эквиваленте:

— не превышает 10000 евро — без письменного декларирования (п. 5 Положения № 3**);

** Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 3.

— равна или превышает 10000 евро — при письменном декларировании (п. 6 Положения № 3).

Кроме того, выкупая ТМЦ у работника, помните о предельной сумме расчетов наличными между субъектами хозяйствования и физическими лицами. На сегодняшний день она составляет 50000 грн.

Еще как вариант можно найти дружественного ФЛП-единщика группы 2 и купить товар у него. Тогда НДФЛ и ВС уплачивать не придется. Но наличный предел упадет до 10000 грн. включительно. Для расчетов по безналу ограничений нет.

Если же решили не выкупать привезенные товары и не наказывать работника, то можно компенсировать его расходы, например, путем увеличения суточных (в не облагаемых НДФЛ пределах) либо выдать ему премию или материальную помощь.

А если надумали возместить работнику расходы через авансовый отчет? Каких штрафов ожидать?

Штрафы за нарушение

Итак, работник совершил покупку за наличную инвалюту или же оплатил через КПК товары стоимостью свыше 150 тыс. грн. (в эквиваленте), а работодатель компенсировал его валютные траты. Тогда предприятию грозит штраф до (!) 100 % суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства (ч. 4 ст. 14 Закона о валюте). Правда, налагать этот штраф налоговики смогут только после того, как будет утвержден порядок его применения. На сегодняшний день КМУ разработал только проект постановления.

Учтите: по требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о валюте штрафные меры могут быть применены в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее 3-х лет со дня его совершения.

Также могут пострадать в материальном плане и должностные лица предприятия. Для них ст. 1621 КоАП устанавливает штраф за нарушение порядка осуществления валютных операций в размере от 17000 до 51000 грн.

Проведение неразрешенных расчетов в командировке вполне вписывается в эти нормы. Так что лучше не нарушать.

Формально штрафоопасна ситуация и с зарубежными покупками с помощью ЛПК (если у работника приняли авансовый отчет с такими инвалютными расходами). Хотя если посмотреть в п.п. 2 п. 109 Положения № 5, то выходит, что прямой запрет установлен только для КПК. На ЛПК он не распространяется. Да и требования п. 16 Положения № 5 — о расчетах по ВЭД-операциям исключительно через счета в банках — расчет ЛПК тоже не нарушает. А физлицам п. 118 Положения № 5 прямо не запрещает совершать зарубежные покупки. И перечень возможных операций там не исключительный.

Если же говорить, что запрет по п. 109 Положения № 5 распространяется на ЛПК (если физлицо действует как представитель юрлица), то и тогда с ЛПК можно оплатить товар в сумме не более 150 тыс. грн.

И все же!

Подобные рассуждения нарушают логику самих валютных ограничений

Какой в них смысл, если их можно легко обойти через физлицо, которое будет покупать товар/услугу от себя, а затем получать компенсацию?

Давайте повнимательнее вчитаемся в п. 109 Положения № 5. На самом деле он таки не распространяется на ЛПК. Ведь в нем определен перечень разрешенных операций по текущим счетам в инвалюте субъектов хозяйствования — резидентов (юридических лиц и ФЛП). ЛПК к счету хозсубъекта не имеет никакого отношения.

Какие именно операции разрешены физлицам-резидентам по текущим счетам в инвалюте, устанавливает п. 118 Положения № 5. Там действительно нет запрета на покупку товаров, но только для нужд самого физлица. О ВЭД-операциях для целей предприятия в нем ни слова. Поэтому, если работник все-таки купил товары с ЛПК, безопаснее в авансовый отчет их не включать. Рисковать не стоит!

выводы

  • Все расчеты по текущим торговым валютным операциям нужно проводить исключительно через счета в банках. В наличной форме расчеты по ВЭД-договорам запрещены.
  • Командированный может в один операционный день оплатить за рубежом с помощью КПК товар на незначительную сумму — эквивалент 150 тыс. грн.
  • Если сотрудник приобрел за наличную инвалюту нужный предприятию товар, его можно у него выкупить с уплатой НДФЛ и ВС.
  • За проведение неразрешенных инвалютных расчетов предприятию грозит штраф в размере до 100 % суммы операции, а его должностным лицам — от 17000 до 51000 грн.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше