Горючий/спиртовой акциз: здравствуйте, штрафы!

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Сентябрь, 2019/№ 78
1 октября — дата, с которой должны начать применяться некоторые виды «акцизных» штрафов: за нерегистрацию/несвоевременную регистрацию акцизных накладных, за нерегистрацию акцизных складов, вторая очередь штрафов за необорудование резервуаров счетчиками… Об этих неотвратимо приближающихся штрафах и о новогодних штрафных перспективах сегодня и поговорим.

Штрафы по АН

Напомним, что Законом № 26281 в ст. 1202 НКУ был «модернизирован» ряд штрафных санкций за нарушение сроков регистрации АН и РК в ЕРАН.

1 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.2018 г. № 2628-VIII.

Пункт. 1202.1 НКУ. Устанавливает

за несвоевременную регистрацию АН/РК в ЕРАН в зависимости от количества дней просрочки штраф в размере от 2 % до 40 % от суммы акцизного налога

с соответствующих объемов горючего или спирта этилового, указанных в «просроченных» АН/РК.

Пункт. 1202.2 НКУ. Предусматривает:

— за нерегистрацию АН/РК по вине плательщика в течение более 120 календарных дней с даты, в которую должны быть составлены такие АН/РК, штраф в размере 50 % от суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего или спирта этилового, на которые плательщик должен был составить такие АН/РК;

— за нерегистрацию второго экземпляра АН/РК по вине плательщика в течение 120 календарных дней с даты предельного срока регистрации второго экземпляра АН/РК штраф в размере 2 % от суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего или спирта этилового, указанных в «просроченной» АН/РК.

Пункт. 1202.3 НКУ. Определяет, что сумма акцизного налога для целей применения упомянутых выше штрафов определяется по ставке, установленной на дату реализации горючего, и курсу НБУ, действующему на первый день квартала, в котором осуществляется реализация горючего, а для спирта этилового — по ставке, установленной на дату реализации спирта этилового.

Сроки и особенности введения штрафов. В соответствии с п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ в редакции Закона № 2628 нормы упомянутых пп 1202.1 — 1202.3, которыми введены эти новые штрафные санкции, должны начать применяться с 1 октября 2019 года.

В связи с этим возникают вопросы о применении этих санкций. Фискалы выдали на этот счет достаточно гуманное разъяснение (см. его на сайте ГНСУ2), содержащее вывод о том, что эти штрафные санкции могут быть применены к АН и РК, дата регистрации которых в ЕРАН начинается с 1 октября 2019 года. Кроме того, они указывают, что согласовали эту позицию с Минфином (письмо Минфина от 20.08.2019 г. № 11320-10-5/21041).

2 sfs.gov.ua/nove-pro-podatki-novini-/389744.html

На основании этого подхода делаем вывод, что по тем АН/РК, предельный срок регистрации которых приходился на даты, предшествовавшие 1 октября с.г., штрафы за несвоевременную регистрацию и за нерегистрацию фискалы применять вообще не должны.

Новые АН/РК. Предельные сроки регистрации для новых (составленных начиная с 1 июля) АН и РК установлены в п. 231.6 НКУ — см. их в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 59, на с. 12-13. Поэтому вы должны на основании этой нормы определить, на какую дату приходится предельный срок регистрации конкретной АН/РК, и если он приходится на период начиная с 1 октября, то лучше подсуетиться с ее (их) регистрацией, дабы не попасть под больший размер санкций. Если же предельный срок истек до упомянутой даты, то с регистрацией таких АН/РК можно особо не спешить, а в первую очередь тратить средства и силы на регистрацию более поздних АН/РК (тех, что с предельным сроком с 1 октября).

Важно! Жизнь не стоит на месте и депутаты в принятый во втором чтении законопроект № 1073 (посвященный вопросам РРО!) внесли изменения в эту переходную норму (п. 25): о переносе штрафов согласно пп. 1202.1 — 1202.3 НКУ до 1 декабря 2019 г. по АН/РК, составленным с 1 июля по 30 ноября! Правда, этот перенос вступит в силу только после опубликования соответствующего Закона и не исключено, что публикация задержится. То есть какое-то время в октябре формально могут применяться эти штрафы!..

Старые АН/РК. За просрочку регистрации/нерегистрацию старых («до первоиюльских») АН/РК с горючим при нелиберальном подходе к прочтению упомянутого п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ с 1 июля с. г. право штрафовать у фискалов, похоже, остается. Дело в том, что в этом пункте речь идет о нормах пп. 1202.1 — 1202.3 НКУ, «которыми введены новые штрафные санкции», что можно трактовать и узко: мол, до 1 октября не работают не все эти пункты, а только те их нормы, которыми введены новые штрафные санкции (для «спиртовых» АН/РК и для второго экземпляра АН/РК).

И вот в свете либерального разъяснения о новых АН, вступая с ним в противоречие, ГФС изложила фискальный подход по поводу штрафования по старым АН/РК (см. БЗ, 116.12). Она утверждает, что по «просроченным» старым («до первоиюльским») АН/РК до 1 октября все еще должны применяться санкции согласно старой редакции ст. 1202 НКУ, потому что она продолжает действовать и после 1 июля.

Кстати, в новой редакции п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ, о которой мы упомянули выше (но которая пока неизвестно, когда вступит в силу), речь идет о неприменении штрафов только по новым АН/РК. ☹

Штрафы по акцизным складам

Плательщики горючего акциза уже наверняка знают, что Законом № 2628 также введены драконовские штрафы за нерегистрацию акцизных складов.

Пункт 1281.2 НКУ. Им установлено, что отсутствие по вине плательщика налога регистрации акцизных складов в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового плательщиком налога — распорядителем акцизного склада — влечет наложение штрафа в размере 1000000 грн. За те же действия, совершенные плательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, размер штрафа удвоенный — 2000000 грн.

Обращаем внимание, что в соответствии с тем же п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ норма п. 1281.2 НКУ также должна начать применяться с 01.10.2019 г.! (И срок этот, в отличие от штрафов по ст. 1202 НКУ, законопроектом № 1073 не переносится!)

Здесь тоже возникают вопросы. Например, как будет с теми плательщиками, которые до этой даты (1 октября) уже зарегистрировали склад, но с опозданием? А когда фискалы оштрафовали на 1 млн, то в какой срок плательщик должен зарегистрировать акцизный(ые) склад(ы), или фискалы могут прийти уже на следующий день и оштрафовать на 2 млн? И еще ряд других вопросов…

Выскажем свое мнение по некоторым вопросам применения «складского» штрафа.

Заднее число. Штрафование задним числом (за нарушения, допущенные до 1 октября, но до этой даты уже плательщиками устраненные — склад(ы) зарегистрировали) исключается уже по той причине, что сама формулировка п. 1281.2 НКУ предполагает штрафование за отсутствие по вине плательщика регистрации.

Да и какой смысл был бы законодателю делать отсрочку применения п. 1281.2 НКУ до 1 октября?..

Не говоря уже о том, что закон обратной силы не имеет (ст. 58 Конституции Украины). А внесший изменения в НКУ Закон № 2628 оговорок по этому поводу не содержит.

Здесь уместно напомнить: главные налоговики у себя на сайте разъяснили3, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность в случае, если предприятие не зарегистрировалось плательщиком акцизного налога с реализации горючего или спирта этилового и/или не осуществило регистрацию акцизных складов до 1 июля 2019 года в системе электронного администрирования реализации горючего (СЭАРГ). Аналогичный подход должен быть и к периоду с 1 июля до 1 октября с. г.

3 sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/380739.html

И еще заметим: речь в п. 1281.2 НКУ явно идет о том, что

на момент проверки (составления штрафного НУР) регистрация склада должна отсутствовать

Поэтому считаем, что если до 1 октября плательщик успел склад(ы) зарегистрировать, то фискалы уже не смогут вкрутить ему «лимон» штрафа за нерегистрацию. И даже после 01.10.2019 г. — если налоговики сначала зарегистрируют плательщику склад (с просрочкой) — а уже потом попытаются его оштрафовать по п. 1281.2 НКУ за «отсутствие регистрации», то такой штраф можно попытаться обжаловать в суде. Тем более, когда на кону 1 миллион!

Вина. Этот штраф четко предполагает наличие виды плательщика. Например, если плательщик до 1 октября (или позднее — в положенный срок) подал документы на регистрацию, но склад(ы) из-за проволочки фискалов вовремя не зарегистрировали, то применять этот штраф незаконно, так как вина в отсутствии регистрации уже будет на фискалах. Напомним, что налоговики обязаны зарегистрировать плательщика акциза и его акцизный(е) склад(ы) на следующий день за днем подачи им заявления (форма № 1-АКПС) в электронном виде (п. 7 Порядка № 4084). Но вот для регистрации дополнительных акцизных складов четкий срок не установлен — считаем, что фискалы обязаны по аналогии зарегистрировать их на следующий за днем подачи заявления день…

4 Порядок электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, утвержден постановлением КМУ от 24.04.2019 г. № 408.

Двойной штраф «на следующий день». Считаем, что «повторный» (двухмиллионный) штраф фискалы имеют право применить за нерегистрацию только иного(ых) склада(ов) в течение года после выписки штрафа за первое нарушение, а не того же/тех, за которые лицо уже было оштрафовано.

Такой наш вывод четко следует из нормы п. 116.2 НКУ, в которой указано:

За одно налоговое правонарушение контролирующий орган может применить только один вид штрафной (финансовой) санкции (штрафа), предусмотренной этим Кодексом и другими законами Украины

Один штраф — за все! Кроме того, обращаем внимание, что исходя из формулировки п. 1281.2 НКУ, где склады упомянуты во множественном числе, штраф должен применяться фискалами один — за нерегистрацию всех имеющихся у плательщика на дату выписки НУР акцизных складов. В этой связи не исключаем уловки фискалов, что сначала они умышленно в акте укажут не все незарегистрированные склады, а на следующий день придут и выпишут двухмиллионный штраф за иной(иные) незарегистрированный(ые) склад(ы). Все же надеемся, что с учетом значительности санкции до таких извращений дело на практике не дойдет…

Когда обвиняют в «складе» и штрафуют

Отдельно — о штрафовании за нерегистрацию «склада» в спорной ситуации, когда субъект использует горючее исключительно для собственных нужд. То есть, когда он не зарегистрировал свои акцизные склады, так как считал, что он не осуществляет операций по «реализации горючего» (см. определение этого термина в п.п. 14.1.212 НКУ) и потому не является плательщиком горючего акциза.

Напомним, что налоговики для целей определения того, нужно ли конкретному лицу регистрироваться плательщиком акциза,

во главу угла ставят наличие у такого лица акцизного склада5, а не операций по реализации горючего

5 Такой вывод напрашивается из консультаций фискалов в БЗ, 116.02 и 116.11, где они отвечают на вопросы о лицах, использующих/хранящих горючее исключительно для собственных (в том числе производственных) нужд.

А это, на наш взгляд, противоречит как норме п.п. 212.1.15 НКУ, так и общей логике акцизных норм Кодекса. В публикации в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 76, с. 10 мы указывали на сомнительность такого фискального подхода, в частности, и в ситуации, когда горючее используется хозсубъектом исключительно для собственных нужд. Мы там же приводили и иные примеры, когда у лица по критериям п.п. 14.1.6 НКУ может быть «акцизный склад», но не быть операций по реализации горючего!

Надеемся, используя приведенные там аргументы, а также правило о конфликте интересов (п.п. 4.1.4 и п. 56.21 НКУ), вам удастся отсудить применение указанной санкции за нерегистрацию акцизного склада. Но имейте в виду, что судьи здесь могут занять и позицию фискалов. А лучше сначала попытайтесь получить от фискалов ИНК, что вам не нужно регистрироваться плательщиком и регистрировать акцизный(е) склад(ы). Такое маловероятно — поэтому, получив ИНК с отказом, спешите обжаловать ее в суде. Впрочем, безопаснее будет сначала все зарегистрировать, а уже затем начинать бороться.

Штрафы по счетчикам

Пункт 1281.1 НКУ. Он предусматривает штраф в размере 20000 грн. за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с акцизного склада или за каждое место получения и отпуска спирта этилового и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер-счетчик спирта этилового. Повторное на протяжении года совершение на том же акцизном складе любого из этих нарушений влечет наложение штрафа в 2,5 раза большем размере: 50000 грн.

Согласно п. 18 подразд. 5 разд ХХ НКУ эти санкции применяются:

с 1 июля 2019 г. — к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20000 куб. м;

с 1 октября 2019 г. — к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1000 куб. м, но не превышает 20000 куб. м;

с 1 января 2020 г. — к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. м.

То есть применение этих штрафов привязано к предельным срокам установки счетчиков распорядителями акцизных складов разной «емкости».

Штрафы по электронным документам

Пункт 1281.3 НКУ. За необеспечение по вине распорядителя акцизного склада своевременного представления налоговикам электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объем оборота горючего или спирта этилового, этот пункт предусматривает наложение штрафа в размере 1000 грн. за каждый неподанный электронный документ.

Учитывая тот факт, что такие электронные Справки по форме, утвержденной приказом Минфина от 27.11.2018 г. № 944, должны представляться ежедневно (согласно п.п. 230.1.3 НКУ), то в день по 1000 грн. в итоге может «накапать» приличная сумма штрафа.

Радует только то, что на основании п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ эти штрафы начнут применяться только с 01.01.2020 г.

Это логично, так как эти Справки должны составляться на основании показаний счетчиков, предельные сроки установки которых для ряда «малообъемных» субъектов тоже растянуты до этой даты. Применять и этот штраф задним числом — за неотправку таких документов в 2019 году у фискалов по указанным выше доводам нет никаких оснований!

Так что плательщики акциза, по разным причинам не подающие пока эти Справки до Нового года, могут особо не напрягаться…

выводы

  • Ожидается перенос начала применения штрафов за несвоевременную регистрацию новых АН/РК с 1 октября на 1 декабря с. г. Начало применения штрафов за нерегистрацию акцизных складов (1 млн грн.!) и 2-я очередь штрафов за необорудование счетчиками с 1 октября с. г. не переносится! О нюансах штрафования – читайте в статье.
  • Штраф за неотсылку ежедневной электронной Справки об остатках и движении горючего/спирта (1000 грн. за 1 документ) начнет применяться лишь с 2020 года!
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить