Темы статей
Выбрать темы

Новый порядок и критерии для блокировки НН/РК

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Постановление КМУ от 11.12.2019 г. № 1165

вывод документа

Принят новый Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН1

1 Далее — Порядок № 1165.

Почему КМУ издал этот норматив, думаем, всем известно: суд признал недействительными отдельные нормы старого Порядка остановки…, а также Критерии рисковости…, утвержденные ГФС (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 100, с. 22). Поэтому КМУ этим постановлением также отменил действие своего постановления № 117 от 21.02.2018 г., утвердившего старый Порядок остановки, а также сам издал новые Критерии рисковости и плательщика, и операций, а также Показатели «позитивности» плательщика в виде приложений к новому Порядку № 1165.

Все это вступает в силу с 1 февраля этого года. Далее — сжато об основных изменениях блокировки НН/РК в Порядке № 1165 и в приложениях к нему.

Антиблокировочные признаки. По ним, напомним, программное обеспечение СЭА отсеивает НН/РК перед мониторингом. Следовательно:

— в 3-м признаке (налоговой нагрузки) размер уплаченной суммы НДС2 за последние 12 месяцев увеличили с 400 тыс. до 1 млн грн.;

2 Эта сумма, как и раньше, не будет учитывать ввозной НДС!

— добавился 4-й признак — товар/услуга по НН/РК были указаны в Таблице плательщика. Это — положительное изменение, поскольку теперь Таблица должна быть фискалами учтена еще до мониторинга НН/РК. То есть если коды товаров/услуг из НН/РК есть в Таблице, то такие НН/РК должны сразу зарегистрировать, несмотря ни на какие критерии (даже если плательщик рисковый)!

Но это все — теория, а на практике попробуйте пропихнуть Таблицу через фискалов!.. Думаем, теперь это станет еще тяжелее. И хотя механизм рассмотрения Таблицы не изменен (это делает региональная комиссия в течение пяти рабочих дней после ее получения), но у комиссии центрального уровня есть свое право на неучет Таблицы (п. 25 Порядка № 1165). И даже если Таблица одобрена «регионалами», ее могут обезвредить «центральные».

Здесь отметим, что появилась норма об учете Таблицы по решению суда (п. 22 Порядка № 1165)! До этого фискалы о возможности обратиться по этому поводу в суд писали в БЗ 101.18. И судебная практика здесь была неоднозначной…

Кстати, старые принятые Таблицы должны остаться действующими и при новом порядке блокировки (п. 21 Порядка № 1165)! Но там дальше смущают слова: «до принятия контролирующим органом решения о неучете таблицы…».

Критерии рисковости плательщиков. Остались почти все старые3. Да и критерий о наличии информации у налоговиков о рисковости операции никуда не исчез. То есть руки у них так же развязаны.Но теперь для рисковых плательщиков прописана возможность подать соответствующие документы4, чтобы опровергнуть свою рисковость. А комиссия регионального уровня (потому что это сугубо ее компетенция) должна по ним вынести решение в течение 7 дней. В случае просрочки с решением рисковость с плательщика должна сняться автоматически. Прописали также вариант исключения из рисковых по решению суда. Раньше фискалы отказывались выводить плательщиков из рисковых еще и под тем предлогом, что не было предусмотрено процедуры. Теперь такое уже у них не пройдет…

3 Убрали только критерий об обвинительном приговоре по ст. 205 УКУ (которой уже нет).

4 Перечень таких документов приведен в п. 6 Порядка № 1165.

О включении региональной комиссией плательщика в рисковые/исключении из них фискалы теперь должны извещать (через ЭК) по специальной форме в день принятия решения: с указанием конкретного основания и какая именно налоговая информация побудила их запихнуть плательщика в рисковые!

Показатели позитивной истории плательщика. Они позволяют избежать критериев рисковости операций (если плательщик соответствует хотя бы одному из этих показателей, его НН/РК на рисковость операций не мониторятся/не блокируются).

К сожалению, эти показатели значительно сузили:

— в первом показателе объем поставки одному покупателю снижен со 150 до 50 тыс. грн., но при этом еще и объем поставок месяца теперь не должен превышать 500 тыс. грн., и руководитель не должен «сидеть» более чем в трех таких «креслах»;

— отменены два 50 % показателя по объемам поставки (неплательщику и товаров/услуг одного кода);

— а в показателе поставки товара/услуги одного кода в течение четырех из последних шести месяцев: 20 % объем фактически изменен на 100 %;

— остаточная стоимость ОС теперь должна будет превышать 5 млн грн. (было — 1 млн);

— в показатель о земельных участках добавили условие об уплате земельного налога;

— уплата ЕСВ на одного работающего должна превышать ЕСВ с МЗП более чем в 2 раза (было — в 1,5), и численность должна быть не менее 5 чел. (новое);

— общая сумма налогов в прошлом году должна превышать 10 млн грн. (было — 5 млн).

Кстати, по старому порядку фискалы должны были пересчитывать (и обновлять в ЭК) эти показатели до 10 числа ежемесячно, но в Порядке № 1165 это конкретное число уже исчезло

Критерии рисковости операций. Ухудшили первый критерий — связанный с долей «подозрительных» товаров из Перечня фискалов. Этот Перечень должен утверждаться отдельным приказом ГНС и обнародоваться на ее сайте. И теперь товаров из Перечня в общей разнице между приобретениями и продажами товаров, чтобы операцию признали рисковой, должно быть более 50 % (было — сверх 75 %)!

Субординация. Почти все по вопросам блокировки отдано на откуп региональным комиссиям. В том числе теперь все решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК согласно Порядку № 1165 должны принимать региональные комиссии. Центральная комиссия только будет рассматривать жалобы на решения комиссий регионального уровня об отказе в регистрации НН/РК (и будет принимать решения о неучете Таблиц «нежелательных» плательщиков). Но ей этого хватит c лихвой…

Заметим, что Порядок принятия решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный приказом Минфина от 12.12.2019 г. № 520, который применялся до 1 февраля не очень-то законно5, теперь легитимизирован — пунктом 26 Порядка № 1165. То есть он продолжает свое действие и после вступления в силу постановления № 1165, но уже на «более законных» ☺ основаниях.

5 См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 103-104, с. 28.

Исчезла норма о Реестре. Вместе с постановлением № 117 была отменена норма о том, что ГФС формирует и ведет в открытом доступе отдельный Реестр НН/РК, регистрация которых остановлена, по форме согласно приложению 1 и ежедневно обнародует его на своем официальном веб-сайте, а также отменено и приложение 1 — Реестр НН/РК, регистрация которых остановлена. Новый такой Реестр КМУ почему-то не утвердил…

вывод документа

Принят Порядок рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН

Немного изменен по сравнению со старой редакцией и «жалобный» Порядок и форма самой Жалобы. Теперь указано, что жалоба подается в сроки, определенные ст. 56 НКУ, — со следующего дня после вступления в силу решения комиссии регионального уровня. То есть не совсем понятно — установленные 10 рабочих дней считать со дня получения плательщиком решения об отказе (как это указано в п. 56.3 НКУ) или со следующего дня после вступления в силу решения (как в Порядке)? По общему правилу приоритет имеет п. 56.3 НКУ, а вот что будет на практике?.. Кстати, в «жалобном» Порядке (см. п. 15) теперь четко указано, что решение комиссии вступает в силу со дня принятия. Так что поспешите с подачей жалобы, чтобы фискалы не использовали эту несогласованность в свою пользу6.

6 А о сжатых ВСУ сроках на судебное обжалование читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 97, с. 3.

В жалобе теперь надо указывать также ИНН плательщика НДС, но не надо приводить налоговый адрес жалобщика и электронный адрес для направления решения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше