* На момент написания статьи законопроект все еще находится в стадии подготовки на подпись.
Истина в вине
Важное событие для НКУ: вводится понятие вины. Правда,
вступать в силу нормы о вине будут с 01.01.2021 г.
Суть в том, что налоговым правонарушением будет считаться виновное деяние (обновленный п. 109.1 НКУ). Но статей, которые бы учитывали наличие/отсутствие вины, не так уж много. Вина будет влиять на штрафы по таким нарушениям:
— исправление налоговым агентом ошибки в идентификационном коде плательщика в расчете по форме № 1ДФ (обновленный п. 119.3 НКУ);
— умышленные деяния плательщика, приведшие к доначислениям налоговиками обязательств или уменьшению суммы бюджетного возмещения; использование плательщиком (его должностными лицами) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения/применения налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления (обновленные и новые пп. 123.2 — 123.5 НКУ);
— умышленная неуплата согласованного денежного обязательства (кроме уплаты штрафов (финансовых санкций) и пени) (новые пп. 124.2 и 124.3 НКУ);
— неначисление и/или неудержание, и/или неуплата (неперечисление), и/или начисление, уплата (перечисление) не в полном объеме налогов с дохода нерезидента или иного плательщика (новые пп. 125.2 — 125.4 НКУ).
В большинстве случаев размер штрафов будет различаться в зависимости от того, умышленно ли плательщик совершил то или иное нарушение.
Например, если ваш директор использовал не по назначению деньги, сэкономленные от налоговых льгот, без умысла, то предприятию грозит штраф в размере «неправильно» потраченной суммы (п. 123.4 НКУ). Но если налоговики установят в действиях директора умысел, то придется заплатить двойную сумму такого штрафа (п. 123.5 НКУ).
Важно! Наличие/отсутствие вины, не коснулось остальных санкций. Например, ст. 1201 НКУ, устанавливающей ответственность за нерегистрацию или несвоевременную регистрацию НН/РК. В этом случае смогут помочь основания для освобождения от ответственности.
Ответственности нет и быть не может
Кроме введения понятия вины, будет установлен исключительный перечень случаев, когда к плательщику санкции не должны применяться.
Нормы, освобождающие от ответственности, должны вступить в силу с 01.01.2021 г.
Среди таких случаев:
— истечение сроков давности для применения штрафов за совершение налогового правонарушения;
— плательщик действовал по индивидуальной налоговой консультации (если она зарегистрирована в спецреестре), обобщающей налоговой консультации (есть и сейчас) и/или согласно заключению объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда по применению нормы права.
В части заключений палат ВС речь должна идти не только о решениях, которые непосредственно касаются плательщика. Учитываться могут любые такие заключения. По крайней мере, если исходить из ч. 5 ст. 13 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 02.06.2016 г. № 1402-VIII. Но на практике все может толковаться иначе;
— плательщик действовал в соответствии с правовыми заключениями ВС по образцовым делам, которые в дальнейшем были изменены Большой Палатой ВС;
— плательщик действовал или бездействовал из-за незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов. Например, сюда вполне может попасть нерегистрация (несвоевременная регистрация) НН/РК из-за сбоев в работе СЭА НДС. Но, как показала практика предыдущих лет, доказать, что фискалы в этом случае не правы, бывает очень непросто*;
* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 17, с. 16.
— нарушение произошло по вине банка, казначейства, участника платежной системы, эквайера (по нарушениям, предусмотренным ст. 124 и ст. 125 НКУ, см. выше);
— нарушение произошло по вине почты, если задержалось вручение, потерялось или испортилось почтовое отправление плательщика, адресованное налоговикам (см. абзац второй п. 49.6 НКУ);
— нарушение произошло из-за некорректной работы электронного кабинета (ЭК). НКУ будет понимать под некорректной работой выявление технической и/или методологической ошибки, технического сбоя в работе ЭК. Причем такую ошибку и/или сбой должен признать технический администратор и/или методолог ЭК. Также это освобождение будет работать, если об ошибке/сбое разместили сообщение на веб-сайте ГНСУ. Ошибку/сбой может подтверждать и решение суда. Само же нарушение должно быть вызвано исключительно технической и/или методологической ошибкой или техническим сбоем.
Важно! Для ситуаций с техническим сбоем (который отвечает требованиям, о которых мы сказали выше) неначисление штрафов и/или пени должно быть реализовано в фискальном программном обеспечении. То есть санкции и/или пеня в этом случае должны сниматься автоматически.
Подобного рода технические сбои будут освобождать не только от финансовой ответственности, но и от уголовной;
— самоисправление в налоговых декларациях и расчетах (уточненках и расчетах) в порядке ст. 50 НКУ, при условии уплаты самоштрафов, предусмотренных п. 50.1 НКУ. Это освобождение применяется к штрафу из п. 123.1 НКУ (нарушение, приведшее к доначислениям, уменьшению бюджетного возмещения и/или отрицательного НДС).
Если же вы самоисправились, но не уплатили самоштраф по п. 50.1 НКУ, то будет грозить штраф по п. 120.2 НКУ;
— нарушение вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
Кстати, уточнили нормы по поводу ответственности налоговиков. Не все коту Масленица ☺. Так, в некоторых случаях можно будет взыскать выплату в размере одной минимальной зарплаты. Перечень случаев, когда можно получить такую выплату, исчерпывающий. Туда вошли, например:
— отказ в получении или безосновательная утеря (аннулирование) статуса плательщика какого-либо налога из-за незаконного решения (действий или бездействия) налоговиков;
— безосновательное внесение налоговиками данных о наличии налогового долга или несвоевременное внесение/невнесение данных об отсутствии налогового долга;
— незаконное применение ареста к имуществу или к средствам на счетах.
В этих случаях наличие ущерба доказывать не нужно. Достаточно противоправности решения, действия или бездействия фискалов. Однако помните: если вы выберете такой способ компенсации, то дополнительно взыскать всю сумму компенсации ущерба будет уже невозможно.
Сроки давности
Изменения коснулись и сроков давности, установленных в ст. 102 НКУ.
Новшества по срокам давности тоже должны вступить в силу с 01.01.2021 г.
Для проверок налоговых агентов по зарплатным налогам (НДФЛ, военный сбор) этот срок составит 2555 дней! Как и сейчас, 2555 дней будут применяться также при проверках контролируемых операций.
В случае подачи уточненки отсчет срока давности будет стартовать со дня ее подачи (сейчас так же). Однако провести проверку можно будет только в рамках поданных уточнений. Сегодня в ст. 102 НКУ вы такой оговорки не найдете.
В отношении местных налогов будут устанавливаться свои правила. Так, если по местным налогам/сборам вы подаете годовую декларацию и налоговики выявят занижение обязательств, то фискалы смогут сделать доначисления в течение 1095 дней со дня предельного срока уплаты обязательства (а не с предельного срока подачи декларации).
Отсчет сроков давности будет останавливаться на любой период, в течение которого:
— плательщик беспрерывно пребывает за границей 183 дня и более;
— законом и/или решением суда запрещено проводить проверку(и) плательщиков;
— налоговики остановили, продлили или перенесли сроки проведения проверки по ст. 44, 82 и 85 НКУ или ТКУ (например, если вы потеряли первичку, то надеяться на то, что пройдет 1095 (2555) дней и все уляжется, не приходится).
Налоговики не могут проводить проверки и самостоятельно доначислить обязательства в связи с:
а) составлением акта о невозможности проведения проверки (кроме случаев признания незаконными действий по составлению такого акта). Обжалование действий по составлению акта, например, в суде — дело непростое. Суд может утверждать, что акт не влияет на права и обязанности плательщика, а обжаловать нужно уже последствия (решения, действия, бездействие);
б) недопуском плательщиком должностных лиц к проверке, когда оснований для такого недопуска на самом деле не было. То есть не допускать налоговиков к проверке, надеясь на то, что попросту истекут сроки давности, будет бессмысленно. С другой стороны, поскольку незаконные недопуски чреваты админарестом имущества (п.п. 94.2.3 НКУ), плательщики не так часто прибегают к такой схеме защиты. Как правило, этим правом пользуются только тогда, когда для недопуска есть реальные основания;
в) обжалованием плательщиком в судебном порядке решения контролирующего органа о проведении проверки. Исключение: признание противоправным такого решения и/или его отмена. То есть процедура обжалования приказа о назначении проверки будет выпадать из 1095 (2555) дней. И только если вам удастся отменить приказ о назначении проверки через суд, все время судебного обжалования будет включаться в срок давности для доначислений.
Например, вы получили приказ о назначении проверки 03.02.2021 г. (скорее всего к этому моменту законопроект № 1210 будет действовать). Проверяемый период: апрель 2019 года — декабрь 2020 года. По проверяемым обязательствам срок давности — 1095 дней. Далее вы решили не допустить фискалов к проверке и обжаловали приказ в суде. Судебные разборки заняли 2 года, приказ суд не отменил. В таком случае налоговики все равно будут иметь право провести доначисления за период апрель 2019 года — декабрь 2020 года, ведь течение 1095 дней будет прерываться на период такого обжалования;
г) осуществлением административного или судебного обжалования плательщиком решения о начислении денежного обязательства.
Порядок проведения проверок
Плановые проверки. В целом сам порядок их проведения не особо изменился. Все так же проверки будут проводиться в соответствии с планами-графиками, составленными на основе критериев рисковости плательщиков. Однако на сегодня НКУ, по сути, не дает возможности вносить изменения в план в течение планового года. Это правило фискалы достают из Порядка, утвержденного приказом Минфина от 02.06.2015 г. № 524 (ср. ).
Со вступлением в силу законопроекта № 1210
изменения в план-график проверок на текущий год смогут вносить не чаще одного раза в первом и одного раза во втором кварталах
В любое время в течение года можно будет вносить только изменения, связанные с изменением наименования плательщика, изначально включенного в план-график, и/или исправлением технических ошибок.
Если изменения произошли в первом квартале, то проверка может начаться не ранее 1 июля текущего года, а если внесение произошло во втором квартале — то не ранее 1 октября.
Порядок направления копии приказа, а также уведомления о проведении проверки будет предусматриваться в ст. 42 НКУ. А это означает, что если вы выбрали общение с налоговиками через ЭК, то копия приказа и уведомление будут приходить именно туда. И только если налоговики не получат квитанцию о том, что документ доставлен, они должны будут отправить копию приказа и уведомление в письменной форме по почте.
Внеплановые документальные проверки. Во-первых, должны появиться несколько новых оснований для проведения таких проверок. Это:
— информация и/или документы от иностранных госорганов, из которых становится ясно, что плательщик нарушает налоговое, валютное и иное подконтрольное налоговикам законодательство по вопросам, которые уже были охвачены проверкой. Проверять в этом случае будут только то, что стало основанием для такой проверки. Это основание вступит в силу со дня, следующего за днем опубликования закона на базе законопроекта № 1210;
— информация, свидетельствующая о том, что нерезидент осуществляет хоздеятельность через незарегистрированное постоянное представительство в порядке, установленном в п.п. 14.1.139 НКУ и без постановки на учет в украинской налоговой. Не совсем, правда, понятно, как фискалы будут выявлять эти факты. Это основание должно вступить в силу с 01.07.2020 г.
Во-вторых, будет исключено одно из самых скандальных оснований для проверок: судебное решение (решение следственного судьи) (п.п. 78.1.11 НКУ). Фискалы иногда злоупотребляли этим положением, пользуясь тем, что следственные судьи не всегда вникали в тонкости назначения проверки. Это положение исчезнет из НКУ со дня, следующего за днем опубликования закона на базе законопроекта № 1210.
Материалы проверки и возражения. У плательщика будет 10 рабочих дней на подачу возражений. Вместе с возражениями можно будет подать дополнительные документы, в том числе и те, которые подтверждают отсутствие вашей вины в том или ином нарушении.
Если же проверка происходила на основании п.п. 78.1.5 НКУ (в связи с подачей плательщиком возражений на акт или дополнительных документов), то возражения на акт по ее результатам можно будет подать в течение 5 рабочих дней с момента получения акта.
Все возражения, а также другие материалы проверки будут рассматриваться специальными комиссиями при территориальных органах ГНС и при ГНСУ. Причем на таком рассмотрении сможет присутствовать плательщик или его представитель. Правда, отсутствие «виновника торжества» (если его уведомят в порядке, установленном в НКУ) работе комиссии не помешает.
НУР. Сроки выписки НУР немного подкорректируют. Так, если плательщик подавал возражения, то НУР будет выписано в течение 5 рабочих дней со дня вынесения заключения комиссией по рассмотрению материалов проверки.
Однако если возражений или дополнительных документов вы не подавали, то срок для вынесения НУР останется прежним — 15 рабочих дней со дня получения вами, вашими должностными лицами или лицами, осуществляющими операции, акта по результатам проверки.
Также продлят сроки оплаты начислений из НУР. На сегодня оплатить их нужно в течение 10 календарных дней с момента его получения, а после изменений — в течение 10 рабочих дней.
выводы
- Наличие/отсутствие вины будет влиять на размер некоторых штрафов.
- Появится исчерпывающий перечень случаев, когда плательщика привлекать к ответственности не будут.
- Сроки давности по проверкам и возможным доначислениям по налогам и сборам с физлиц (которые удерживают налоговые агенты) увеличатся с 1095 до 2555 дней.
- Оплачивать обязательства по НУР нужно будет в течение 10 рабочих дней (на сегодня — 10 календарных).