вывод документа
Если субъект хозяйствования осуществляет деятельность по хранению горючего, он обязан получить лицензию на право его хранения
Опасаясь штрафа (0,5 млн грн.) за хранение горючего без лицензии, хозсубъект спросил у фискалов: нужна ли лицензия на хранение горючего в баке дизельного генератора* и/или в канистрах?
* Насчет того, что лицензия на хранение горючего в баке (траспортного средства, оборудования или устройства) не нужна, фискалы уже разъясняли (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 68, с. 28).
К сожалению, выводы письма в отношении хранения в канистрах, скорее, звучат как фискальные. Похожее было в письме ГНСУ от 27.09.2019 г. № 430/6/99-00-04-02-06-15/ІПК, а в письме ГНСУ от 26.11.2019 г. № 1541/6/99-00-04-02-06-15/ІПК ответ на подобный вопрос однозначно фискальный.
В общем, выводы писем сводятся к следующему. Законом № 481**, мол, не установлены требования к видам, вместимости и размещению емкостей, используемых для хранения горючего. В таких случаях хозсубъект осуществляет деятельность по хранению собственного горючего. И потому, дескать, ему необходимо получить лицензии на право хранения горючего на каждое место (территорию) хранения, на котором расположены здания и/или оборудование, и/или емкости для хранения топлива на праве собственности или пользования (кроме случаев, предусмотренных Законом № 481, когда такая лицензия не нужна — см. ниже). В свете такого подхода хранение горючего в канистрах, баллонах и т. п. без лицензии на хранение (либо на оптовую/розничную торговлю горючим) достаточно опасно.
** Закон Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.
Получать лицензию на хранение горючего в небольших канистрах кажется нелепым. Однако Закон № 481 от лицензии защищает только хранение горючего исключительно в потребительской таре до 5 литров***. Во-первых, мы уже говорили, что из-за такой формулировки горючее в таре 5 литров ровно формально под освобождение не подпадает. А во-вторых, ваши мелкие («до 5-литровые») канистры и т. п. должны считаться «потребительской тарой»…
*** Есть еще «нетипичные» исключения: для бюджетников, нефтегазодобытчиков и др.
А попытка депутатов посредством законопроекта № 1209-1 освободить от получения лицензии лиц, хранящих горючее общим объемом до 200 л, потерпела фиаско. Эту норму оттуда удалили... ☹
Но изменения, внесенные Законом № 391**** в Закон № 481, упростили процедуру получения лицензий для тех ситуаций, когда субъект использует хранимое (в том числе в канистрах) горючее исключительно для собственных нужд или переработки, но при этом не хранит у себя чужое горючее и не реализует его! С 29.12.2019 г. для получения лицензии на хранение в такой ситуации достаточно подать лишь заявление, указав в нем об использовании горючего только для собственных нужд или переработки, общую вместимость резервуаров (канистр) и их фактическое местоположение.
**** Закон Украины от 18.12.2019 г. № 391-ІХ.
Поэтому, возможно, стоит не экономить 780 грн. (или больше), если у вас где-то регулярно хранятся канистры и т. п. с горючим? Чтобы потом не отбиваться от полумиллионного штрафа за какую-нибудь случайную канистру или газовый баллон с содержимым.
И имейте в виду, что чем шире территория, на которую вам выдадут лицензию на хранение, тем лучше. И за рамками таких территорий канистры, баллоны и т. п. с горючим внутри тоже лучше не хранить. В то же время хранение канистр в багажнике авто лицензироваться не должно. И все же желательно, чтобы на момент проверки хранящиеся там (и не только) канистры или проч. были пустыми…
Если вас попытаются оштрафовать, апеллируйте к тому, что в целом ряде разъяснений (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 84, с. 26) главные фискалы пишут, что лицензии должны приобретаться только на стационарные (!) емкости/резервуары.
Напомним, что Законом № 391 введение штрафа за хранение горючего без лицензии перенесли до 31.03.2020 г.! Так что еще есть время на раздумья…