Темы статей
Выбрать темы

Отчетность не принята: что с сельхозЕН?

Амброзяк Наталья, юрист
«Декларацію прийнято» — это та фраза, которую мечтает увидеть бухгалтер любого плательщика. Но для плательщиков сельхозЕН вопрос стоит еще более остро. Ведь от того, принята или не принята декларация, зависит нахождение хозсубъекта на едином налоге! К сожалению, фискалы иногда тянут со своим вердиктом или присылают уведомления задним числом об отказе в приеме отчетности. Законны ли такие «фокусы»? Как можно со всем этим бороться и сохранить статус плательщика сельхозЕН? Попытаемся ответить на эти вопросы в нашей статье.

Матчасть

Как вы уже знаете, статус плательщика сельхозЕН является бессрочным и действует до аннулирования регистрации таким плательщиком. В то же время одним из оснований для аннулирования этого статуса является неподача налоговой отчетности, предусмотренной п.п. 295.9.1 НКУ.

Здесь напомним: плательщики сельхозЕН подают годовую декларацию не позднее 20 февраля с суммой налога по состоянию на 1 января текущего года по форме, установленной в порядке согласно ст. 46 НКУ. Таким образом, подавая налоговую отчетность, хозсубъект, по сути, ежегодно подтверждает свой статус плательщика ЕН.

Соответственно, если налоговики признают отчетность неподанной, то статус единоналожника не подтверждается со всеми вытекающими последствиями.

Когда же отчетность плательщика сельхозЕН может считаться неподанной?

Исходя из п. 48.7 НКУ таковой может считаться отчетность, составленная с нарушением требований ст. 48 НКУ. Особое внимание стоит уделить пп. 48.3 и 48.4 НКУ. Именно в этих нормах предусмотрены обязательные реквизиты любой налоговой отчетности, включая отчетность плательщиков сельхозЕН. Все реквизиты перечислять не будем. Скажем лишь о некоторых из них. Это, в частности:

— тип документа («звітний», «уточнюючий», «звітний новий»);

— отчетный (налоговый) период (период, который уточняется);

— полное наименование (Ф. И. О.) налогоплательщика согласно регистрационным документам;

— код ЕГРПОУ или налоговый номер плательщика;

— местонахождение (место проживания) налогоплательщика;

— наименование контролирующего органа, в который подается отчетность;

— дата подачи отчетности;

— информация о приложениях к декларации, которые являются ее неотъемлемой частью;

— подписи плательщика-физлица и/или должностных лиц плательщика, удостоверенные печатью (при наличии).

В определенных случаях обязательным также будет считаться код КОАТУУ органа местного самоуправления по местонахождению земельного(ых) участка(ов).

Подробно о заполнении декларации читайте в материалах «Рассчитываем сельхозЕН» и «Особенности определения сельхоздоли» этого номера.

Помните: принятие налоговой декларации является обязанностью фискалов.

Отказать в приеме этого документа или посчитать его неподанным налоговики могут только в случае, когда нарушены требования пп. 48.3 и 48.4 НКУ. Если требования ст. 48 НКУ все же нарушены, то налоговики должны направить письменное уведомление о таком отказе с указанием причин. Сроки для направления этого уведомления ограничены (п. 49.11 НКУ):

— если декларация направлялась по почте или в электронном виде, то фискалы смогут отправить вам «письмо счастья» в течение 5 рабочих дней со дня получения декларации;

— если декларация подавалась непосредственно в налоговую — в течение 3 рабочих дней со дня ее получения.

Еще один важный момент. До принятия декларации она проверяется только на предмет соблюдения требований пп. 48.3 и 48.4 НКУ (п. 49.8 НКУ). Это правило действует и в контексте плательщика ЕН группы 4. О чем также говорят суды (см. постановление Пятого апелляционного админсуда от 11.07.2019 г. по делу № 540/443/19*).

* См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/82994581#

Все осложняется негативной для плательщика позицией контролирующих органов в ситуации, когда отчетность была подана в электронном виде и квитанция 2 пришла.

Так, в разъяснении в категории 129.03 БЗ речь идет о том, что

фискалы имеют право направлять уведомления о непринятии декларации даже после получения плательщиком квитанции 2

Сохраняем статус плательщика сельхозЕН

На практике в связи со всем вышесказанным возникают, как минимум, три ситуации:

1) после подачи декларации контролеры тянут со своим вердиктом и сообщают плательщику о том, что декларация не принята, в самый последний момент (но с соблюдением сроков для отказа в ее принятии);

2) после подачи декларации и получения квитанции 2 без замечаний фискалы присылают уведомление о том, что этот документ не принят, с нарушением сроков для направления такого уведомления;

3) присылают такое уведомление, датированное задним числом**.

** О подобных ситуациях и методах борьбы мы писали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 32, с. 27.

Конечно, во всех этих ситуациях возможности подать отчетность повторно, беспроблемно подтвердив статус плательщика сельхозЕН, нет. Но можно ли сохранить статус единоналожника?

В ситуации из п. 1, к сожалению, ничего не поделаешь. Ведь декларация все же не подана.

В двух остальных ситуациях выход один — обжаловать действия налоговиков, доказывая, что отчетность должна считаться поданной в день ее направления в контролирующий орган. Ссылаться при этом можно на то, что:

— в случае неправомерного отказа в принятии декларации она считается принятой в день ее фактического получения контролирующим органом (п. 49.13 НКУ);

— если декларация подана в электронном виде и получена квитанция 2 без замечаний, то считается, что этот документ принят контролирующим органом. Об этом говорит определение квитанции 2 в п. 2 Порядка № 557 (ср. ). Ведь именно квитанция 2 удостоверяет факт и время принятия/непринятия или регистрации электронного документа. Этот аргумент принимают и суды (постановления Седьмого апелляционного админсуда от 14.11.2019 г. по делу № 560/1467/19 и от 12.12.2019 г. по делу № 560/2286/19***);

*** См. по ссылкам: reyestr.court.gov.ua/Review/85710381# и reyestr.court.gov.ua/Review/86304392 соответственно.

— даже если абстрагироваться от определения квитанции 2 в п. 2 Порядка № 557 и принять позицию налоговиков, то все равно последние должны направить уведомление о неприеме декларации в течение 5 рабочих дней со дня получения ими декларации. То есть с момента получения плательщиком квитанции 1, которая подтверждает факт доставки электронного документа в контролирующий орган. Об этом нам говорит определение квитанции 1 (п. 2 Порядка № 557).

Опираясь на эти аргументы, можно попытаться отбиться и тогда, когда опоздавшее уведомление пришло по декларации с реальной ошибкой. Но риск получить отказ велик. В частности, суд может учесть не только нарушение процедурных моментов, но и фактические обстоятельства (реальное наличие ошибки).

В завершение напомним, что обжаловать решения налоговиков можно:

— в административном (внесудебном) порядке, опираясь на ст. 56 НКУ;

— в судебном порядке, опираясь на ту же ст. 56 НКУ (в отношении сроков) и на КАСУ.

Альтернативный вариант — обращение в Совет бизнес-омбудсмена. Но учтите: прибегнуть к его помощи можно только после использования хотя бы одного из этапов админобжалования.

Очень надеемся, что на практике вы не столкнетесь с подобной проблемой! А если и столкнетесь, то с помощью нашей статьи разберетесь с ней с наименьшими потерями ☺.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше