Темы статей
Выбрать темы

Лицензия на хранение горючего: фискальные выкрутасы

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Фактические проверки по «горючим» вопросам и огромные штрафы, в частности за безлицензионное хранение горючего, даже на период карантина не приостановлены. И фискалы здесь проявляют незаурядную активность. Они иногда прибегают к некоторым не очень приличным методам выбивания денег из хозсубъектов, которые потребляют горючее только для собственных нужд. О некоторых из таких рисков и как их обходить или как отбиваться от «наезда» фискалов (если подобное вдруг таки случится), сегодня и поговорим.

Сначала напомним одну неприятную вещь. Налоговики в своих последних разъяснениях начали прибегать к фискальному подходу в отношении вопроса о необходимости получения лицензии на хранение горючего, когда горючее хранится в канистрах/бочках, в том числе когда такие емкости находятся на/в транспортных средствах (автомобилях и т. п.). Сначала они логично требовали наличия такой лицензии только в случаях хранения горючего в стационарных емкостях. Но сейчас они здесь все круче гнут в фискальную сторону. Подробно о лицензионных проблемах при хранении горючего в канистрах и бочках читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 14, с. 25, а о проблемах, когда горючее в такой таре хранится в багажнике, кузове авто или в прицепе, — в «Налоги & бухучет», 2020, № 40, с. 8.

Итак, если горючее в канистре или в бочке либо еще в какой-то больше 5 литров емкости где-то у вас хранится/хранилось, в том числе даже в багажнике или в кузове транспортного средства, то будьте готовы к неприятностям. Ведь сейчас фискалы четко разъясняют, что

не требует лицензии на хранение горючего только хранение его в потребительской таре до 5 л (включительно)* и в баках транспортных средств, приборов и оборудования

* В отношении емкостей ровно 5 л см. консультацию налоговиков в БЗ, 113.04.

А теперь самое время рассказать о лицензионных «наездах» фискалов. Налоговики через СЭА НДС получают информацию, что предприятие (или ФЛП) согласно налоговым накладным где-то у кого-то приобретало горючее с подакцизными кодами УКТ ВЭД. Потом на предприятие (или ФЛП) звонят и спрашивают: почему оно не зарегистрировано плательщиком акциза и/или почему у него нет лицензии на хранение горючего? Говоря дворовой лексикой: пытаются «взять на понт». И если вы ответите неправильно, можете ожидать фактической проверки по «горючим» вопросам. Аналогично на проверках: если по отчетности/документам налоговики находят факты приобретения горючего (обычно они исследуют остатки и движение на субсчете 203 «Топливо»), то сразу засыпают субъекта вопросами наподобие: где горючее хранится (хранилось) и как оно попало на предприятие?

И даже если горючее хранится (находится) только в баках транспортных средств, оборудования или устройств, начинают придирчиво допрашивать, каким путем оно туда попало? Налоговики понимают, что поскольку оборудование, устройства, автопогрузчики или другие средства не могут самостоятельно покинуть ворота предприятия, направиться на АЗС и там заправиться, то горючее для них, по-видимому, втихую где-то на предприятии хранилось(тся). Если на этом поймать не удается, придирчиво допрашивают: когда и как горючее попало на территорию и заливалось в баки упомянутых средств?

Отвечать на такие провокационные вопросы нужно очень взвешенно: на кону полумиллионный штраф. А судиться потом с фискалами или тратиться на огромные взятки — радости мало.

Даже если вы ответите, что горючее в канистрах или в бочках было доставлено с места заправки на предприятие вашим или арендованным вами транспортом и сразу было все вылито в соответствующие баки, то обвинений в безлицензионном хранении можно не избежать. Фискалы утверждают, дескать, горючее хранилось в багажнике или в кузове авто. И такие факты на практике уже не одиночные. ☹

Конечно, эти заявления не выдерживают никакой критики. Здесь стоит напомнить фискалам, что лицензия на хранение горючего приобретается на место хранения горючего. А согласно ст. 1 Закона № 481 термин «место хранения горючего» определен как место (территория), на котором расположены сооружения и/или оборудование, и/или емкости, которые используются для хранения горючего на праве собственности или пользования. И его явно нельзя притянуть к нашему случаю. Ведь если горючее привезли и сразу перелили в баки, то так называемого «места (территории)» расположения емкостей, в которых перевозилось горючее из АЗС (и т. п.), вообще не было! Надеемся, это убедит фискалов, но не факт. Особенно если авто, в котором доставлялось и/или хранилось такое горючее, будет где-то парковаться (простаивать) с этими емкостями. Тогда они заявят, что надо было приобретать лицензию на место такой парковки. Именно так они пишут в отношении хранения горючего в топливозаправщике/бензовозе (см. письмо ГНСУ от 20.12.2019 г. № 2062/6/99-00-04-01-01-15/ІПК, а также БЗ 113.04).

Итак, чтобы избежать подобных проблем.

Во-первых. Если не имеете лицензии на хранение горючего в соответствующих местах, избегайте ситуаций, когда часть горючего как по данным бухучета, так и фактически будет не в баках транспорта, оборудования или устройств. Лучше, чтобы на предприятии других остатков вообще фактически не было. Но если все-таки фискалы найдут какие-то «небаковые» (!) остатки у вас на 203 субсчете, имитируйте, что это горючее у кого-то на хранении, или что у вас имеет место недостача горючего. То есть именно у вас никакое горючее нигде не хранится, и этот факт можно подтвердить данными фактической проверки, даже инвентаризации.

Последствия недостачи каких-то объемов горючего могут быть для вас намного лучше, чем полумиллионный штраф за безлицензионное хранение

Во-вторых. Если у вас горючее на момент проверки находится только в баках, и фискалы активно интересуются, как оно в те баки попало, — не давайте им фискального повода! То есть лучше не говорите, что горючее вы довезли (в емкостях больше 5 литров**) на территорию предприятия собственным или арендованным вами транспортом (даже если и сразу же перелили это горючее в баки тех средств). Если вам не удастся подтвердить, что это горючее привез вам сторонний заправщик да и залил его прямо на вашей территории в соответствующие баки, все равно придерживайтесь только той версии, что горючее вам привезли на стороннем транспорте и сразу же перелили в баки. Лучше будет даже утверждать, что начальство за собственные средства наняло какого-то частника, и он привез горючее на своей машине (номер которой вы не помните***). Во всяком случае последствия таких деяний будут стоить вам намного меньше, чем полмиллиона гривень или потерянное время и стоимость судебной волокиты. В крайнем случае говорите, что горючее ваши работники в канистрах на горбу приперли с ближайшей АЗС и сразу залили его в соответствующие баки. И пусть тогда налоговики попробуют доказать факты хранения.

** Имейте также в виду: когда вы будете утверждать, что горючее хранилось(тся) или/или перевозилось(тся) вами в до 5-литровой таре, то такая тара еще должна быть «потребительской». А термин «потребительская тара» определен в Порядке оплаты услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденном постановлением КМУ от 09.07.99 г. № 1225. И он , к сожалению, достаточно узкий…

*** А если фискалы будут слишком настойчивыми, найти какого-то «родственника» с авто, который эту вашу версию подтвердит.

Так смешно, что хоть плачь...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше