Темы статей
Выбрать темы

Лицензия на хранение горючего

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Кто и каким образом штрафует за отсутствие лицензии на хранение горючего? Могут ли налоговики при проверке выписать штраф на основании данных бухгалтерского учета через определенное время? Можно ли хранить без лицензии горючее в бочках в автомобильном прицепе? Изложим наши соображения по этим вопросам.

Нормативы, к сожалению, не отличаются четкостью в отношении многих горюче-лицензионных вопросов. В том числе и вышеперечисленных. Даже фискалы в связи с этим время от времени изменяют свой подход на противоположный… ☹ А теперь — к делу.

Кто и как штрафует

По Закону № 481*. Напомним, что в ст. 17 Закона № 481 есть два вида штрафов за хранение горючего без лицензии и оба в немалом размере — полмиллиона гривень.

* Закон Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

1) Предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 17 Закона № 481 — за хранение горючего без лицензии.

2) Абз. 22 ч. 2 этой статьи — за предоставление услуг по хранению горючего иным хозсубъектам и/или за реализацию горючего иным лицам на основании лицензии на право хранения горючего, полученной согласно ст. 15 Закона.

То есть первый штраф при хранении горючего — вообще без наличия лицензии, а второй — за нарушение условий применения так называемой упрощенной «лицензии лайт».

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 481 решения о взыскании этих штрафов принимаются налоговыми органами и/или органом, выдавшим лицензию на право хранения горючего, и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции, определенной законами Украины. Поскольку лицензию на право хранения горючего выдает налоговый орган, а другим органам, насколько нам известно, право применять эти санкции не предоставлялось, то

сейчас штраф за хранение горючего без лицензии имеют право применять только налоговики

Напомним, что есть Порядок применения финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 481, утвержденный постановлением КМУ от 02.06.2003 г. № 790. В нем — специальная форма Решения о применении санкций. Но этот Порядок фактически должен применяться только для алкогольно-табачных санкций из ст. 17 Закона № 481, поскольку он издавался КМУ, когда в Законе № 481 горючего еще и в помине не было. Изменения в этот Порядок не вносились, поэтому к горюче-лицензионным штрафам его нормы неприменимы. Да и сама форма Решения тоже «заточена» только на алкогольно-табачные нарушения…

Специальный порядок тоже не издан, поэтому фискалы здесь на практике руководствуются общими нормами НКУ, а также Порядком № 1204**.

** Порядок направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденный приказом Минфина от 28.12.2015 г. № 1204.

Санкции должны налагаться по результатам проверок, по которым должен составляться акт, и согласно п.п. 1 п. 1 Раздела ІІ Порядка № 1204 (в котором упомянуты и лицензионные нарушения) — оформляться налоговое уведомление-решение по форме «С».

А вот какие это будут виды проверок?

Согласно п.п. 20.1.10 НКУ налоговики имеют право осуществлять контроль за наличием лицензий на осуществление видов хоздеятельности, которые подлежат лицензированию.

Анализ же норм ст. 75 НКУ и, в частности, ее п.п. 75.1.3 показал, что штрафы по ст. 17 Закона № 481 налоговики имеют право применять только по материалам фактических (!) проверок хозсубъектов. Ведь в п.п. 75.1.3 НКУ указано, что фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности плательщика. И что такая проверка проводится налоговиками, в частности, в отношении соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров.

Оба упомянутых штрафа налоговики с 1 апреля уже имеют право применять! Да и на фактические проверки по этим вопросам весенний штрафной мораторий не распространяется!

Подробнее о двух видах лицензий на хранение горючего и двух видах штрафов читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 22, с. 11, а о весеннем проверочном и штрафном моратории — в «Налоги & бухучет», 2020, № 29, с. 5.

По КУоАП. Напомним, что и КУоАП в ч. 12) ст. 164 также предусматривает админответственность за хоздеятельность без лицензии (и за повторное такое нарушение — см. в ч. 2). Стандартный (по ч. 1 ст. 164) размер штрафа составляет от 17000 до 34000 грн с конфискацией изготовленной продукции (т. е. горючего), орудий производства, сырья и денег, полученных от безлицензионной деятельности, или без таковой. В эту админответственность мы углубляться не будем — подробнее об этих видах КУоАП-санкций читайте в «Налоги & бухучет», 2019, № 59, с. 13.

Штраф по данным бухучета

Итак, считаем, применять «лицензионные» штрафы по Закону № 481 налоговики имеют право только по данным фактических проверок.

Но напомним, что п.п. 20.1.6 НКУ дает им право запрашивать и изучать во время проверок первичные документы, используемые в бухучете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. То есть фискалы могут запросить у хозсубъекта соответствующие документы, но по данным одних только бухгалтерских документов —

без фактической проверки на месте фактов хранения горючего без лицензии (или нарушения условий применения «лицензии-лайт»), считаем, они не имеют права применять санкции

Тот факт, что какие-то объемы горючего учитывались(ются) в бухучете, еще не означает, что плательщик нарушает (нарушал) нормы Закона № 481. Горючее может храниться у него в баках транспортных средств или оборудования, в таре до 5 л и проч. Кроме того, горючее может учитываться у одного хозсубъекта на балансе, но в это время фактически храниться у другого, у которого есть соответствующая (не «лайт») лицензия на хранение горючего.

Кстати, в бухучете могут быть и ошибки… То есть без фактической проверки, опираясь на одни только данные бухучета, фискалы вряд ли смогут доказать, что имело место нарушение Закона № 481 в виде безлицензионного хранения горючего. А если они выпишут штраф исходя только из «бухбумажек», то у хозсубъекта будет время подготовиться (см. примеры, приведенные выше) и отписаться им солидным возражением к такому акту. Но если даже и дойдет дело до суда (а сумма штрафа, видимо, того стоит), то судьи вряд ли воспримут от фискалов такие бумажные доказательства нарушения Закона № 481

Хранение в прицепе, кузове и т. п.

Напомним (и это «железно» подтверждено налоговиками), что в общих случаях не требует получения лицензии хранение горючего в баках транспортных средств (ТС), оборудования, устройств***; в до 5-литровой потребительской таре горючее не лицензируется. При этом хранение горючего в таре ровно 5 литров формально требует наличия лицензии. Но налоговики в БЗ 113.04 либерально написали, что лицензия не нужна и при хранении горючего (производстве/торговле) в таре ровно 5 л.

*** То, что лицензия на хранение горючего в баке ТС, оборудования или устройств не нужна, фискалы уже неоднократно разъясняли (см., например, в «Налоги & бухучет», 2019, № 68, с. 28).

А вот хранение горючего в бочках или в другой сверхпятилитровой таре даже в каких-то передвижных объектах (ТС, прицепах и т. п.), особенно сейчас — когда с апреля начали действовать упомянутые драконовские штрафы, — несет в себе определенные риски! Дело в том что налоговики в последнее время в этом вопросе, похоже, сделали уклон в фискальную сторону.

Напомним, что сначала они неоднократно разъясняли, что лицензия нужна только на стационарные объекты хранения. И при таком подходе мы осторожно давали читателям советы хранить горючее в таре (на крайний случай) только в нестационарных объектах. То есть когда канистра/бочка с горючим будет в багажнике/кузове ТС (или в прицепе), то лицензия формально не нужна. Но и тогда мы предупреждали читателей, что проблемы при проверках не исключаются. И потому лучше, чтобы во время проверок эти емкости были пусты — мол, не хранили, а сразу перелили горючее в бак (читайте об этом в «Налоги & бухучет», 2019, № 84, с. 26).

Но после этого риторика фискалов, похоже, стала более фискальной: и они начали или писать, что лицензия нужна, или уклоняться от подобных вопросов. Например, неоднократно писали, что нужно приобретать лицензию, даже когда горючее хранится только в канистрах (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 14, с. 25). О необходимости получения лицензии при хранении горючего в бочках (баллонах, канистрах и т. п.) фискалы также высказываются, например, в письме ГНСУ от 21.01.2020 г. № 230/6/99-00-04-01-01-06/ІПК****. В письмах от 15.01.2020 г. № 112/6/99-00-04-01-01-06/ІПК (именно о бочке) и от 24.02.2020 г. № 760/6/99-00-17-01-02-06/ІПК такой же вывод, хотя и косвенно, но тоже просматривается… ☹ Они настаивают на лицензии, даже когда горючее хранится в передвижных объектах, например, в заправщиках, бензовозах, передвижных бочках и т. п. В письме ГНСУ от 20.12.2019 г. № 2062/6/99-00-04-01-01-15/ІПК, а также в БЗ 113.04 фискалы утверждают, что

**** Письмо ГНСУ от 21.01.2020 г. № 229/6/99-00-04-01-01-06/ІПК вообще удивляет фискальностью, потому что там говорится о случаях, когда горючее канистрами/баллонами только перевозилось из АЗС и сразу заливалось в баки устройств.

лицензию необходимо получить на место (территорию), где находится топливозаправщик «как емкость, используемая для хранения горючего»*****

***** Кстати, в письме ГНСУ от 07.04.2020 г. № 1394/6/99-00-17-01-02-06/ІПК они уклонились от прямого ответа на подобный вопрос, но тон ответа также фискальный.

В то же время на этом фоне были и либеральные разъяснения — например, в письме ГНСУ от 21.12.2019 г. № 2097/6/99-00-04-02-06-15/ІПК налоговики пишут: если у СПД место хранения горючего отсутствует, а газовый баллон хранится и перемещается только в автомобиле, такое хранение горючего не требует получения лицензии на хранение горючего, поскольку газовый баллон не является недвижимым имуществом и не имеет четкой привязки к месту (территории). Аналогичный вывод и о хранении горючего в ТС/техоборудовании/устройствах (передвижных цистернах!) находим в письме ГНСУ от той же даты № 2096/6/99-00-04-01-03-15/ІПК.

Итак, можно послать фискалам по этому поводу запрос на ИНК (в котором желательно сослаться на все их либеральные разъяснения). И только в том случае, если они предоставят ответ, что лицензия не нужна, хранить горючее таким способом, как изложено в вопросе.

Поэтому сейчас (с 1 апреля) лучше не храните таким образом горючее, по крайней мере, ни в документах, ни иным образом не «светите» факты такого хранения. Конечно, кроме случаев хранения в до 5-литровой таре, в баках ТС, машин, оборудования или где-то на стороне у субъекта, который имеет соответствующую лицензию (не «лайт»!)…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше