Интернет-магазин: как это работает?

В избранном В избранное
Печать
Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Июнь, 2020/№ 51
Карантин массово повел бизнес в Интернет. А разгорающийся экономический кризис только подогревает этот процесс. Количество онлайн-торговцев растет с каждым днем, и, похоже, что в ближайшем будущем эта тенденция сохранится. Наш сегодняшний тематический номер призван помочь интернет-новичкам побыстрее втянуться в тему. Начнем с азов. Что такое интернет-магазин? Какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность? Какова общая схема онлайн-торговли? Как правильно задокументировать интернет-продажу? Ответы — в этой статье.

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность интернет-магазинов, — Закон № 675. Кроме этого, интернет-торговцы должны учитывать требования общей нормативки. ГКУ, ХКУ, Закон № 1023, Закон № 265/95, Закон № 2297, Порядок № 833, Правила № 103, № 104 и № 185и это еще далеко не полный перечень нормативных актов, которые нужно учитывать любому торгующему хозяйствующему субъекту, в том числе и интернет-магазину.

Сразу скажем: торговать через интернет-магазин может как юридическое лицо, так и предприниматель. Исключение — ФЛП на 1 группе единого налога (ЕН). Такие предприниматели имеют право торговать только на рынках, а сайт могут использовать разве что в качестве рекламы.

Основной КВЭД для интернет-магазинов: 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет». Но могут понадобится и дополнительные КВЭДы (о них мы упомянем далее). Особенно важно зарегистрировать соответствующие КВЭДы (внести в Реестр плательщиков ЕН) единщикам на 2 и 3 группах. Если этого не сделать, им придется покинуть упрощенку, а второгруппникам из дохода от интернет-продаж еще и заплатить ЕН по ставке 15 % (подробнее о предпринимательских нюансах интернет-торговли см. статью «ФЛП & интернет-магазин» этого номера).

Что такое интернет-магазин?

Интернет-магазин — это средство для представления или реализации товара, работы или услуги путем совершения электронной сделки (п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 675). В свою очередь, электронная сделка — это действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных систем (ИТС). Выходит, с помощью интернет-магазина продавец реализует возможность заключения сделок о продаже товаров/работ/услуг дистанционно — через сеть Интернет.

Обратите внимание: именно возможность совершения электронной сделки отличает интернет-магазин от обычного объявления о продаже товара. Именно наличие электронной сделки вписывает осуществленную продажу в рамки электронной торговли (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 675), а отношения, которые возникают между продавцом и покупателем, — в рамки электронной коммерции (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 675).

Как осуществляют электронные сделки? На основании оферт (предложений заключить электронный договор) (ч. 1 ст. 11 Закона № 675). После того как это предложение принято (акцептовано) второй стороной, электронный договор считается заключенным (ч. 3 ст. 11 Закона № 675).

Оферта может быть сделана путем направления коммерческого электронного сообщения или размещения предложения (оферты) в сети Интернет и других ИТС (ч. 4 ст. 11 Закона № 675).

А акцепт можно осуществить путем (ч. 6 ст. 11 Закона № 675): заполнения формуляра заявления о принятии оферты в электронной форме*; пересылки электронного сообщения стороне, направившей оферту; осуществления действий, которые считаются принятием оферты, если содержание таких действий четко разъяснено в ИТС, в которой размещена оферта и эти разъяснения логично с ней связаны.

* И электронное сообщение, и формуляр заявления должны быть подписаны в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 675.

То есть электронная коммерция предполагает заключение электронного договора одним из описанных выше путей. При этом важно, чтобы заключение договора происходило дистанционно — на основании описания товара без возможности непосредственного ознакомления с товаром (или его образцами) во время его заключения (п. 14 ст. 3 Закона № 675). Если договор заключен иначе и/или его заключили (акцептовали оферту) только в момент передачи товара покупателю — это уже не электронный договор и не электронная коммерция.

Оферта: кто кому предлагает?

Предложение заключить договор (оферту) может сделать каждая из сторон договора. Чтобы считаться офертой, такое предложение должно содержать существенные условия будущего договора и выражать намерение совершившего ее лица считать себя обязанным в случае ее принятия (ч. 1 ст. 641 ГКУ, п. 1 ст. 11 Закона № 675).

Поскольку интернет-магазин, являясь розничным продавцом, обязан осуществлять продажу каждому, кто к нему обратится (ч. 1 ст. 633 ГКУ), а на сайте содержится информация о предмете и цене договора (существенные условия)*, то

* Перечень информации, которую продавец должен разместить на сайте (а если точнее — к которой он должен обеспечить доступ других участников электронных взаимоотношений), приведен в ч. 1 ст. 7 Закона № 675

информация на сайте магазина, по сути, является офертой в рамках публичного договора розничной купли-продажи, а оформление заказа покупателем (или, как вариант, его оплата) — акцептом этой оферты

На такой порядок вещей намекают и некоторые нормы Закона № 675 (см. например, ч. 2 ст. 8, ч. 7 и 8 ст. 11).

Однако существует и другая позиция, основанная на норме из ч. 2 ст. 641 ГКУ, согласно которой реклама или другие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, являются только приглашением делать оферту (если в них прямо не указано иное). Что дает основания считать информацию на сайте только приглашением делать оферту. Тогда оферту делает покупатель — путем оформления заказа на сайте. Задача продавца — акцептовать это предложение (ну или отклонить его).

Схема работы интернет-магазина

Внешне схема работы у всех интернет-магазинов примерно одинакова: покупатель заходит на сайт, выбирает необходимый товар и оформляет заказ, после подтверждения заказ отправляется в службу доставки, клиент получает товар и отдает за него деньги (если они не были перечислены ранее). После чего начинается постпродажная работа с покупателем (email-маркетинг, реклама и пр.). Но вот функционирование этой схемы может быть обеспечено по-разному.

Отгрузка товара. Тут возможно два варианта: классическая схема (когда интернет-магазин осуществляет отгрузку со своего склада) и дропшиппинг (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 51, с. 18). Кроме того, интернет-магазины часто перепрофилируются в маркетплейсы (основной КВЭД для них — 63.12 «Веб-порталы»). Такой сайт не является магазином. Это торговая площадка, на которую приходят продавцы и продают свой товар. Впрочем, часто сайт совмещает обе функции — является и интернет-магазином, и маркетплейсом одновременно (как, например, Rozetka).

Оплата. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 675 расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться:

1) с использованием платежных инструментов (интернет-эквайринг) (подробнее о нем см. статью «Когда нужен рро при интернет-торговле» этого номера);

2) с использованием электронных денег. Заметим, что сфера обращения электронных денег в украинской интернет-торговле на данный момент ограничена. Поскольку реальные электронные деньги (Яндекс.Деньги, QIWI, PayPal, WebMoney) находятся за рамками украинского законодательства (см., например, письма НБУ от 26.06.2014 г. № 25-109/33434 и от 02.11.2016 г. № 57-0002/90626);

3) путем перевода денежных средств;

4) наличностью (работнику магазина или перевозчику наложенным платежом);

5) другим способом, предусмотренным законодательством Украины (например, в кредит).

Доставка покупателю. Интернет-магазин может доставлять товар как собственной, так и сторонней курьерской службой. При этом доставка может осуществляться адресно покупателю, в точку выдачи интернет-магазина либо в отделение стороннего перевозчика. Независимо от того, кем и куда осуществляется доставка, ее стоимость может быть либо включена в цену реализации товара (тогда интернет-магазин не выделяет отдельно услугу доставки в документах), либо выделена отдельно.

Если интернет-магазин в продажных документах отдельно выделяет стоимость доставки (а значит, оказывает услугу доставки покупателю), он осуществляет отдельный вид деятельности

Необходимые КВЭДы: 53.2 «Другая почтовая и курьерская деятельность» или 49.4 «Грузовой автомобильный транспорт, оказание услуг перевозки вещей» (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 29, с. 18).

Документальное оформление интернет-продажи

Покупатель должен получить:

1. Подтверждение совершения электронной сделки (в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа) в момент совершения сделки или в момент выполнения продавцом обязанности передать покупателю товар (ч. 11 ст. 11 Закона № 675).

2. Документ, подтверждающий факт получения денежных средств, с указанием даты осуществления расчета (электронный документ, квитанция, товарный или кассовый чек, билет, талон) (ч. 3 ст. 13 Закона № 675, ч. 11 ст. 8 Закона № 1023, пп. 2.4, 2.5 и 3.3 Правил № 103).

3. Бланк заказа, на втором экземпляре которого покупатель своей подписью подтверждает получение заказа и оплату денег (пп. 2.4 и 2.5 Правил № 103). В жизни роль такого документа обычно выполняет расходная накладная.

4. Гарантийный талон или другой документ, его заменяющий, — в случае продажи товаров, на которые установлены гарантийные сроки (п. 3.3 Правил № 103).

Поскольку и расчетный документ, и расходная накладная могут быть подтверждением электронной сделки, продавец должен выдать покупателю 3 документа: 1) расчетный документ; 2) расходную накладную (или другой документ, ее заменяющий; 3) гарантийный талон — для гарантийных товаров.

Хотя в зависимости от ситуации необходимый пакет документов может меняться. Например, если оплата осуществляется наложенным платежом, то расчетный документ продавец не выдает (т. к. оплату от покупателя не принимает). А если продавец работает без РРО (или оплата осуществлена по безналу), роль расчетного документа и расходной накладной может выполнить один документ (например, товарный чек).

Что можно продавать через интернет?

Ассортимент товаров, которые продаются через интернет-магазин, определяется субъектом самостоятельно (п. 1.3 Правил № 103). То есть торговать через интернет можно всеми товарами, продажа которых не запрещена согласно действующему законодательству. Хотя, кроме полностью запрещенных, есть еще ряд товаров, которые нельзя пересылать по почте (см. п. 32 Правил № 270). А из-за установленных правил торговли через Интернет нельзя продавать алкоголь (кроме столовых вин) и табачные изделия, а также лекарственные средства (подробнее см. статью «ФЛП & интернет-магазин» этого номера).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд