вывод документа
При списании просроченных ТМЦ дистрибьютор должен начислить компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ. В случае последующей компенсации стоимости таких списанных ТМЦ поставщиком НО по НДС на сумму компенсации дистрибьютор не начисляет
Контролеры разъяснили НДС-учет у дистрибьютора при списании просроченных ТМЦ (с истекшим сроком реализации). Нюансы: ТМЦ — импортные и договором предусмотрена возможность компенсации стоимости списанных ТМЦ дистрибьютору поставщиком. Налоговики обратили внимание на два момента.
Компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ есть. Во-первых, поскольку списываемые ТМЦ не могут быть использованы в хоздеятельности, то дистрибьютор (как при нехозиспользовании) должен начислить компенсирующие НО по п.п. «г» п. 198.5 НКУ (не позже последнего дня периода списания).
Правда, начислять компенсирующие НО по списываемым импортным товарам фискалы почему-то предлагают исходя из их таможенной стоимости. То есть той стоимости, от которой уплачивался входной НДС при растаможке (сумму которого, судя по логике фискалов, и нужно уравновесить компенсирующими НО). И с этим можно было бы согласиться, будь аналогичные требования в НКУ.
Однако НКУ ничего подобного не предусматривает и не разграничивает случаи списания украинских/импортных товаров. А регулирующий ситуацию п. 198.5 НКУ отсылает к базе обложения, определенной по правилам п. 189.1 НКУ. Последний, в свою очередь, базой обложения называет стоимость приобретения (и о таможенной стоимости для импортных товаров, заметьте, вообще не упоминает). Причем о стоимости приобретения при списании ТМЦ говорит и общая БЗ 101.04. Так что позиция фискалов не отвечает НКУ.
Другой вопрос, что НКУ не поясняет, как определить стоимость приобретения украинских/импортных товаров. На наш взгляд, стоит взять ориентир на бухучет и таковой считать первоначальную (балансовую) стоимость товаров (по которой товар приходовали на счете 28). А это стоимость, сформированная не только из сумм, уплачиваемых поставщику по договору, но и из других расходов, связанных с приобретением, в частности ввозной таможенной пошлины, транспортных и других расходов (п. 9 П(С)БУ 9).
Что примечательно: в похожей ситуации, когда, к примеру, к импортным товарам нужно применить правило минбазы (которой по п. 188.1 НКУ для товаров также выступает стоимость приобретения), налоговики как раз советуют смотреть на договорную стоимость, а вот таможенную в расчет не принимать (БЗ 101.07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 82, с. 24).
А может, контролеров сбило с толку заполнение компенсирующей НН? Ведь в ее графе 2 указывают реквизиты входящих документов, т. е. по импортным товарам — реквизиты (дату и номер) импортной таможенной декларации (БЗ 101.16). Но, несмотря на это, базой обложения по п. 198.5 НКУ (в том числе для импортных товаров), повторим, остается стоимость приобретения.
Поставочных НО по п. 188 с компенсации нет. Во-вторых, хотя обычно налоговики любят подводить под НДС любые компенсации, сейчас порадовала адекватность их позиции: при получении компенсации за списанные ТМЦ от поставщика НО на сумму компенсации дистрибьютор не начисляет.
Жаль только аргументов налоговики не привели. На самом деле такая компенсация является, по сути, компенсацией убытков (расходов) дистрибьютора и не является поставкой. Поэтому она не может быть объектом НДС. Приятно, что согласились с этим и фискалы. Подробнее о возмещении убытков см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 56, с. 21 и № 72, с. 38.