Темы статей
Выбрать темы

Разливной алкоголь и «девственность»… акцизных марок

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Предприятие продает алкогольные напитки на разлив. При открытии бутылки акцизная марка повреждается, зачастую полностью снимается, остаются только снизу кончики без номеров. При проверке инспектор грозит за это немалым штрафом. Действительно ли нужно сохранять акцизную марку? Имеет ли инспектор право требовать акцизную марку на откупоренную бутылку и штрафовать за ее отсутствие? Давайте разберемся, что говорят на сей счет закон и суды.

В Законе № 481* отсутствуют четкие нормы, которые бы регулировали ситуации с акцизными марками при продажах алкоголя на разлив. К сожалению, специальной статьи, которая бы четко прописывала эти моменты, в НКУ тоже нет. Однако есть некоторые нормы, которые позволяют делать вполне логичные нефискальные выводы (о них — ниже).

* Закон Украины от 19.12.1995 г. № 481/95-ВР.

«Основания» и их «никчемность»

Действовавшие до конца прошлого года Правила розничной торговли алкогольными напитками** (утратили силу 20.12.2019 г. — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 103-104, с. 29) на этот счет тоже никаких откровений не содержали, и их отмена никак не сыграла на руку фискалам в этом вопросе.

** Утверждены постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854, а отменены — от 23.10.2019 г. № 1026.

В своих разъяснениях налоговики этот вопрос обычно обходят (см. письмо ГФСУ от 04.07.2018 г. № 2964/6/99-99-12-01-01-15/ІПК), а вот на практике…

Напомним: согласно п. 228.9 НКУ ответственность за несоблюдение порядка маркировки, продажи алкогольных напитков (и табачных изделий) несут производители (заказчики), импортеры, продавцы таких товаров и их должностные лица в соответствии с законом. А фискалы пытаются в подобных случаях утверждать, что реализация алкогольных напитков на разлив производится без акцизных марок и зачастую налагать «на основании» ст. 17 Закона № 481, как правило, 17-тысячный штраф!

Ведь в ст. 17 Закона № 481, в частности, предусмотрен

штраф в случае реализации алкогольных напитков (или табачных изделий) без марок акцизного налога установленного образца в размере 200 % стоимости товара, но не менее 17000 грн

Раньше фискалы, умышленно передергивая, ссылались тут на п. 12 Правил розничной торговли алкогольными напитками, где говорилось, что реализация алкоголя разрешается только при наличии марки акцизного налога на бутылке (или иной таре). Но эти Правила, как вы знаете, уже «почили»…

Кроме того, налоговики подтягивали сюда еще и п. 20 Положения об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировке алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1251 (ср. ). В нем предусмотрено, что немаркированными считаются алкогольные напитки и табачные изделия в случаях, определенных п. 226.9 НКУ (перечисленные там случаи вас не касаются), а также алкогольные напитки с марками, имеющими:

повреждения, делающие невозможным установление таких реквизитов, как индекс региона, серия, номер, сумма акциза;

— наличие открытого надрыва с краю марки, размер которого (ширина, длина) превышает следующие значения: вертикальный надрыв — 4 х 10 мм; горизонтальный — 4 х 20 мм; диагональный —4 х 18 мм (длина диагонального разрыва определяется как прямоугольная проекция);

— повреждения, в результате которых уменьшилась длина марки на 10 или более мм или ширина марки — на 5 или более мм;

— отсутствие угла марки площадью более 150 кв. мм, длина меньшей стороны которого составляет более 10 мм.

Безусловно, когда открывается бутылка спиртного, то открыть ее так, чтобы не нанести акцизной марке хотя бы один из видов упомянутых повреждений, будет очень сложно. Наличие таких повреждений у марок и расценивают фискалы как основание для применения 17-тысячного штрафа. А если стоимость вскрытого алкоголя превышает 8500 грн, то применяют штраф в размере 200 % (причем берут они для целей штрафования отпускные, а не закупочные цены открытых алко-напитков)…

Такой фискальный подход к данному вопросу считаем в корне неверным.

Специальный «марочный» п. 226.1 НКУ говорит о том, что плательщики акциза обязаны обеспечить маркировку алкогольных напитков (табачных изделий) марками установленного образца таким образом, чтобы марка акцизного налога разрывалась во время откупоривания (раскрытия) товара.

Да, согласно п. 226.2 НКУ наличие на бутылке (упаковке) алкогольного напитка акцизной марки является обязательным условием для ее продажи (и подтверждением уплаты акциза). Но ведь в этой норме речь явно идет о продаже целой бутылки, а не разливным способом (по частям)!

А ответьте нам, господа фискалы, как можно торговать алкоголем на разлив, не открыв бутылку?! И не повредив при этом марку? Разве что марка будет ну очень плохо приклеена и при открытии просто отпадет…

Суды за плательщиков

Незаконность и несуразность таких фискальных претензий понимают и судьи, поддерживая тех субъектов, кого в подобных ситуациях фискалы оштрафовали и кто не поленился подать на них в суд.

В качестве примеров позитивных (в пользу плательщиков) судебных решений можно привести вступившие в силу решение Киевского окружного админсуда от 08.10.2018 г. по делу № 810/2797/18 (reyestr.court.gov.ua/Review/76987048), а также постановления ВС от 18.05.2018 г. по делу № 804/4921/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/74135634) и от 18.02.2018 г. по делу № 814/3690/15 (reyestr.court.gov.ua/Review/72505981).

Судьи в таких ситуациях единодушно поддерживают незаконно оштрафованных фискалами плательщиков (причем по двум последним делам единодушны в своих решениях были суды всех трех инстанций).

Апеллируя к НКУ и Закону № 481, судьи делают аналогичные выводы, что законодательное требование о хранении и реализации алкогольных напитков при наличии марки акцизного налога установленного образца на бутылке или на другой таре распространяется не на откупоренные напитки, а на продажу полной (всей) бутылки или другой тары с алкогольным напитком.

При этом

в случае реализации алкогольных напитков на разлив действующее законодательство не требует наличия марки акцизного налога на такой бутылке или другой таре

Таким образом, законодательство не возлагает на плательщиков обязанность хранить разорванные марки акцизного налога после откупоривания (раскрытия) товара. Ведь в силу цели маркировки и технологии наклеивания марок акцизного налога открывание соответствующей бутылки или другой тары для реализации алкогольных напитков на разлив исключает сохранение марки акцизного налога на бутылке или иной таре. И все эти штрафы были признаны судами противоправными.

Если вас все-таки оштрафуют, обжалуйте такой штраф в административном и/или судебном порядке.

Считаем, что шансы отстоять незаконность штрафа в таких ситуациях весьма велики. Если же вы не хотите спорить с фискалами, то проинструктируйте тех, кто стоит на разливе, как открывать бутылки, не повреждая марки. Способы и технологии есть разные. Но все-таки лучше не прогибаться под изменчивый мир…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше