Нет смысла начинать инвентаризацию, не понимая основных аспектов ее проведения: для чего она нужна, в каких случаях и в какие сроки ее проводят.
Поэтому прежде чем окунуться в рассмотрение порядка инвентаризации конкретных активов и обязательств, остановимся на этих базовых вопросах. Также поговорим об инвентаризационной комиссии, рассмотрим, какие документы составляются до и во время инвентаризации, и разберем этапы проведения этого мероприятия.
1.1. Вникаем в основы
Виды и задачи инвентаризации
Прежде всего запомните: проведение инвентаризации — это не желание, а обязанность каждого предприятия, установленная ч. 1 ст. 10 Закона № 996.
В общем случае «дирижирует» процессом инвентаризации Положение № 879
Именно оно содержит порядок и сроки проведения инвентаризации большинства активов и обязательств.
Вместе с тем для некоторых специфических активов (например, нефти и нефтепродуктов, спирта) законодательство устанавливает особые правила проведения инвентаризации. Учитывайте это!
Кроме того, отдельные министерства разрабатывают дополнительные рекомендации по инвентаризации активов и обязательств на предприятиях, входящих в сферу их управления.
Например, сельхозпредприятия могут руководствоваться методрекомендациями, приведенными в приложении к письму Минагрополитики от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14023. Естественно, в части, не противоречащей Положению № 879.
Но специфические «инвентаризационные» правила мы сегодня оставим за кадром. Объект нашего внимания в этом номере — порядок проведения инвентаризации, предусмотренный Положением № 879.
Инвентаризация бывает разной. Ее виды приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Виды инвентаризации
Вид инвентаризации | Описание |
По объему проверяемого имущества | |
Полная (сплошная) | Охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду либо находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от их технического состояния. Также сплошной проверке подлежат активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах |
Выборочная (частичная) | Цель выборочной инвентаризации — установить состояние и наличие отдельных ценностей в месте хранения. Например, предприятие проводит выборочную инвентаризацию тех ценностей, по которым поставщик отказался удовлетворить претензию относительно их недогрузки или когда подобные претензии поступили от покупателей |
По основаниям проведения | |
Плановая (предсказуемая) | В отношении такой инвентаризации предприятия утверждают сроки проведения и осуществляют подготовительные работы по группированию, размещению материальных ценностей в порядке, удобном для подсчета, измерения и взвешивания, заблаговременно |
Внеплановая (внезапная) | При каждой внезапной инвентаризации начало подготовительных мероприятий, а также завершение работы с документами по движению ценностей и определение их остатков на начало инвентаризации происходят в присутствии инвентаризационной комиссии |
Инвентаризацию проводят с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия.
Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку. При этом обеспечиваются (п. 5 разд. І Положения № 879):
— выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;
— установление излишка или недостачи активов путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
— выявление активов, которые частично утратили свои первоначальные качества и потребительские свойства, устаревших, а также неиспользуемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения;
— выявление активов и обязательств, не соответствующих критериям признания.
Проведение инвентаризации обеспечивает руководитель предприятия. Его задача — создать необходимые условия, определить объекты инвентаризации, ее периодичность и сроки, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 4 разд. І Положения № 879).
О том, когда инвентаризация обязательна, мы говорили в спецвыпуске «Налоги & бухучет», 2020, № 77, с. 76. Здесь лишь напомним, что она в обязательном порядке должна быть проведена перед составлением годовой финансовой отчетности (абзац второй п. 7 разд. І Положения № 879).
Таким образом, ежегодно до даты баланса следует проводить сплошную инвентаризацию активов и обязательств (см. табл. 1.1). При этом необходимо соблюдать сроки, установленные п. 10 разд. I Положения № 879 (см. табл. 1.2).
Заметьте: инвентаризировать недвижимость можно 1 раз в 3 года.
Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.
При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц.
По решению руководителя предприятия инвентаризация библиотечных фондов может проводиться по установленному им графику в течение года. Инвентаризацию книжных памятников проводят ежегодно.
Сроки годовой инвентаризации
Теперь рассмотрим сроки проведения годовой инвентаризации (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2. Сроки проведения годовой инвентаризации активов и обязательств
№ п/п | Вид активов и обязательств | Когда проводим инвентаризацию |
1 | Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.) | В период 3 месяцев до даты баланса |
Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия) | ||
Текущие биологические активы | ||
Дебиторская и кредиторская задолженности | ||
Расходы и доходы будущих периодов | ||
Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование) | ||
2 | Незавершенные капитальные инвестиции | В период 2 месяцев до даты баланса |
Незавершенное производство и полуфабрикаты | ||
Финансовые инвестиции | ||
Денежные средства | ||
Средства целевого финансирования | ||
Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование | ||
3 | Объекты основных средств, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы | До временного выбытия с предприятия |
Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия |
1.2. Инвентаризационные комиссии
Для проведения инвентаризации на предприятии создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Ее состав утверждается распорядительным документом руководителя предприятия.
В состав комиссии включают:
— представителей аппарата управления предприятия;
— представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, предпринимателя, осуществляющего ведение бухучета на предприятии на договорных началах);
— опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).
Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем предприятия. В случаях когда бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель субъекта хозяйствования, он возглавляет инвентаризационную комиссию самостоятельно (абзац второй п. 1 разд. ІІ Положения № 879).
По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут также входить члены ревизионной комиссии хозобщества.
Инвентаризационная комиссия работает круглогодично, но самостоятельно инвентаризацию обычно не проводит, а выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции (они изложены в табл. 1.3).
Пример приказа руководителя предприятия о назначении инвентаризационной комиссии предлагаем вашему вниманию.
На предприятии работает всего одно лицо — его директор? Минфин в такой ситуации предлагает два варианта действий (см. письмо Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918):
1) утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица;
2) включить в состав комиссии специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.
При этом мы рекомендовали бы остановиться на втором варианте. Дело в том, что материально ответственные лица не могут входить в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении, поскольку они являются лицами, которых проверяют. А здесь именно такая ситуация: на предприятии работает только один работник, который и является материально ответственным за все активы.
На малых предприятиях члены инвентаризационной комиссии могут самостоятельно проводить инвентаризацию. А вот там, где объем работ большой и проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, создают рабочие инвентаризационные комиссии. Именно они и занимаются инвентаризацией имущества непосредственно в местах хранения и производства (п. 2 разд. ІІ Положения № 879).
Каким должен быть состав рабочих инвентаризационных комиссий? В него, как и в случае с инвентаризационной комиссией, должны входить представители аппарата управления, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет. Кроме того, в состав таких комиссий могут быть включены члены инвентаризационной комиссии (п.п. 2.2 разд. ІІ Положения № 879). Председателя и состав рабочих инвентаризационных комиссий распорядительным документом утверждает руководитель предприятия.
Но помните! Запрещено назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника два года подряд (п.п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).
Инвентаризацию проводит полный состав инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) в присутствии материально ответственного лица
У вас на предприятии создается и инвентаризационная комиссия, и рабочие инвентаризационные комиссии? Тогда ознакомьтесь с тем, какие функции согласно п. 2.5 разд. ІІ Положения № 879 выполняет каждая из них (см. табл. 1.3).
Таблица 1.3. Функции инвентаризационной и рабочих инвентаризационных комиссий
Инвентаризационная комиссия | Рабочая инвентаризационная комиссия |
1. Организует проведение инвентаризаций. 2. Осуществляет инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий. 3. Осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия. 4. Проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений о зачетах пересортицы ценностей во всех местах их хранения. 5. Проводит повторную инвентаризацию при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях по решению руководителя предприятия. 6. Рассматривает причины обнаруженных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету вследствие пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе | 1. Осуществляет инвентаризацию активов в местах хранения и производства. 2. Принимает участие вместе с бухгалтерской службой в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков вследствие пересортицы, а также по списанию недостач в пределах норм естественной убыли. 3. Оформляет протокол с указанием в нем информации, необходимой при составлении протокола инвентаризационной комиссии |
1.3. Приказ о проведении инвентаризации
В общем случае объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказом (распоряжением) о ее проведении, который издает руководитель предприятия. Образец такого приказа приведен ниже.
Учтите: инвентаризация конкретных объектов начинается уже после даты, на которую она назначена, а не до того. Исключение здесь составляют лишь объекты основных средств (например, автомобили), которые отправятся в длительные рейсы, а также другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия. Как мы уже говорили, их инвентаризируют до момента временного выбытия с предприятия.
Продолжительность инвентаризации оговаривается в приказе о ее проведении. Так, в соответствии с нашим примером инвентаризация осуществляется по состоянию на 30 ноября, поэтому срок ее проведения, например, по основным средствам — с 1 по 16 декабря 2020 года, а по товарно-материальным ценностям — с 1 по 11 декабря 2020 года.
При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября 2020 года. Ведь согласно п. 1 разд. II НП(С)БУ 1 баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода. Соответственно и инвентаризационные описи составляем аналогичным образом.
Обратите внимание: если сроки и порядок проведения инвентаризации установлены в приказе об организации бухгалтерского учета, издавать отдельный приказ о проведении ежегодной инвентаризации не нужно.
1.4. Документируем результаты инвентаризации
Формы документов
Для документирования результатов инвентаризации используют такие документы:
— инвентаризационные описи;
— акты инвентаризации;
— сличительные ведомости.
Инвентаризационные описи и акты инвентаризации применяют для фиксирования наличия, состояния и оценки активов предприятия и активов, принадлежащих другим предприятиям и учитываемых за балансом.
Сличительные ведомости служат для указания бухгалтерской службой расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации).
Для хозрасчетных предприятий обязательных форм таких документов законодательство не устанавливает. Вместе с тем они могут воспользоваться «бюджетными» формами, утвержденными приказом № 572 (добро на это дает п. 2 упомянутого приказа). При этом не запрещено включать в инвентаризационные формы другие реквизиты, если этого требует специфика деятельности предприятия.
Кроме того, еще «живы» формы инвентаризационных документов, утвержденные больше 30 лет назад постановлением № 241. Их также можно применять предприятиям при наличии такого желания (см. письма Госкомстата от 26.05.2004 г. № 03-04-05/41 и от 30.01.2003 г. № 03-04-05/18).
Но даже это еще не все. Формы документов, отражающих результаты инвентаризации отдельных активов, можно найти и в других нормативных актах. Более подробно об инвентаризационных формах предлагаем узнать из табл. 1.4.
Таблица 1.4. Документы для отражения результатов инвентаризации
№ п/п | Объекты инвентаризации | Форма документа |
1 | Основные средства и прочие необоротные материальные активы | Инвентаризационная опись основных средств (форма № инв-1, утвержденная постановлением № 241) |
Инвентаризационная опись необоротных активов (форма утверждена приказом № 572) | ||
2 | Капитальные инвестиции | |
3 | Незаконченные ремонты | Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № инв-10, утвержденная постановлением № 241)* |
* Применяют при инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств. | ||
4 | Нематериальные активы (кроме объектов права интеллектуальной собственности) | Инвентаризационная опись необоротных активов (форма утверждена приказом № 572) |
Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-4, утвержденная приказом № 732)* | ||
5 | Объекты права интеллектуальной собственности | |
* Исходя из положений п. 7.2 Методрекомендаций № 1327 эту форму можно применять для отражения результатов инвентаризации всех прочих нематериальных активов. | ||
6 | Товарно-материальные ценности (далее — ТМЦ), кроме тех, для которых порядок проведения инвентаризации регулируют специальные документы (нефти и нефтепродуктов, спирта и т. п.) | Инвентаризационная опись запасов (форма утверждена приказом № 572) |
Инвентаризационный ярлык (форма № инв-2, утвержденная постановлением № 241)* | ||
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № инв-3, утвержденная постановлением № 241) | ||
Инвентаризационная опись (типовая форма № М-21, утвержденная приказом № 193) | ||
Акт инвентаризации товаров отгруженных (форма № инв-4, утвержденная постановлением № 241) | ||
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (форма № инв-5, утвержденная постановлением № 241) | ||
Инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма утверждена приказом № 572) | ||
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (форма № инв-6, утвержденная постановлением № 241)** | ||
* Используют, когда инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу произвести подсчет ТМЦ и записать их в инвентаризационную опись. ** Составляют на основании документов, подтверждающих нахождение материалов и товаров в пути. | ||
7 | Расходы будущих периодов | Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма № инв-11, утвержденная постановлением № 241) |
8 | Обеспечения предстоящих расходов и платежей | Акт инвентаризации обеспечений предстоящих расходов и платежей в произвольной форме (пример см. «8. Инвентаризируем расходы и доходы будущих периодов, обеспечения и резервы») |
9 | Денежные средства на счетах | Акт о результатах инвентаризации денежных средств (форма утверждена приказом № 572) |
10 | Наличные денежные средства, ценные бумаги | Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств (приложение 7 к Положению № 148) |
11 | Денежные документы | |
Акт инвентаризации наличия денежных документов, бланков документов строгой отчетности (форма утверждена приказом № 572) | ||
12 | Бланки строгой отчетности | |
Инвентаризационная опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (форма № инв-16, утвержденная постановлением № 241) | ||
13 | Финансовые инвестиции | Акт инвентаризации наличия финансовых инвестиций (форма утверждена приказом № 572) |
14 | Расчеты с дебиторами и кредиторами | Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (форма утверждена приказом № 572)* |
Справка к акту инвентаризации расчетов о дебиторской и кредиторской задолженностях, по которым срок исковой давности истек (форма утверждена приказом № 572) | ||
Акт инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию (форма утверждена приказом № 572) | ||
Акт инвентаризации расчетов по возмещению материального ущерба (форма утверждена приказом № 572) | ||
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № инв-17, утвержденная постановлением № 241) | ||
Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме № инв-17) | ||
* Как следует из формы этого акта, Минфин считает возможным ее применение также для отражения результатов инвентаризации доходов и расходов будущих периодов. | ||
15 | Имущество и материальные ценности, которые не принадлежат предприятию и учет которых ведется на забалансовых счетах | Составляют отдельные инвентаризационные описи (акты) в зависимости от вида имущества |
Для отражения расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации) можно (по желанию) использовать такие сличительные ведомости:
— Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № инв-18, утвержденная постановлением № 241);
— Сличительная ведомость результатов инвентаризации необоротных активов (форма утверждена приказом № 572);
— Сличительная ведомость результатов инвентаризации запасов (форма утверждена приказом № 572);
— Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № инв-19, утвержденная постановлением № 241).
Но еще раз подчеркнем: применять именно вышеупомянутые формы для документирования процесса инвентаризации хозрасчетные предприятия ничто не обязывает. Для этого вполне могут использоваться самостоятельно изготовленные бланки (см. письмо Госкомстата от 15.07.2010 г. № 14/2-18/72).
Но с одним условием! Они обязательно должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными Положением № 88 для первичных документов, в том числе в отношении обязательных реквизитов первичных документов* (п. 14 разд. ІІ Положения № 879).
* Об обязательных реквизитах первичных документов см. в «Налоги & бухучет», 2018, № 102, с. 71.
Независимо от используемой формы инвентаризационных описей, актов инвентаризации и сличительных ведомостей нужно соблюсти правила составления таких документов, определенные Положением № 879. Что это за правила — рассказываем далее.
Правила составления инвентаризационных документов
Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости) составляют не менее чем в двух экземплярах (п. 21 разд. ІІ Положения № 879).
При этом они могут быть заполнены как рукописным способом, так и при помощи электронных средств обработки информации.
В инвентаризационных описях активы отражают по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре, отдельно по (п. 16 разд. ІІ Положения № 879):
— местонахождению таких ценностей;
— лицам, ответственным за их хранение.
На каждой странице инвентаризационной описи необходимо указать словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерителях всех активов, записанных на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т. д.) они отражены.
Акты инвентаризации заполняют с учетом объектов инвентаризации. При этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставимость с данными бухучета.
Записи в инвентаризационных описях (актах инвентаризации) делают последовательно в каждой строке.
Важно! На отдельном листе должны быть заполнены все строки.
Исключение — последний лист документа. На нем строки, оставшиеся незаполненными, прочеркивают.
Если вам нужно исправить ошибку в инвентаризационном документе, зачеркните неправильную запись и напишите над ней правильную. И, что важно, сделайте такое исправление во всех экземплярах документа.
В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) помарки и подчистки не допускаются (п. 17 разд. ІІ Положения № 879)
Инвентаризационные описи (акты инвентаризации) подписывают все члены инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственные лица (п. 18 разд. ІІ Положения № 879). Также такие лица должны подписать исправления, если они осуществлялись.
1.5. Этапы проведения инвентаризации
Пришел черед поговорить непосредственно о процессе инвентаризации. Так, весь объем инвентаризационных мероприятий можно разделить на 4 этапа:
1) подготовительный;
2) проверочный;
3) сравнительно-аналитический
4) заключительный.
Какие действия включает каждый из них, вы можете увидеть на рис. 1.1 — 1.4.
* В случае проведения внезапных инвентаризаций это делается в присутствии инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии).
* На активы, принадлежащие другим предприятиям, составляют отдельные сличительные ведомости, копии которых направляют собственникам таких активов.
Остановимся на нескольких важных моментах, касающихся проверочного этапа инвентаризации.
Прежде всего учтите: если инвентаризация активов в помещении, в котором они хранятся, не закончена в течение одного дня, она должна быть закончена в последующие дни. При этом председатель комиссии опечатывает помещение пломбиратором после того, как инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) его покинула (п. 8 разд. ІІ Положения № 879).
Во время перерыва в работе комиссии инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация
Если активы хранятся в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, инвентаризацию проводят последовательно по местам хранения.
После проверки ценностей вход в помещение опечатывают пломбиратором.
Еще один важный момент! Проведенная инвентаризация может быть подвергнута контрольной проверке. Осуществляет ее инвентаризационная комиссия при участии членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц после окончания инвентаризации, но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация (п. 13 разд. ІІ Положения № 879). В ходе этого мероприятия проверяют наиболее существенные по стоимости активы, а также активы, которые пользуются повышенным спросом.
Если выявлены значительные расхождения между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки, назначают новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной инвентаризации.
При этом в отношении предыдущего состава такой комиссии руководитель предприятия должен срочно рассмотреть вопрос об ответственности за допущенные нарушения при проведении инвентаризации.
Если же подобные неприятности вас миновали, можете поочередно приступать к следующим двум этапам инвентаризации.
Теперь вы вооружены всей базовой информацией, касающейся инвентаризации. А значит, можно смело переходить к рассмотрению особенностей инвентаризации отдельных объектов учета.
выводы
- Каждое предприятие ежегодно до даты баланса обязано проводить сплошную инвентаризацию всех активов и обязательств.
- Для проведения инвентаризации на предприятии создают инвентаризационную комиссию, а если объем работ большой, то и рабочие инвентаризационные комиссии.
- Для документирования результатов инвентаризации используют инвентаризационные описи, акты инвентаризации и сличительные ведомости.