Темы статей
Выбрать темы

Проверка регистрации нерезидентов

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Нерезиденты должны были стать на учет в качестве плательщиков налога на прибыль вместо действовавших до 01.01.2021 г. постоянных представительств до 01.04.2021 г. Если они этого не сделали, то их ждет немало неприятностей. О них мы и расскажем далее.

Начало отсчета

Фискалам дано право осуществлять внеплановые документальные проверки нерезидентов относительно факта осуществления ими деятельности в Украине через обособленные подразделения, в том числе через постоянные представительства без постановки на учет (п.п. 78.1.22 НКУ).

Порядок проведения таких проверок Минфин прописал в Порядке № 774.

Проведение этих проверок фискалы должны начать не раньше 01.07.2021 г. (п. 60 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)

Во время таких проверок фискалы собираются проверять нерезидентов, которые должны стать на учет в налоговой, так как осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения (как через постоянные, так и через некоммерческие представительства). На это указывает название Порядка № 774.

Следовательно, проверить на факт регистрации в качестве плательщика налогов фискалы собираются любого нерезидента, который:

— работает или начинает работать в Украине через обособленные подразделения, которые являются некоммерческими представительствами. Именно под эти представительства довольно часто маскируют свою деятельность нерезиденты;

— работал в 2021 году через постоянное представительство, но не стал на учет в налоговой с начала 2021 года вместо него как плательщик налога на прибыль.

Конечно, прийти на проверки фискалы смогут, когда имеют доказательства, которые подтверждают уклонение от постановки на учет нерезидента.

На сегодня и до конца месяца, в котором закончится карантин, действует мораторий на проведение некоторых видов проверок (п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ). Закончится ли карантин до начала проведения проверок нерезидентов — неясно. Но поскольку на носу уже третья волна пандемии, то вряд ли это случится.

Поэтому если карантин не закончится до 01.07.2021 г., то мораторий на проверки, который действует сегодня (даже с учетом разрешения на проведение некоторых проверок, которое предоставил Кабмин), распространится и на эти проверки. Об этом свидетельствует и разъяснение фискалов в категории 130.01 БЗ.

В то же время не исключено, что до 01.07.2021 г. Кабмин еще не раз подкорректирует перечень проверок, которые не попадают под запрет.

Информация для проверки

Чтобы прийти на проверку к нерезиденту, фискалы сначала должны получить информацию, которая свидетельствует о ведении нерезидентом хоздеятельности через постоянное представительство без постановки на налоговый учет (п.п. 78.1.22 НКУ).

При этом

источники информации, на которые фискалы будут опираться при принятии решения о выходе на проверку, могут быть разнообразные

Так, получить информацию для организации проверки фискалы могут в частности, но не исключительно (п. 1 разд. ІІІ Порядка № 774):

— от других налогоплательщиков и налоговых агентов, в том числе если она содержится в декларациях, расчетах, других отчетных документах;

— от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Нацбанка, в том числе информацию об объектах налогообложения, о результатах осуществления госконтроля за хоздеятельностью налогоплательщика, а также ту, которая содержится в отчетных документах, которые подаются налогоплательщиками органам госвласти и/или местного самоуправления;

— от таможенных или налоговых органов об экспортно-импортных операциях плательщиков;

— от банков, других финучреждений, в том числе о наличии и движении средств на счетах, отчеты о подотчетных счетах, поданные от финагентов;

— от контролирующих органов по результатам налогового контроля;

— от компетентных органов иностранных стран в соответствии с действующими международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения и/или международными договорами, которые предусматривают обмен налоговой информацией.

В том числе фискалы в качестве источника информации для организации проверки могут взять любую публичную информацию о:

— возможных фактах ведения нерезидентом хоздеятельности через постоянное представительство без постановки на налоговый учет;

— наличии у лица, в том числе и у резидента Украины, фактических полномочий осуществлять в интересах, за счет и/или в пользу нерезидента деятельность, которая имеет признаки постоянного представительства.

Также информацию о нарушении нерезидентом требований относительно регистрации плательщиком налога фискалы могут получать и сами. Например, направляя письменные запросы, в частности — резидентам, которые осуществляют деятельность в интересах нерезидента, а также резидентам, которые являются должностными или служебными лицами нерезидента, прямыми (опосредствованными) собственниками корпоративных прав нерезидента, его бенефициарными собственниками, а также осуществляя встречные сверки указанных выше лиц. Хотя законность направления резидентам таких запросов под вопросом. Среди оснований для направления фискалами запросов резидентам (перечислены в п. 73.3 НКУ) такого основания нет.

Если речь идет о проверках нерезидентов относительно нерегистрации их плательщиком налога вместо своего представительства, которое функционировало до начала 2021 года, то источником информации может быть факт наличия у фискалов данных о том, что действующие постоянные представительства и после 31.03.2021 г. функционируют как плательщики налога на прибыль. Дело в том, что:

— во-первых, постоянные представительства нерезидентов, которые были зарегистрированы в качестве плательщиков налога на прибыль в периодах до 01.01.2021 г., остаются плательщиками таких налогов до регистрации в качестве плательщика налога на прибыль нерезидентов (п. 60 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

— во-вторых, нерезидент автоматически на учет как плательщик налога вместо своего представительства не станет. Это происходит только после того, как органы ГНС получат соответствующие документы от нерезидента (их перечень см. в «Нерезидент — плательщик налога» этого номера). Об этом говорят фискалы в вопросе 1 Информационного письма № 19.

Как видим, фискалам несложно будет установить, что нерезидент не стал на учет по месту нахождения своего постоянного представительства.

Срок проведения проверки

Как только налоговики получат информацию от одного из вышеперечисленных источников о том, что нерезидент работает в Украине без регистрации, в том числе и через постоянное представительство, они могут инициировать проведение документальной внеплановой проверки.

Основанием для проведения проверки будет решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, которое оформляется приказом.

Продолжительность проверки деятельности нерезидента без постановки на учет в налоговой не должна превышать 10 рабочих дней (п. 1 разд. VI Порядка № 774)

Срок проведения такой проверки по приказу органа ГНС может быть продлен (п. 1 разд. VI Порядка № 774). Срок продления проверки нерезидентов зависит от статуса их постоянного представительства. Так, если постоянное представительство признано (п. 82.2 НКУ):

— крупным налогоплательщиком, то проверку могут продлить не более чем на 10 рабочих дней;

— субъектом малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня;

— другими налогоплательщиками — не более чем на 5 рабочих дней.

Оформление результатов

После проведения проверки фискалы составляют либо акт проверки, либо справку (п. 1 разд. V Порядка № 774).

Если фискалы не обнаружили фактов осуществления нерезидентом деятельности без регистрации, то они составляют справку.

А вот в случае, когда налоговики установили, что нерезидент вел деятельность без постановки на налоговый учет, то они составляют акт проверки. Такой акт предоставляют либо уполномоченному представителю нерезидента, либо в компетентный орган государства, резидентом которого является нерезидент.

На основании такого акта налоговики:

1) ставят нерезидента на налоговый учет;

2) принимают меры по снятию с учета обособленного подразделения, в том числе постоянного представительства нерезидента, если по результатам проверки подтверждено прекращение осуществления нерезидентом деятельности на территории Украины, отсутствие на территории Украины объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением у нерезидента, и обособленным подразделением или постоянным представительством нерезидента исполнены обязанности налогоплательщика.

На основании акта нерезидента сразу поставят на учет в налоговой, если тот не подал свои возражения и дополнительные документы фискалам в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Ответ на возражения фискалы предоставят в течение 7 рабочих дней, следующих за днем их получения, в порядке, определенном для направления (вручения) НУР.

Если фискалы не изменят своего решения, то они поставят нерезидента на учет в качестве налогоплательщика. Такое решение фискалов нерезидент имеет право обжаловать в административном (в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения НУР) или судебном порядке.

Ответственность

Нерезидент, который начал хоздеятельность через свое постоянное представительство до регистрации в контролирующем органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а именно от уплаты налога на прибыль. Следовательно, вся полученная им прибыль считается скрытой от налогообложения (п. 133.3 НКУ).

То есть, по сути, фискалы, обнаружив факт функционирования нерезидента без регистрации, могут: привлечь нерезидента к ответственности по п. 117.4 НКУ за ведение им деятельности через обособленное подразделение, в том числе постоянное представительство, без постановки на налоговый учет. Размер штрафа — 100 000 грн.

Также они могут доначислить налоговые обязательства по налогу на прибыль. Кроме того, за то, что именно они осуществят начисление обязательств, фискалы еще и выставят 10 % штраф от суммы доначисленного налога (п. 123.1 НКУ).

Пока действует мораторий на налоговые штрафы (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), этих штрафов бояться не следует. Поэтому если нерезидент зарегистрируется в качестве плательщика налога на прибыль до конца карантина, то ему удастся избежать вышеприведенных штрафов.

Кроме того, налоговики имеют право в случае выявления во время проверки, что нерезидент начинает и/или осуществляет хоздеятельность через постоянное представительство на территории Украины без постановки на налоговый учет, наложить арест на его имущество (п.п. 94.2.9 НКУ). Снимается арест после того, как фискалы поставят нерезидента на налоговый учет на основании акта проверки (п.п. 94.19.10 НКУ).

Также, теоретически, из-за того, что полученные нерезидентом прибыли считаются скрытыми от налогообложения (п. 133.3 НКУ), его могут привлечь и к уголовной ответственности по ст. 212 УКУ (уклонение от уплаты налогов). Но это может случиться только при условии соблюдения целого ряда требований.

Как видите, за нерегистрацию нерезидента налогоплательщиком можно сильно пострадать. Поэтому думайте и принимайте правильные решения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше