Темы статей
Выбрать темы

Переименовали улицу: что делать?

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
За последние годы переименовали много городов, проспектов, улиц, бульваров. У налогоплательщиков в связи с этим до сих пор возникают вопросы. Ответим на основные из них.

С одной стороны, законодательством не определен конкретный срок, в течение которого физ/юрлица обязаны внести изменения о месте жительства/местонахождении в связи с переименованием объектов топонимики населенных пунктов (см. письмо Минюста от 12.05.2016 г. № 16606/10776-0-33-16/8). Поэтому субъекты хозяйствования могут вносить такие изменения когда придет время менять еще что-то. Например, при внесении изменений, связанных со сменой состава участников, видов деятельности и т. п. Граждане также не обязаны специально обращаться в соответствующие органы для замены паспорта, переоформления документов на недвижимость, земельные участки и другое имущество. Вносить изменения можно уже, например, когда необходимо менять фото в паспорте или когда планируете отчуждение недвижимости.

С другой стороны, в некоторых случаях предпринять определенные действия в связи с регистрацией обновленного адреса все-таки необходимо. Особенно, если речь идет об адресе субъекта хозяйствования (будь то предприниматель или юрлицо). Если физлицо только собирается зарегистрироваться предпринимателем, со сменой адреса тоже лучше не затягивать.

Регистрируем ФЛП

Физлицо планирует зарегистрироваться предпринимателем. В паспорте до сих пор указан старый адрес прописки. Хотя фактически улица давно переименована. Какой адрес указывать в заявлении о регистрации ФЛП?

Согласно ст. 9 Закона № 755* в ЕГР** должна содержаться информация о местонахождении ФЛП (адресе места проживания, по которому с предпринимателем осуществляется связь). Очевидно, что это должен быть обновленный адрес, поскольку связь с предпринимателем по старому адресу может быть затруднена. То есть в заявлении о регистрации ФЛП нужно указывать новый адрес, несмотря на то что в паспорте данные еще не изменены.

* Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV.

** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Но тут, конечно, могут возникнуть сложности. Во всяком случае, если физлицо будет подавать заявление вручную, госрегистратор может не принять документы и попросить привести паспортные данные о прописке в соответствие. Хотя формально предприниматель имеет право зарегистрироваться в ЕГР по месту своего фактического нахождения, которое вообще может не соответствовать месту прописки (см. письмо Минюста от 23.01.2018 г. № 1028/8.4.3/Ін-18). В случае регистрации ФЛП по электронке (через сервис «Дія») никаких вопросов о несоответствии адреса возникнуть не должно. Несмотря на это, мы все-таки советуем сначала обновить адрес в паспорте, а потом уже регистрировать ФЛП.

Как обновить прописку? Для этого следует обратиться в центр предоставления админуслуг (ЦПАУ). Если у вас паспорт старого образца — туда внесут прописку с новыми названиями города/улицы, если нового образца — информация будет исправлена в чипе и вы сможете получить справку о регистрации места жительства с обновленными данными. Платить ничего не придется — такие услуги предоставляются бесплатно (см. письмо ГМСУ от 07.04.2016 г. № 2164/3-16).

После того, как данные в паспорте обновлены, у физлица появляется обязанность подать налоговикам информацию об их изменении. Сделать это нужно в течение месяца со дня возникновения таких изменений путем подачи Заявления по форме № 5ДР (или № 5ДРП — если лицо отказалось от идентификационного кода). Подают такое заявление в контролирующий орган по месту проживания. А граждане, не имеющие постоянного места жительства в Украине или те, которые временно находятся за пределами населенного пункта проживания, — в любой контролирующий орган (БЗ 116.09).

Вносим изменения в ЕГР

А как зарегистрировать изменение адреса действующему субъекту хозяйствования?

Информация о местонахождении (месте проживания) содержится в ЕГР. В связи с переименованием улицы ее нужно обновить. Для этого обращаемся к госрегистратору (через ЦПАУ). Юрлица могут подать документы в любой ЦПАУ области (г. Киева) по своему местонахождению. А ФЛП — через любого регистратора в пределах Украины независимо от своего места проживания (ст. 4 Закона № 755).

Альтернативный вариант — нотариус. Нормативкой еще предусмотрена возможность подачи документов в электронном виде, однако этот сервис до сих пор не реализован. Также документы можно отправить по почте. Только в этом случае подпись на заявлении придется удостоверить нотариально (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Какие документы нужны?

Чтобы внести изменения в ЕГР, нужно подать заявление (форма 1 — для ФЛП, форма 2 — для юрлиц***)

*** Формы утверждены приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5.

Графу «Стан відомостей про кінцевого бенефіціарного власника» формы 2 заполняем обязательно. Если изменений по бенефициарам не происходит, то ставим в ней отметку «в актуальному стані», а «бенефициарные» документы не подаем (см. письмо Минюста от 23.04.2020 г. № 3887/8.4.4/32-20). Если старый адрес фигурирует в уставе, в него тоже придется внести изменения. В таком случае юрлицам вместе с заявлением необходимо подать протокол/решение общего собрания участников, а также новую редакцию устава (подписи на этих документах должны быть нотариально удостоверены).

Подать документы может директор/предприниматель или уполномоченное лицо. При личной подаче документов нужен оригинал паспорта или другой документ, подтверждающий личность. У представителя должна быть еще и нотариально заверенная копия доверенности (если сведения об уполномоченном лице вносили в Госреестр, доверенность не нужна).

Админсбор платить не нужно, поскольку субъект хозяйствования вносит изменения в связи с переименованием городов/улиц (ч. 1 ст. 36 Закона № 755). В какие сроки внесут изменения?

Регистратор должен провести регистрационное действие в течение 24 часов после получения документов (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755). В тот же день, когда в ЕГР внесены изменения, госрегистратор самостоятельно передает новые сведения налоговикам, пенсионщикам и органам статистики (ч. 2 ст. 13 Закона № 755). То есть отдельно свою налоговую уведомлять о новом адресе не нужно. Хотя плательщики единого налога таки должны сообщить фискалам о смене адреса отдельно (подробнее об этом далее).

Плательщики, информация о которых отсутствует в ЕГР (например, независимые профессионалы (адвокаты)) тоже должны сообщить об изменениях налоговикам. Им следует подать контролерам по своему местонахождению/месту проживания заявление по форме № 1-ОПП/5-ОПП (БЗ 116.06).

А 20-ОПП подавать?

Да, налоговики хотят видеть ф. № 20-ОПП при переименовании улиц, где находится объект налогообложения (БЗ 116.11).

Ведь в этом случае фактически изменился адрес объекта налогообложения, или объекта, связанного с налогообложением, или объекта, через который ведется деятельность. Однако твердая точка отсчета 10-дневного срока для подачи ф. № 20-ОПП есть только в том случае, если вы внесли соответствующие изменения в правоустанавливающие документы (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, мены, дарения и т. д.), а также в Госреестр вещных прав на недвижимое имущество. Тогда ф. № 20-ОПП подаем в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в Реестр. Если изменений в Реестр не было, срок для подачи ф. № 20-ОПП в связи с переименованием — фактически плавающий. Торопиться с подачей ф. № 20-ОПП в этом случае рекомендуем, если переименована улица, на которой у вас расположена хозяйственная единица и зарегистрирован РРО/ПРРО (см. соответствующий подраздел).

Благо, ее можно подать в электронной форме средствами электронной связи (БЗ 116.11).

А как быть арендатору помещения, если в договоре аренды указан старый адрес, но фактически улица давно переименована?

Мы считаем, что если у арендатора в арендованном помещении находится хозединица, на которую зарегистрирован РРО/ПРРО, ф. № 20-ОПП подать надо. Даже не дожидаясь, пока арендодатель внесет изменения в правоустанавливающие документы и в Реестр вещных прав. Идеально также изменить адрес в договоре аренды. Если РРОшной хозединицы в арендованном помещении нет, можно и подождать, пока арендодатель внесет изменения в Реестр.

Если применяется РРО/ПРРО

В связи с изменением адреса нужно перерегистрировать РРО. Это необходимо для того, чтобы адрес, который печатается в чеке, соответствовал новому названию улицы/города.

Для этого подаете налоговикам по месту регистрации РРО регистрационное заявление по форме № 1-РРО с новым адресом и отметкой «Перереєстрація» и старое регистрационное свидетельство. После получения такого заявления налоговики выдадут новое регистрационное свидетельство, а прежнее станет недействительным (п. 2 гл. 3 разд. II Порядка № 547****).

**** Порядок регистрации и применения РРО, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.

ПРРО тоже придется перерегистрировать (п. 8 разд. II Порядка № 317*****) Для перерегистрации подаете Заявление о регистрации ПРРО по форме № 1-ПРРО (идентификатор формы J/F 1316602) (приложение 1 к Порядку № 317) с отметкой «Перереєстрація».

***** Порядок регистрации, ведения реестра и применения ПРРО, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 г. № 317.

Вместе с заявлением (1-РРО или 1-ПРРО) сразу же подайте и ф. № 20-ОПП с обновленным адресом, чтобы не было разногласий между сведениями о местонахождении хозяйственной единицы (см. БЗ 116.11).

НДС без перерегистрации

Перерегистрация плательщика НДС проводится в случае (п. 183.15 НКУ): преобразования юрлица; изменения налогового номера и/или наименования (Ф. И. О.) плательщика НДС, не связанных с ликвидацией или реорганизацией плательщика; выявления различий/ошибок в записях реестра плательщиков НДС. Других оснований для НДС-перерегистрации нет.

Требования об НДС-перерегистрации в связи с изменением данных о местонахождении (месте проживания) плательщика исключены из НКУ

Поэтому на сегодня регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ в связи с переименованием города/улицы подавать не нужно (БЗ 101.02).

Плательщикам единого налога

Если меняется налоговый адрес и/или место осуществления деятельности плательщика единого налога, нужно внести эту информацию в единоналожный реестр. Для этого единщик:

— 1 и 2 групп должен подать заявление о применении упрощенки (форма которого утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 г. № 308) с отметкой в поле «Внесення змін» не позднее 20 числа месяца (п. 298.5 НКУ);

— 3 группы — не позднее последнего дня квартала (п. 298.6 НКУ), в течение которого произошли такие изменения.

Считаем, что эти сроки нужно отсчитывать от даты внесения записи в ЕГР, а не от даты, указанной в паспорте или в извлечении из Единого государственного демографического реестра. Например, изменения в ЕГР по поводу места проживания ФЛП — второгруппника были внесены 23.02.2021 г. В таком случае подать заявление о смене прописки нужно не позднее 20.03.2021 г.

В то же время за неподачу такого заявления никакие штрафы плательщику не грозят (см. БЗ 107.04). Лишить за это единоналожного статуса налоговики тоже не имеют права. Хотя нападки такого рода не исключены. Тут главное помнить: исчерпывающий перечень оснований для аннулирования единоналожной регистрации приведен в п. 299.10 НКУ. В свою очередь, п.п. 3 п. 299.10 НКУ отсылает к п.п. 298.2.3 НКУ. В этих нормах нет и намека на нашу ситуацию (имеем в виду отсутствие заявления о смене налогового адреса и/или места осуществления деятельности). Поэтому аннулировать регистрацию плательщика единого налога за такое нарушение фискалы не могут.

Лицензии

Если меняется информация, указанная в выданной субъекту хозяйствования (в том числе иностранному, действующему через постоянные представительства) лицензии (за исключением изменений, связанных с реорганизацией субъекта хозяйствования и/или изменением типа АО), орган, выдавший лицензию, на основании заявления субъекта хозяйствования в течение трех рабочих дней выдает лицензию, оформленную на новом бланке с учетом изменений. Речь идет об «алко-табачных» лицензиях (ст. 15 Закона Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР).

Для того чтобы получить новую лицензию, субъект хозяйствования подает заявление, а также документы, подтверждающие изменение информации (БЗ 113.02).

Предельных сроков, в течение которых субъект хозяйствования должен подать заявление на переоформление этих лицензий, не предусмотрено (БЗ 113.03).

Что касается других лицензий, то их переоформлять вообще не нужно, но нужно уведомить орган лицензирования о переименовании города/улицы (ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII).

Какой адрес указывать в декларации?

Напоследок еще один нюанс для предпринимателей: в налоговой декларации об имущественном состоянии нужно указывать актуальные данные об адресе места проживания, по которому осуществляется переписка с налоговой. По этому адресу может быть выслано/вручено налоговое уведомление-решение (БЗ 103.24). То есть даже если вы еще не внесли изменения в паспорт/ЕГР, в декларации указывайте обновленный адрес.

ВЫВОДЫ

  • Законодательством не определен конкретный срок, в течение которого субъекты хозяйствования обязаны внести изменения в связи с переименованием объектов топонимики.
  • В связи с изменением адреса нужно перерегистрировать РРО, а также получить новую «алко-табачную» лицензию.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше