Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Таблица данных плательщика НДС: как подать

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Апрель, 2021/№ 33
В избранном В избранное
Печать
Плательщикам НДС известно, что один из надежнейших признаков, который спасает НН и некоторые РК от блокировки при регистрации, это — учтенная (принятая) фискалами Таблица данных плательщика налога (далее — Таблица). Учтенная раньше Таблица формально «перебивает» даже рисковый статус плательщика НДС. Но… обычно пропихнуть через фискалов таблицу не легче, чем самостоятельно переплыть Ла-Манш. Поэтому мы обобщили и рассмотрели «табличные» топ-вопросы наших читателей, чтобы им было легче выживать в таких «НН-блокировочных» условиях.

О проблемах с блокировкой НН/РК читайте в свежем тематическом номере «Налоги & бухучет», 2021, № 30. Сегодня же — исключительно о Таблице. Это — четвертый и самый надежный из антиблокировочных признаков (см. п. 3 Порядка № 1165*). Согласно п. 12 Порядка № 1165 плательщик имеет право подать в ГНС Таблицу по установленной форме (приложение 5). Код электронной формы Таблицы: J/F1312303.

* Порядок остановки регистрации НН/РК..., утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 г. № 1165.

Принятая фискалами Таблица «назад» не срабатывает, а только на будущее

То есть НН/РК, которые были заблокированы до принятия Таблицы и которые содержат коды из уже принятой Таблицы, автоматом не разблокируют. По ним придется проводить всю стандартную процедуру разблокировки.

Нюансы заполнения

Сначала несколько моментов по заполнению Таблицы, чтобы избежать проблем с ее принятием еще «на входе».

1. Код КВЭД (гр. 2 Таблицы) указывается в каждой (!) заполненной строке. То есть каждая заполненная строка как «входящего», так и «исходящего» товара/услуги сопровождается КВЭДом, в котором используется такой товар/услуга.

2. Коды самих приобретаемых (импортируемых) товаров/услуг и тех, которые поставляются, указываются отдельными строками, т. е. в одной строке графы 3 и 4 не могут быть одновременно заполнены(!)** (БЗ 101.18).

** См. примеры заполнения Таблицы здесь: sfs.gov.ua/data/files/207836.pdf

3. Поэтому заполняйте Таблицу в шахматном порядке и соответствующими группами: («поставки/приобретения»), которые связаны друг с другом. А не подряд (скопом) все поставки, а потом все приобретения. Чтобы фискалы из комиссии лучше понимали суть ваших операций. Причем налоговики рекомендуют перепродавцам товаров/услуг сначала указывать код приобретения, а ниже — тот же код поставки, а производителям — наоборот (сначала — код продукции/услуги, а ниже — коды составляющих ее себестоимости)***. Но документально этот вопрос не урегулирован! Если какие-то из групп «поставки/приобретения» могут вызвать больше вопросов у фискалов, их лучше выделить в отдельную Таблицу — может, хоть какую-то из Таблиц примут…

*** www.youtube.com/watch?v=-Y3G4qRWzkI&t=933s

4. Заполняйте коды поставляемых товаров/услуг именно в том виде, в котором они потом будут указываться в НН/РК (с тем же количеством символов). Например, коды «33.12» и «33.12.24-00.00» программа СЭА НДС воспринимает как разные коды. Коды услуг согласно ГКПУ в Таблице должны содержать от 5 (например: 02.40, ведь точка — тоже символ) до 14 символов. Соответственно

когда есть принятая Таблица, указывайте в НН/РК коды товаров и особенно услуг точь-в-точь так, как вы привели их в Таблице, иначе программа СЭА может их не распознать

См. также БЗ 101.18.

5. Если какой-то (исходящий) код товаров/услуг уже указывался в принятой фискалами (действующей) Таблице, его отражать в новой (следующей) Таблице не надо. К тому же это может стать формальным поводом для отказа в ее принятии. Похожий подход советуем и для ситуации, когда в принятии Таблицы с каким-то конкретным товаром/кодом было отказано. Лучше по этому товару следующую Таблицу подавать отдельно, а не смешивать его в новой Таблице с группой других товаров.

Пример заполнения Таблицы

Порядковый номер

Код согласно КВЭД

Код согласно УКТВЭД/ГКПУ товаров/услуг (приобретение (получение), ввоз на таможенную территорию Украины)

Код согласно УКТВЭД/ГКПУ товаров/услуг (поставка/предоставление)

1

46.42

6403

2

46.42

6403

3

68.20

68.20

4

68.20

35.30

5

68.20

37.00

Пояснение

Пункт 14 Порядка № 1165 предусматривает предоставление Таблицы вместе с пояснением, в котором указывается вид деятельности, со ссылкой на налоговую и другую отчетность плательщика НДС. Больше конкретики о пояснении к Таблице находим в БЗ 101.17. Там фискалы замечают, что пояснение должно быть с информацией о деятельности плательщика (с возможным указанием сведений об имеющихся арендованных или собственных помещениях, производственных мощностях, земельных участках, наемном персонале, остатках готовой продукции, сырья)****. Насчет наемного персонала обычно в пояснении информируют о штатной численности и средней зарплате, в отношении остатков ТМЦ подают акты инвентаризации, оборотно-сальдовые ведомости и т. п. Что же касается помещений, производственных мощностей, земли***** — все такие средства должны быть указаны в форме № 20-ОПП. Фискалы сверяют информацию из пояснения с отчетом № 20-ОПП, и если в последнем не указывались соответствующие средства, отказывают в принятии Таблицы.

**** Памятку фискалов относительно пояснений к Таблице см. здесь: zp.tax.gov.ua/data/normativ/000/003/74636/SMKOR_Tabl.jpg

***** Аграрии прилагают к пояснению еще и до 5 видов статотчетности (подробнее читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 30, с. 28).

Кроме того, нередко фискалы требуют от плательщиков предоставлять еще и копии соответствующих документов, подтверждающих приведенные в пояснении и/или в форме № 20-ОПП сведения, так, может, стоит их предоставить сразу?..

Техдетали. Пояснение подается в виде прикрепленного к Таблице приложения, код формы которого — J/F1360102. А вкладыш в это приложение (файл с отсканированными документами) должен быть в формате PDF, PNG или JPG, и размер каждого прикрепленного к приложению файла не может превышать 2 Мб, а количество документов — 100 экз.

Таблицу, которая подается без пояснений, налоговики не принимают к рассмотрению.

Предоставление

Теперь — вопросы, касающиеся предоставления Таблицы.

Предоставление до блокировки

Можно ли/нужно ли подавать Таблицу до блокировки?

Можно и нужно. Однако на практике участились отказы в принятии Таблицы с причиной: «інше» — податкові накладні з кодом «…» не зупинялись». Такие отказы надо сразу обжаловать. Ведь главные фискалы четко пишут о предоставлении Таблиц и без остановки регистрации НН/РК в ЕРНН! (БЗ 101.18)

Количество Таблиц

Есть ли ограничение по количеству Таблиц?

Плательщик в течение периода имеет право подать любое количество Таблиц (БЗ 101.18). И если Таблица с соответствующими кодами (кодом) фискалами еще не принята, то предоставление лишней Таблицы не повредит (может, им надоест постоянно отказывать в принятии...)

Количество позиций в Таблице

Ограничение по количеству строк

Количество строк, которые плательщик может заполнить в одной Таблице, — 99 (БЗ 101.18). Но относительно количества и «качества» позиций, которые нужно включать в одну Таблицу, — решайте сами, исходя из собственного и/или из чужого опыта. Вы можете подавать Таблицу(цы) с любым набором кодов/позиций, чтобы было больше шансов, что фискалы ее примут. Мы бы советовали больше 4 — 6 «исходящих» кодов не указывать, а то какой-то один может «навредить» и другим. Если предоставление Таблицы вызвано блокировкой, имейте в виду, что правила соответствия кодов товаров/услуг в подаваемой Таблице тем кодам, которые были в заблокированных НН/РК, не существует, да и учтенная Таблица не разблокирует уже заблокированную(ые) НН

Таблица и новые КВЭД

Как быть, если у плательщика изменились и/или добавились виды деятельности (коды КВЭД) или их забыли добавить в ранее принятых Таблицах?

Фискалы в БЗ 101.18 при этом советуют подать новую Таблицу и в ней указать такие виды деятельности и соответственно коды товаров согласно УКТВЭД и коды услуг согласно ГКПУ. Но стоит ли это делать в случаях, когда виды деятельности добавились (изменились), а коды товаров и услуг остались те же? Поскольку программное обеспечение СЭА «заточено» именно на коды товаров/услуг, то если эти коды уже были в принятых фискалами Таблицах, может, не стоит спешить с новой Таблицей? А вдруг фискалы остановят действие старой да еще и новую не примут? В таких случаях решайте сами, надо ли «расшатывать» устоявшуюся СЭА-ситуацию…

Неучет

На принятие решения об учете/неучете региональной комиссии отведено 5 рабочих дней после получения Таблицы (п. 15 Порядка № 1165). Этот срок не всегда соблюдается налоговиками, но последствий за это не предусмотрено. ☹

Кто и когда? Региональными комиссиями могут не учитываться Таблицы как при первом предоставлении, так и уже действующие. Ведь в соответствии с п. 19 Порядка № 1165 в случае, если к налоговикам поступила налоговая информация, свидетельствующая о предоставлении плательщиком недостоверной информации в учтенной Таблице (в том числе в автоматическом режиме), комиссии имеют право принять решение о неучете Таблицы.

Не учесть (отменить) уже учтенную Таблицу имеет право и комиссия центрального уровня (п. 25 Порядка № 1165)

Отрицательное (как и положительное) решение региональной комиссии при первом предоставлении Таблицы направляется плательщику по форме, приведенной в приложении 6 к Порядку № 1165. Решение о неучете уже учтенной (действующей) Таблицы направляется как региональной, так и центральной комиссиями по форме из приложения 7 к Порядку № 1165.

Причины неучета. В решении комиссии о неучете Таблицы, которое направляется по любой форме (приложение 6 или 7), обязательно должна указываться причина неучета (см., в частности, п. 17 Порядка № 1165). В самих формах решения приведены три вида причин неучета, возле которых налоговики должны сделать отметку(и):

«— наявність у контролюючих органів податкової інформації, що свідчить про здійснення платником ризикових операцій;

— виявлення невідповідності визначених платником у Таблиці видів діяльності наявним у платника основним засобам;

— інше».

Первая причина — не редкость. Указывается, в частности, когда плательщик включен в список рисковых.

Вторая — когда фискалам показалось мало информации, приведенной в форме № 20-ОПП (проверьте, может, надо добавить еще какие-то объекты******). Вторую они также используют как формальный повод «отфутболить» Таблицу (особенно аграриев), и сколько им не предоставляй информации об ОС, Таблицу все равно не принимают.

****** В личной части Электронного кабинета в меню «Учетные данные плательщика» найдите таблицу «Сведения об объектах налогообложения» и проверьте, достаточно ли информации вами предоставлено фискалам.

Третья из причин — безграничное «інше». Для расшифровки «інше» в формах предусмотрена специальная строка. Здесь есть много вариантов. Но в последнее время снова популярной стала незаконная причина, что НН/РК с кодами из Таблицы не останавливались (см. о ней выше)…

Почему «туз бьет шестерку»? Участились также случаи, когда после принятия Таблицы регионалами ее почти сразу (иногда в тот же день) отменяет центральная комиссия. Хорошо, если плательщик успеет в этот «разрешительный» промежуток времени зарегистрировать проблемные НН/РК, но часто не успевает. Поэтому стоит регулярно проверять статус своих Таблиц в Электронном кабинете, чтобы успевать регистрировать НН/РК и не нарываться на неожиданную блокировку.

Очень много таких случаев отмены «сверху» и у аграриев — в частности, и у тех, чья Таблица учтена автоматически. Подробно об автоматическом учете Таблиц аграриев читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 30, с. 28.

Почему так случается? Неужели «наверху» известно больше, чем на местах? Что бы там ни рассказывали налоговики, а здесь главная их цель: иметь контроль и манипулировать плательщиками.

Конечно, в таких случаях плательщик имеет право повторно подать Таблицу с пояснениями для рассмотрения региональной комиссией. Если отклонили Таблицу, которая принималась автоматически, придется уже подавать ее в общем порядке (п. 20 Порядка № 1165). Но обычно пропихнуть повторную Таблицу через фискалов еще сложнее. Из законных путей — только обжалование.

Обжалование

Итак, когда Таблицу фискалы упрямо не принимают, остается только обжалование (незаконные методы отбрасываем). Здесь есть два пути: административный и судебный.

Админ. По правилам ст. 56 НКУ в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения решения региональной комиссии о неучете Таблицы*******, вы можете подать в высший орган (ГНСУ) жалобу на такое решение.

******* Напомним, что на период действия карантина течение этого срока останавливается (п. 528 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Вопрос оформления, предоставления и рассмотрения такой жалобы регулирует Порядок, утвержденный приказом Минфина от 21.10.2015 г. № 916. Но админпуть малоэффективен, и он невозможен — если решение о неучете принимала центральная комиссия. Да и фискалы могут тянуть с рассмотрением такой жалобы сейчас вплоть до окончания карантина (а в нормальные времена/условия — до 60 дней*)...

Судебный. Этот путь полностью законный: в п. 22 Порядка № 1165 есть норма об учете Таблицы по решению суда (о такой возможности упоминается и в формах решений — см. приложения 6 и 7 к Порядку № 1165). О сроках обращения в суд (после админобжалования или без него) читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 30, с. 12 и 16.

Юристы советуют в таких исках плательщикам требовать от суда лишь признания незаконным и отмены решения фискалов о неучете Таблицы, поскольку их обязанность учесть Таблицу по решению суда прямо прописана в Порядке № 1165.

А если была также и блокировка НН/РК, советуют обжаловать все вместе, в одном иске

Сейчас есть достаточно примеров положительной судебной практики, когда решения комиссий о неучете Таблицы отменяются и фискалы вынуждены ее учитывать: см., например, постановление Третьего апелляционного админсуда от 11.03.2020 г. по делу № 160/6004/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/88237274), постановление Первого апелляционного админсуда от 24.06.2020 г. по делу № 200/1368/20-а (reyestr.court.gov.ua/Review/89999198), постановление Шестого апелляционного админсуда от 01.04.2021 г. по делу № 640/7931/20 (reyestr.court.gov.ua/Review/95944947). Первые два постановления являются окончательным судебным решением, поскольку в кассациях налоговикам отказано.

Омбудсмен. Возможно, более быстрым и действенным окажется путь с предоставлением жалобы на ГНС в Совет бизнес-омбудсмена о незаконном неучете фискалами Таблицы. Ведь есть неодиночные случаи, когда «табличные» вопросы решались именно таким образом (см., например, boi.org.ua/case-studies/424-tablici-danih-platnika-pdv-vrahovano).

Однако имейте в виду, что обжалование (даже через суд и омбудсмена) не гарантирует вам защиты от возможного «табличного» своеволия на будущее. Но: «Борітеся — поборете!».

ВЫВОДЫ

  • Таблица работает только наперед: НН/РК, заблокированные до принятия Таблицы, автоматически не будут разблокированы. Таблицу можно и нужно подавать еще до блокировки НН/РК. Однако участились отказы в принятии Таблицы с причиной: «інше» — податкові накладні з кодом «…» не зупинялись». Такие отказы надо сразу обжаловать.
  • Плательщики успешно оспаривают непринятие таблиц не только в судебном порядке, но и подавая жалобы в Совет бизнес-омбудсмена. А вот административный путь обжалования не очень эффективен.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно