Темы статей
Выбрать темы

Аренда транспорта с экипажем (горючий акциз и прочее)

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам обратился обеспокоенный читатель с рядом вопросов. Его предприятие не зарегистрировано плательщиком горючего акциза, поскольку оно использует горючее исключительно для собственных нужд. Сейчас оно взяло в аренду с экипажем (водителем) транспортное средство, которое заправляет на своей колонке. Вопросы следующие. Имеет ли право предприятие заправлять этот транспорт горючим (в частности, на своей колонке)? Ведь местные налоговики утверждают, что водитель такого транспорта не является ни работником, ни материально ответственным лицом предприятия, поэтому он не имеет права его заправлять. Кроме того, по их мнению, такая заправка является реализацией и предприятие должно зарегистрироваться плательщиком горючего акциза. Правы ли налоговики и что делать предприятию?

Налоговики очень хитромудрые… Мы считаем, они здесь сознательно зафискаливают изложенную читателем ситуацию. Но обо всем по порядку.

Юридическая почва

Правовые основания для аренды транспортных средств с экипажем изложены в ч. 2 ст. 798 ГКУ, где указано: договором найма (аренды) транспортного средства может быть установлено, что оно передается в аренду с экипажем, который его обслуживает.

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 798 ГКУ предметом договора найма (аренды) транспортного средства могут быть воздушные, морские, речные суда, а также наземные самоходные транспортные средства и т. п. В «Налоги & бухучет», 2020, № 48, с. 15 мы доказывали, что предметом договора аренды транспортного средства с экипажем может быть и сельхозтехника, в частности тракторы и комбайны. Считаем, что они относятся к наземным самоходным транспортным средствам — подробные аргументы по поводу этого см. в публикации.

Особенности найма транспортного средства с экипажем регулирует ст. 805 ГКУ. Там указано, что управление и техэксплуатация транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, осуществляются его экипажем. При этом экипаж не прекращает трудовых отношений с наймодателем. Последний несет и расходы на содержание экипажа. Конечно, эти факты/расходы влияют и на размер арендной платы…

Исходя из этих норм арендатору не нужно оформлять с экипажем, который был «закреплен» за арендованной техникой, трудовые или подобные договоры. Законодательство не обязывает арендатора в таком случае оформлять с экипажем (водителем) и любые другие договоры, наподобие: о распоряжении горючим, материальной ответственности* экипажа перед арендатором или еще какие-то. В то же время

* Об этом отдельно читайте ниже.

расходы на содержание техники ложатся на плечи арендатора (ст. 801 ГКУ). Поэтому именно он обязан заправлять технику горючим

И расходы на такую заправку считаются расходами именно арендатора!

Фискальные выкрутасы

Ситуация складывается интересно, потому что, в отличие от обычной аренды транспортного средства (когда горючим и другими расходными материалами, связанными с содержанием и эксплуатацией техники, распоряжается работник арендатора), в этом («экипажном») случае этим занимается экипаж (водитель), т. е. стороннее для арендатора лицо (или лица). Но делать из этого выводы, что арендатор реализует горючее (для целей обложения горючим акцизом), — это волюнтаризм и нормопередергивание!

Фискалы здесь спекулируют на определении термина «реализация горючего», приведенного для целей взимания горючего акциза в п.п. 14.1.212 НКУ. Ведь это определение называет реализацией фактическую передачу (отпуск) горючего, в том числе и без перехода к получателю права собственности на горючее, а также без платы (компенсации) за отпущенное горючее. Но они почему-то при этом забывают, что в нем

есть исключение для случаев, когда горючее используется хозсубъектами, не являющимися распорядителями акцизных складов, исключительно для собственного потребления

Что именно и имеет место в этом случае, несмотря на то, что транспортное средство арендовано, и даже с экипажем!

Антифискальные тезисы

В то же время на такие формальные обвинения фискалов в «реализации» горючего (которые они сопровождают требованием к арендатору зарегистрироваться плательщиком горючего акциза) можно ответить достаточно, на наш взгляд, сильными аргументами.

Во-первых. Горючее заливается арендатором в данном случае не по карманам экипажа (водителя), а в бак транспортного средства, которое находится в пользовании именно арендатора и именно в его хозяйственных целях. То есть можно уверенно утверждать, что именно арендатор (хотя и при участии экипажа) распоряжается как арендованным транспортным средством, так и горючим, залитым в его бак. Да, собственно, и экипажем…

Это четко подтверждают и соответствующие нормы ГКУ. Согласно ч. 1 ст. 800 ГКУ наниматель самостоятельно (!) осуществляет использование транспортного средства в своей деятельности.

И в ч. 2 ст. 801 ГКУ четко указано, что расходы, связанные с использованием транспортного средства, несет наниматель

Здесь самое время напомнить отличие такого договора аренды от подряда**. Ведь подряд регулируется другой статьей (837) ГКУ. И по договору подряда исполнитель работает на свой страх и риск, а согласно договору аренды все риски в отношении транспортного средства несет арендатор (ст. 800 — 804 ГКУ).

** Ведь заправку заказчиком техники подрядчика фискалы, опираясь на НКУ, считают реализацией горючего, за исключением для сельхозников (и т. п.), на условиях, приведенных в п.п. 14.1.212 НКУ.

То есть в этом случае отсутствует реализация горючего, а имеет место не совсем стандартный его отпуск (и последующее расходование горючего) для собственных нужд самого арендатора. А использование горючего для собственного потребления хозсубъекта, как мы уже напомнили, в определении термина «реализация горючего» подпадает под исключение***!

*** Конечно, если у такого субъекта нет акцизного склада. То есть нет в конкретном помещении/территории емкостей для горючего общим объемом более 200 куб. м и/или если объем полученного в течение календарного года горючего не превышает 1000 куб. м (1 млн л).

Во-вторых. Никакие нормативы не запрещают и никак не ограничивают отпуск горючего в транспортное средство, которым на законных основаниях (!) руководит(ят) стороннее(ие) лицо(а), а не работник(и)/водитель(и) арендатора.

Что касется же того, что горючее получает не материально ответственное лицо хозсубъекта — арендатора транспортного средства, то даже со своим штатным водителем (а с чужим тем более) работодатель-хозсубъект не должен обязательно заключать договор о материальной ответственности. В соответствии со ст. 1351 КЗоТ такой договор можно заключить, в частности, с работниками, которые занимают должности или выполняют работы, включенные в перечень таких должностей и работ, утвержденный в порядке, установленном КМУ. В Украине (с согласия КМУ) применяется Перечень таких должностей и работ, который был утвержден еще постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24. Кроме того, согласно разъяснениям Минсоцполитики (см., например, письмо от 29.04.2013 г. № 61/06/186-13) для заключения договора необходимо обязательное соблюдение условия о наличии должности, которую занимает работник, или работы, которую он выполняет, в упомянутом Перечне. Так вот,

должность водителя в этом Перечне не указана, и среди «ответственных» видов работ вы там тоже ничего нужного не найдете

Поэтому, даже в случае заключения с водителем договора о полной материальной ответственности, такой договор не будет иметь юридической силы!

В-третьих, вы можете здесь «бить» налоговиков их же «оружием». Напомните им содержание письма ГФСУ от 15.06.2017 г. № 659/6/99-99-15-03-03-15/ІПК, где фискалы в аналогичной ситуации отметили следующее. В случае аренды техники (без экипажа и с экипажем!) при условии приема ее в пользование по акту приема-передачи арендатор будет использовать горючее исключительно для собственных нужд, а именно для заправки техники, которая на определенный срок предоставлена ему в пользование на условиях договора аренды, и соответственно такие операции не являются реализацией горючего в понимании п.п. 14.1.212 НКУ. В таком случае арендатор не должен регистрироваться плательщиком горючего акциза!

Еще несколько советов

В вашем случае не будет лишним назначить приказом или распоряжением соответствующего вашего работника, который будет контролировать операции по отпуску горючего, заправляемого в бак арендованного с экипажем транспортного средства, а также контролировать расходы и отвечать за списание израсходованного этого горючего (снимать показатели спидометра и других приборов арендованного транспортного средства, оформлять документы на списание горючего и других расходных материалов). Это облегчит вам и налоговый учет таких операций, и добавит аргументов в этих спорах с фискалами. Кроме того, наверное, не помешало бы, чтобы в договоре аренды указывалось об ответственности арендодателя в случае халатного обращения экипажа в отношении горючего и других расходов, которые несет арендатор во время использования объекта аренды (транспортного средства). И еще:

в случае окончания срока действия договора желательно слить не списанные (лишние) остатки горючего

Почему мы написали «лишние»? Потому что транспортное средство, возможно, вам передал арендодатель не с пустым баком. Как правило, о таком наличии/количестве горючего на момент передачи средства в аренду указывается либо в акте, либо в другом документе. Поэтому и вернуть арендатор арендодателю транспортное средство должен с таким же количеством горючего**** — чтобы не возникало вопросов с реализацией горючего (для целей горючего акциза) и/или вопросов с бесплатной передачей горючего (для других налоговых целей).

**** Хотя и здесь брутальные налоговики могут искать бартер горючим, т. е. его «реализацию». Что, на наш взгляд, чистое иезуитство...

И помните! Арендная плата — это фиксированный платеж (ч. 1 ст. 286 ХКУ). Поэтому не стоит размер арендной платы прямо привязывать к объему выполненной работы, как это делается при оформлении/применении договора подряда. Чтобы у фискалов не возникало желания утверждать, что ваша аренда — мнимая и ею маскируется договор подряда. А заправка своим горючим транспорта подрядчика требует регистрации плательщиком горючего акциза*****.

***** Исключение есть только для аграриев, да еще и с кучей оговорок (см. в п.п. 14.1.212 НКУ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше