Госрегистрационные моменты
Необходимым условием для оборота любых пестицидов и агрохимикатов как отечественного, так и иностранного производства является их государственная регистрация в Украине.
К пестицидам относят токсичные вещества, их соединения или смеси веществ химического или биологического происхождения, предназначенные для уничтожения, регуляции и прекращения развития вредных организмов, в результате деятельности которых поражаются растения, животные, люди и наносится ущерб материальным ценностям, а также грызунов, сорняков, древесной, кустарниковой растительности, засоряющих видов рыб.
Под агрохимикатами понимают органические, минеральные и бактериальные удобрения, химические мелиоранты, регуляторы роста растений и другие вещества, применяемые для повышения плодородия почв, урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения качества растениеводческой продукции.
Пестициды и агрохимикаты Порядок № 295* называет одним словом — препараты.
* Утвержден постановлением КМУ от 04.03.96 г. № 295.
Государственную регистрацию препаратов осуществляют на основании положительных результатов государственных испытаний,
подтверждающих их биологическую эффективность, безопасность для населения и объектов окружающей природной среды, а также наличие необходимых гигиенических нормативов и регламентов
Государственные испытания проводят в два этапа: полевые и токсиколого-гигиенические (медико-биологические) исследования. За проведение экспертизы и государственных испытаний препарата взимается соответствующая плата.
По завершении всех регистрационных процедур препарат вносят в Государственный реестр пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине. А субъекта хозяйствования письменно уведомляют об этом (п. 24 Порядка № 295). Пестициды и агрохимикаты регистрируют на срок до десяти лет.
В рассматриваемой нами ситуации понесенные предприятием расходы можно разделить на две группы:
— оплата государственных испытаний и экспертиз препаратов (в бухгалтерской терминологии — расходы на исследования);
— плата за государственную регистрацию (регистрационный взнос).
Как отразить эти затраты в бухгалтерском и в налоговом учете предприятия?
Расходы на исследования
Бухучет. На этапе проведения государственных экспертиз и исследований учет расходов ведут по правилам НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы» и НП(С)БУ 16 «Расходы».
Так, п. 4 НП(С)БУ 8 под исследованиями понимает запланированные предприятием исследования, проводимые им впервые с целью получения и понимания новых научных и технических знаний. А согласно п. 9 этого стандарта расходы на исследования не признают нематериальным активом. Их отражают в составе расходов отчетного периода осуществления.
Требования НП(С)БУ 8 конкретизирует п. 20 НП(С)БУ 16. По нему
расходы на исследования и разработки включают в состав прочих операционных расходов
Для учета таких исследовательских расходов предусмотрен субсчет 941 «Расходы на исследования и разработки».
В общем случае к исследовательским расходам относят, например, расходы на оплату труда работников, занятых проведением исследований, ЕСВ на такую заработную плату, расходы на материалы, а также оплату стоимости услуг сторонних организаций. В нашем конкретном случае это будут расходы на:
— научно-исследовательские работы по токсиколого-гигиенической оценке удобрения с позиции безопасности для здоровья человека и окружающей среды;
— научно-исследовательские работы по экологической оценке влияния удобрения на почвенную биоту;
— лабораторно-аналитические работы с удобрением с оформлением протоколов испытаний;
— научную экспертизу материалов для возможности государственной регистрации удобрения в Украине.
В бухучете расходы на исследования показывают корреспонденцией: Дт 941 — Кт 631, 685. Накопленную в течение месяца сумму расходов на исследования списывают на финансовый результат записью: Дт 791 — Кт 941.
Налог на прибыль. Специальных правил учета расходов на исследования НКУ не устанавливает. Значит, такие расходы в налоговоприбыльном учете отражают по тем же правилам, что и в бухучете. А именно: расходы на исследования уменьшают финансовый результат до налогообложения в периоде их начисления.
Если на этапе исследований получены положительные результаты экспертиз и рекомендаций научно-экспертного совета, то Минприроды принимает решение о государственной регистрации препарата (п. 23 Порядка № 295). Тогда предприятие вносит плату за госрегистрацию препарата.
Регистрационный взнос
Бухучет. После уплаты регистрационного взноса препарат заносят в Госреестр пестицидов и агрохимикатов. Именно с этого момента вступает в силу решение о госрегистрации препарата. Утрачивает силу такое решение в конце года (31 декабря), определенного сроком регистрации (п. 24 Порядка № 295).
То есть, по сути, удостоверение о госрегистрации* препарата, полученное предприятием, дает ему добро на производство новой продукции (удобрения). Ведь до госрегистрации пестицидов и агрохимикатов их ввоз в Украину, производство, торговля, применение и рекламирование запрещены (за исключением законодательно установленных случаев). Проще говоря,
* Приложение 1 к приказу Минприроды от 08.11.2006 г. № 490.
предприятие получает право осуществлять определенную деятельность
Такое право осуществлять деятельность — не что иное, как нематериальный актив (НМА). Подтверждает это п. 5 НП(С)БУ 8, а также п.п. 1.3.6 Методрекомендаций № 1327**.
** Методрекомендации по учету НМА, утвержденные приказом Минфина от 16.11.2009 г. № 1327.
НМА — немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован (п. 4 НП(С)БУ 8). При этом срок полезного использования актива на статус НМА никак не влияет (п. 1.2 Методрекомендаций № 1327).
НМА зачисляют на баланс, только если выполнены все следующие условия (п. 6 НП(С)БУ 8, п. 2.1 Методрекомендаций № 1327):
— предприятие осуществляет контроль над объектом НМА;
— есть вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с использованием объекта НМА;
— стоимость объекта НМА может быть достоверно определена.
При этом приобретенный или созданный НМА отражают в учете по первоначальной стоимости (п. 10 НП(С)БУ 8). Состоит она из (п. 11 НП(С)БУ 8, п. 2.5 Методрекомендаций № 1327):
— цены (стоимости) приобретения;
— пошлины и непрямых налогов, не подлежащих возмещению;
— других расходов, непосредственно связанных с приобретением НМА и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования по назначению.
Согласно п. 24 Порядка № 295 препараты регистрируют на срок до 10 лет, в рассматриваемой ситуации — до 31.12.2030 г. А за их госрегистрацию взимается разовая плата в размере, установленном приказом Минприроды от 20.11.2008 г. № 595 (в нашем случае — 52800 грн). То есть налицо все признаки НМА.
Изначально все расходы на создание НМА собирают по дебету субсчета 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов». После ввода в хозоборот право на производство нового удобрения учитывают на субсчете 127 «Прочие нематериальные активы».
В дальнейшем, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода НМА в хозоборот, ежемесячно амортизируют его стоимость: Дт 23, 91 — Кт 133 «Накопленная амортизация нематериальных активов». Начисление амортизации производственным методом начинают с даты, следующей за датой ввода НМА в хозоборот.
Налог на прибыль. В периоде осуществления расходов на создание объекта НМА их группируют на счете учета капитальных инвестиций. А это значит, что в этот момент они не увеличивают бухрасходы и не влияют на финрезультат как объект обложения налогом на прибыль.
У предприятий-малодоходников (с доходом не выше 40 млн грн) такие расходы уменьшат бухгалтерский финрезультат постепенно в составе амортизации стоимости объекта НМА.
А вот у предприятий-высокодоходников (с доходом свыше 40 млн грн) и малодоходников-добровольцев налоговоприбыльный учет данными бухучета не ограничивается. Для расчета прибыльного объекта они корректируют бухгалтерский финрезультат на разницы, в том числе возникающие при начислении амортизации НМА (пп. 138.1 — 138.2 НКУ). Суть расчета этой амортизационной разницы заключается в том, что бухгалтерский финансовый результат:
— увеличивают на сумму амортизации, начисленной в бухучете (п. 138.1 НКУ), и одновременно
— уменьшают на сумму амортизации, рассчитанной по налоговым правилам (п. 138.2 НКУ).
В конце концов на прибыльный объект высокодоходника/малодоходника-добровольца повлияет только амортизация, определенная по правилам НКУ.
Для проведения этих разничных манипуляций высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам нужно вести отдельный налоговый учет операций с НМА. Поэтому при зачислении НМА на баланс формируют его первоначальную стоимость и в налоговом учете, определяются с налоговым методом амортизации и сроком ее начисления (п.п. 138.3.4 НКУ).
А теперь проиллюстрируем теорию на практическом примере.
Пример. Предприятие планирует выпускать новое удобрение. Для государственной регистрации этого удобрения в 2020 году были проведены:
1) научно-исследовательские работы по токсиколого-гигиенической оценке удобрения с позиции безопасности для здоровья человека и окружающей среды — 7200 грн;
2) научно-исследовательские работы по экологической оценке влияния удобрения на почвенную биоту — 10000 грн;
3) лабораторно-аналитические работы с удобрением с оформлением протоколов испытаний — 40000 грн;
4) научная экспертиза материалов для возможности государственной регистрации удобрения в Украине — 10560 грн;
5) государственная регистрация удобрения до 31.12.2030 г. — 52800 грн.
В 2020 году производства и реализации удобрения не было. Выпуск начнется с января 2021 года. Предприятие — годовой плательщик налога на прибыль (малодоходник). Для начисления амортизации объекта НМА учетной политикой предприятия определен прямолинейный метод.
Учет расходов на госрегистрацию препарата
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дт | Кт | |||
1 | Выполнены научно-исследовательские работы по токсиколого-гигиенической оценке удобрения | 941 | 631 | 7200 |
2 | Произведены научно-исследовательские работы по экологической оценке влияния удобрения на почвенную биоту | 941 | 631 | 10000 |
3 | Осуществлены лабораторно-аналитические работы с удобрением с оформлением протоколов испытаний | 941 | 631 | 40000 |
4 | Проведена научная экспертиза материалов для возможности государственной регистрации удобрения в Украине | 941 | 631 | 10560 |
5 | Уплачен регистрационный взнос за госрегистрацию удобрения до 31.12.2030 г. в ноябре 2020 года | 154 | 311 | 52800 |
6 | Получено письменное уведомление о государственной регистрации препарата в декабре 2020 года, объект НМА введен в хозяйственный оборот | 127 | 154 | 52800 |
7 | Начислена амортизация объекта НМА в январе 2021 года (52800 грн : 120 мес.) | 23 | 133 | 440* |
* Эти проводки делают ежемесячно в течение срока полезного использования объекта нематериальных активов. |
выводы
- Государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов осуществляют за плату на основании положительных результатов испытаний и материалов исследований.
- Расходы на проведение испытаний и экспертиз препарата, понесенные предприятием до момента принятия решения о его государственной регистрации, отражают в составе расходов отчетного периода (Дт 941).
- Право на производство нового препарата, подтвержденное полученным письменным уведомлением о государственной регистрации, в размере уплаченного регистрационного взноса учитывают в составе НМА (Дт 127).
- Для расчета амортизационных разниц высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам нужно вести отдельный налоговый учет операций с НМА.