Темы статей
Выбрать темы

Верховный Суд против дисконтирования

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
О том, как налоговики в последние годы активно продвигали тему дисконтирования, доначисляя налог на прибыль при проверках (см. письмо ГФСУ от 18.06.2018 г. № 18311/7/99-99-14-03-03-17), наверняка известно всем.

Особенно обстановка обострилась под занавес 2019 года — когда дисконтирование коснулось абсолютно всех долгосрочных долгов, даже беспроцентных (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 90, с. 2, № 102, с. 20; 2020, № 23, с. 11, № 62, с. 23). Встревоженные плательщики искали защиты у суда. Поэтому узнать, какую позицию занял Верховный Суд*, безусловно, интересно.

* См. постановление ВС от 28.04.2021 г. по делу №640/13685/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/96706645).

Суть спора. Предприятие получило банковский кредит. Налоговики при проверке доначислили налог на прибыль, поскольку предприятие не отразило задолженность по кредиту по дисконтированной стоимости и не признало финансовый доход.

Предприятие обратилось в суд с требованием отменить НУР налоговиков.

Позиция сторон. Предприятие ведет учет по НП(С)БУ, поэтому считает требования налоговиков о дисконтировании противоправными и не отвечающими законодательству Украины. Так как, по мнению предприятия, НП(С)БУ 11 никаких требований о признании дохода по долгосрочной задолженности не содержит.

Налоговики: плательщик не учел полученный кредит по справедливой стоимости, не отразил доход от дисконтирования задолженности и не осуществил амортизацию дисконта в течение срока пользования кредитом, чем нарушил предписания НП(С)БУ 11 и НП(С)БУ 13 — в итоге, не признав доход, занизил объект обложения налогом на прибыль.

Решение дела судом. Рассматривая спор, суд первой инстанции выступил на стороне налоговиков, а апелляционный суд — на стороне плательщика.

Верховный Суд поддержал плательщика, а требования налоговиков о дисконтировании задолженности признал противоправными.

Верховный Суд обратил внимание на то, что:

— применяемая налоговиками формула расчета дисконта (из МСФО) ни одним из нацстандартов не определена. Поэтому расчет дисконта с ее использованием является неправомерным, что, в свою очередь, свидетельствует о недоказанности совершения предприятием нарушения;

— поскольку нацстандартами не определена методология определения справедливой и амортизируемой себестоимости финобязательств, то предприятие, ведущее учет не по МСФО, а по нацстандартам, не обязано определять методологию оценки финобязательств самостоятельно. И применение налоговиками правил МСФО к предприятию, ведущему учет по нацстандартам, является безосновательным.

Мнение редакции. То, что Верховный Суд защитил плательщика, конечно же, приятно. Озвученная позиция суда — дополнительный аргумент, который может пригодиться в дискуссиях с налоговиками тем плательщикам, которые не дисконтировали (или, по мнению проверяющих, недодисконтировали) долги.

Ведь в нацстандартах порядок дисконтирования действительно до конца не урегулирован. НП(С)БУ 10 и НП(С)БУ 11 немногословны и говорят показывать долгосрочную задолженность в балансе по настоящей стоимости (т. е. дисконтированной стоимости будущих платежей). Но как ее рассчитывать, не поясняют и никакой формулы для расчета не содержат. К тому же в нацстандартах не прописан порядок определения ставки дисконтирования.

И тем не менее, положа руку на сердце, НП(С)БУ все-таки говорят о дисконтировании долгов. Пусть и немногословно. То есть подразумевается, что долгосрочные долги все-таки нужно дисконтировать. Поэтому если нет желания связываться с дисконтированием, то избежать его можно с помощью наших традиционных рекомендаций (см. «Налоги & бухучет», 2019, № 90, с. 7).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше