Темы статей
Выбрать темы

Фактические проверки

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Такие виды проверок, как фактические, — для плательщиков весьма неприятные. Поэтому в этом материале мы кратенько проговорим основные аспекты таких проверок. И хотя сейчас еще действует карантинный проверочный мораторий, но он охватывает не все виды фактических проверок и к тому же — не вечен. А значит, уважаемые читатели, читайте ниже о фактических проверках.

Определение, предмет и кто проводит

Согласно п.п. 75.1.3 НКУ фактической является проверка, которая проводится по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности плательщика.

Предметом такой проверки является соблюдение норм законодательства по вопросам обращения наличности, порядка осуществления плательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства в части заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами)*.

* Кабмин постановлением от 26 мая 2021 г. № 524 стремится незаконно сделать предметом фактической проверки еще и проверку соблюдения валютного законодательства для целей применения новых «валютных» штрафов!..

Такая проверка должна осуществляться только контролирующими органами областного и центрального уровней ГНС (см. БЗ 130.01).

Запрещены в карантин

Напомним, что п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие COVID-карантина, введен мораторий и на фактические проверки плательщиков, кроме фактических проверок нарушения требований законодательства в части:

учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и оборота горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;

оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;

— осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, по основаниям, определенным пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 НКУ**.

** По большей части — в этих нормах НКУ перечислены основания, когда кто-то (госорганы, покупатели, др.) «настучал» налоговикам на плательщика о его нарушении в упомянутых сферах.

Нормой упомянутого п. 522 также были приостановлены фактические проверки, которые были начаты и не завершены до 18 марта 2020 года. Но постановлением № 89 разрешено их возобновить. То есть сейчас под мораторий еще подпадают фактические проверки по налично-расчетным (включая РРО) и по трудовым вопросам, кроме упомянутых приостановленных.

Здесь отметим также, что хотя налоговики и могут фактически проверять оборот алкоголя, табака, горючего, но не имеют права при этом проверять РРО/наличные вопросы!

Процедура и особенности

Порядок проведения фактических проверок установлен ст. 80 НКУ.

Фактическая проверка проводится без предупреждения плательщика (лица)

Она проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, оформленного приказом, копия которого вручается плательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки.

Основания. Основания для фактических проверок перечислены в пп 80.2.1 — 80.2.7 НКУ. Там, в частности, содержатся такие, когда во время проверок других плательщиков обнаружены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о подакцизных товарах, расчетных и кассовых операциях, наличии патентов, лицензий и других документов. Также основаниями являются: неподача отчетности об РРО/ПРРО/РК или подача ее с нулевыми показателями; выявление предварительной проверкой нарушений по вопросам, которые требуют фактической проверки*. И еще есть ряд уже упомянутых выше информационных и/или «стучащих» оснований...

* Напомним, что проверки расчетных вопросов — все еще под мораторием. А также о том, что фактическая проверка, которая осуществляется по результатам предшествующей проверки, может быть проведена единоразово в течение 12 месяцев с даты составления акта предварительной проверки.

Детали проведения. Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц хозсубъекта или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Перед началом фактической проверки расчетных и/или кассовых операций должностными лицами налоговых органов может быть проведена контрольная расчетная операция*.

При проведении проверки должностными лицами, осуществляющими фактическую проверку, может проводиться хронометраж хозопераций, по результатам которого составляется справка, подписываемая и фискалами, и хозсубъектом.

Во время проведения фактической проверки по трудовым вопросам проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, ведение учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, ведомости об оплате труда. Для этого могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, дающие возможность ее идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и т. п.).

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проведению фактической проверки осуществляется согласно ст. 81 НКУ (при наличии соответствующих оснований для проверки и при условии предоставления/предъявления необходимых документов).

Во время фактических проверок фискалы имеют право проверять периоды, которые уже были проверены, при наличии законодательных оснований для такой проверки (БЗ 130.07).

Сроки. Продолжительность фактических проверок не должна превышать 10 суток.

Продление срока таких проверок осуществляется по решению руководителя налогового органа не более чем на 5 суток

Основаниями для продления срока проверки являются: заявление хозсубъекта (в случае необходимости подачи им документов, которые касаются вопросов проверки) или сменный режим работы либо суммированный учет рабочего времени хозсубъекта и/или его объектов.

Перенос сроков проведения документальных плановых, внеплановых и фактических проверок в связи с болезнью, отпуском или командировкой должностных лиц юридического лица НКУ не предусмотрен (БЗ 130.01).

Оформление результатов

Эти вопросы освещены в п. 86.5 НКУ. Акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в 2 экземплярах, подписывается должностными лицами налоговых органов, проводившими проверку, регистрируется не позже следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах таких проверок подписывается лицом, которое осуществляло расчетные операции, плательщиком и его законными представителями (при наличии). Подписание акта (справки) таких проверок осуществляется обеими сторонами по месту проведения проверки или в помещении налогового органа.

Возражения к акту фактической проверки и обжалование ее результатов подаются/проводится плательщиком в общем порядке (см. п. 86.7 и п. 56.1 НКУ соответственно).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше