Темы статей
Выбрать темы

Запросы: правила поведения

Костенко Нина, эксперт по вопросам оплаты труда
Запросы от налоговиков — это то, что часто становится предвестником внеплановой проверки. Но бояться их не нужно. В этой статье разберемся, на что нужно обращать внимание в запросах, как на них лучше ответить и как повлиял на запросы карантин.

Почему приходят запросы?

Напомним: в контексте проверок запрос от налоговиков — это предвестник внеплановых документальных проверок по пп. 78.1.1, 78.1.4 и 78.1.9 НКУ.

Тем не менее по крайней мере проверки по п.п. 78.1.1 НКУ являются одними из самых популярных. Речь идет о получении налоговиками информации, которая свидетельствует о нарушениях плательщиком валютного, налогового и прочего подконтрольного налоговикам законодательства.

Во всех перечисленных выше случаях проверка может проходить, только когда плательщик не ответил в установленный в НКУ срок на запрос

Также запрос вы можете получить в связи со встречной сверкой (п. 73.5 НКУ). Это способ получения информации, например, от контрагентов юрлица или ФЛП, по которому проходит проверка.

В какой срок нужно ответить?

На запросы, не связанные со встречной сверкой, плательщик обязан отвечать в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем их получения. Если это встречная сверка, то ответить нужно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Важно! В связи с карантином эти сроки были приостановлены до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором окончится карантин* (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

* Пока действует до 30.06.2021 г.

Такая приостановка не распространяется только на запросы, связанные с декларированием заявленного к возмещению НДС и/или отрицательным значением этого налога.

Это означает, что если к вам пришел запрос во время карантина, то на него можно не спешить отвечать. 15 (10) рабочих дней начнут истекать со дня окончания приостановки. Например, если предположить, что карантин завершится 30.06.2021 г., а к вам пришел запрос 02.10.2020 г., то ответить на него можно вплоть до 21.07.2021 г.

Ответ в «карантинные» сроки не должен привести к проверке. Причем не имеют права проверять даже на основании пп. 78.1.1 и 78.1.4 НКУ юрлиц по Постановлению № 89 (см. подробнее «План перевыполним, или Внеплановые проверки»). Ведь, еще раз повторим: проверка на этих основаниях возможна, если плательщик не ответил на запрос в установленные в НКУ сроки. В нашем случае хоть такие проверки по юрлицам и разрешены, но нарушения срока ответа на запрос нет.

Обратите внимание: все сроки отсчитываются от даты получения плательщиком запроса. А здесь напомним: письмо должно храниться на почте в течение 1 месяца. К тому же можно продлить этот срок до 2 месяцев (услуга платная). Об этом говорит п. 116 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270.

Но будьте осторожны! На практике бывает так, что сроки хранения писем не соблюдаются и ваш запрос может попросту отправиться обратно к налоговикам. А в таком случае считается, что запрос был вам вручен датой, указанной в уведомлении о вручении, с причиной такого невручения (пп. 73.3 и 42.5 НКУ).

Что делать, если пришел запрос?

Как только к вам приходит «письмо счастья», нужно не паниковать, а проанализировать его и понять, соответствует ли такой запрос нормам НКУ.

Это важно, поскольку, во-первых, незаконный запрос не может повлечь за собой проверку, во-вторых, формально на незаконный запрос можно не отвечать (п. 73.3 НКУ).

Анализировать запрос нужно на наличие всех необходимых реквизитов, а также оснований для его отправки.

Реквизиты. В запросе должны быть:

— основания для направления запроса в соответствии с п. 73.3 НКУ, с указанием информации, которая это подтверждает;

— перечень запрашиваемых информации и документов, которые нужно предоставить;

— подпись руководителя (заместителя руководителя) налоговой;

— печать налоговой.

Если это встречная сверка, то запрос должен соответствовать форме, утвержденной приказом ГНСУ от 29.01.2020 г. № 47 (п. 73.5 НКУ).

Основания. Основания для запроса — краеугольный камень. При направлении запроса именно с ними у налоговиков чаще всего и возникают проблемы. Да, их перечень не исчерпывающий, но часто налоговики забывают о том, что обычной ссылки на п. 73.3 НКУ недостаточно. Нужно еще и указать на информацию, которая эти основания подтверждает.

Итак, запрос можно отправлять плательщику в случае, когда:

— по результатам анализа налоговой информации, которую налоговики получили законным путем, выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях плательщиком валютного законодательства, законодательства в сфере отмывания доходов и иного подконтрольного налоговикам законодательства;

— нужно определить соответствие контролируемой операции принципу «вытянутой руки» и/или определить уровень обычных цен в случаях, установленных НКУ;

— выявлены недостоверные данные в налоговых декларациях, поданных плательщиком;

— проводится встречная сверка и т. д.

Все эти основания перечислены в п. 73.3 НКУ.

Отвечать ли? В сущности, есть несколько стратегий работы с запросами:

1) отвечать по сути и отправлять все документы. Стратегия подходит в большей степени для законных запросов. В предоставляемой информации и документах вы должны быть уверены на все 100 %. Ответ в полном объеме может вас защитить от проверки (см. постановление ВС от 21.06.2019 г. по делу № 820/420/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/82541872). Но обжаловать приказ о ее проведении придется уже в суде. И помните: полученную информацию фискалы могут использовать против вас в дальнейшем;

2) вовсе не давать ответ. Это возможно, если запрос не соответствует требованиям НКУ. Как мы уже сказали выше, на такие запросы плательщик имеет полное право не отвечать. А идеальный запрос — это редкость. К тому же Верховный Суд часто говорит о том, что в запросе должны быть конкретные основания, т. е. наличие четко обозначенных обстоятельств, которые говорят о нарушениях плательщиком законодательства (постановление ВС от 06.10.2020 г. по делу № 280/1475/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/92051715). Чаще всего этого в запросах нет.

Но со стороны фискалов отсутствие ответа — это явный повод прийти к вам на проверку. Они-то считают, что запрос законный, а незаконность проверки придется обжаловать уже в суде;

3) давать отписку на запрос. Наиболее оптимальная, на наш взгляд, стратегия. Подходит для запросов, не соответствующих требованиям НКУ. В этом ответе вы не отвечаете по сути, но обращаете внимание фискалов на «косяки» в запросе. Бывает так, что фискалы потом на проверку уже и не приходят;

4) давать частичный ответ и часть документов. Да, есть решения Верховного Суда, в которых говорится о том, что даже частичный, по мнению налоговиков, ответ не может стать основанием для проверки (постановление ВС от 22.01.2019 г. по делу № 520/10085/18 // «Налоги & бухучет», 2019, № 97, с. 13). Но, во-первых, скорее всего частичный ответ не защитит вас от проверки. Налоговики считают, что в таком случае они имеют право провести проверку. А во-вторых, вы предоставите им часть документов, которые они потом смогут использовать против вас же. Если не в процессе текущей проверки, так в будущем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше