Темы статей
Выбрать темы

Авто попало в ДТП: отражаем в учете

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Незастрахованный автомобиль (нет полиса КАСКО) попал в ДТП. Как учесть операции, связанные с аварией? Каковы налоговые последствия такого дорожно-транспортного происшествия? Найдем ответы на эти вопросы вместе.

На ситуацию с автомобильным ДТП взглянем с трех ракурсов. А именно, когда:

1) восстанавливаем (ремонтируем) автомобиль после ДТП;

2) ликвидируем полностью уничтоженный в аварии автомобиль;

3) получаем компенсацию от виновника аварии.

Ремонтируем авто после ДТП

Бухучет. Автомобиль согласно п.п. 5.1.5 НП(С)БУ 7 «Основные средства» относится к основным средствам (ОС). Поэтому учет расходов на его ремонт (в том числе и вынужденный для устранения последствий аварии) зависит от того, как проделанные мероприятия повлияют на будущие экономические выгоды. Решение о характере и признаках осуществляемых работ принимает руководитель предприятия (п. 29 Методрекомендаций № 561*). Как правило,

* Методрекомендации по бухучету ОС, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

автомобиль после аварии ремонтируют, чтобы вернуть его в исходное рабочее состояние

и получать первоначально определенную сумму будущих экономических выгод от его использования. Расходы на проведение такого ремонта включают в состав расходов отчетного периода (п. 15 НП(С)БУ 7, п. 32 Методрекомендаций № 561). В зависимости от функционального назначения автомобиля их отражают по дебету счетов 23, 91, 92, 93 или 94.

Если в процессе восстановления автомобиля после ДТП решили его улучшить и это приведет к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования, то понесенные расходы увеличат первоначальную стоимость (п. 14 НП(С)БУ 7). Но прежде стоимость таких работ включают в состав капитальных инвестиций (п. 31 Методрекомендаций № 561). То есть действуют по тому же алгоритму, что и при любом другом улучшении.

Капитализируют такие расходы по дебету субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». По окончании улучшительных мероприятий на сумму расходов увеличивают первоначальную стоимость пострадавшего в ДТП автомобиля: Дт 105 — Кт 152.

Если в ходе вынужденного ремонта заменяют компонент (часть) пострадавшего в ДТП автомобиля (например, двигатель), тогда производят частичную ликвидацию объекта ОС.

При этом прекращают признавать замененную часть автомобиля, а расходы на ее замену включают в первоначальную (переоцененную) стоимость такого объекта ОС (п. 46 Методрекомендаций № 561).

При частичной ликвидации пропорционально уменьшают первоначальную (переоцененную) стоимость и износ автомобиля соответственно на сумму первоначальной стоимости и износа его заменяемой части (п. 35 НП(С)БУ 7).

Если нельзя определить первоначальную стоимость замененной части, ее можно оценить в сумме расходов на замену (п. 46 Методрекомендаций № 561).

На период улучшения п. 23 НП(С)БУ 7 требует приостанавливать амортизацию ОС. Поэтому если улучшительные мероприятия не удалось завершить в рамках одного отчетного месяца, без приостановки амортизации автомобиля в бухучете не обойтись. А вот предприятия, которые отчитываются по МСФО, амортизацию ОС не останавливают на период, когда он выбывает из активного использования (§ 55 МСБУ 16 «Основные средства»).

Налог на прибыль. Прибыльный учет ремонтов и улучшений разбитого в ДТП автомобиля полностью подчиняется бухучетным правилам. Поэтому расходы на ремонт автомобиля уменьшат финрезультат до налогообложения в периоде их отражения в бухучете. Исключение — автомобиль непроизводственного назначения. Расходы на его ремонт и улучшения высокодоходники и малодоходники-добровольцы в налоговом учете не амортизируют (п.п. 138.3.2 НКУ).

На сумму амортизации непроизводственных ОС, начисленную согласно НП(С)БУ или МСФО, высокодоходники и малодоходники-добровольцы увеличивают бухгалтерский финансовый результат (п. 138.1 НКУ). Показывают эту корректировку по строке 1.1.1 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль.

Также такие плательщики отражают увеличивающую разницу на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию и другие улучшения непроизводственных ОС, включенных в расходы в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (п. 138.1 НКУ). Ее отражают по строке 1.1.4 приложения РІ к декларации. Учтите! Данную корректировку проводим только в отношении некапитализируемых расходов на ремонт.

Как мы выяснили, НП(С)БУшники на период работ, связанных с улучшением поврежденного в ДТП автомобиля, должны приостанавливать амортизацию ОС (п. 23 НП(С)БУ 7). Для МСФОшников такой обязанности нет (§ 55 МСБО 16).

Как это отразится на налоговой амортизации, если мероприятия по улучшению выходят за рамки месяца?

Подход, который поддерживают налоговики (см. письмо ГНСУ от 21.09.2020 г. № 3935/ІПК/99-00-05-05-02-06, БЗ 102.05), здесь такой:

— если в бухучете в ходе улучшительных мероприятий амортизацию по бухгалтерским предписаниям не останавливаем, то и в прибыльном учете отсутствуют основания ее прекращать — актуально для МСФОшников;

— если по бухгалтерским канонам амортизацию в период проведения работ по улучшению не начисляем, то и в налоговом учете ее не будет — касается НП(С)БУшников.

Заметьте! У высокодоходников и малодоходников-добровольцев расходы, капитализируемые в бухучете при улучшении автомобиля, повлияют и на его налоговую стоимость. Поэтому налоговую амортизацию после улучшений рассчитывают исходя из новой (увеличенной) стоимости восстановленного после аварии автомобиля.

НДС. Суммы НДС, уплаченного (начисленного) в составе стоимости работ (материалов) по ремонту/улучшению автомобиля, включают в налоговый кредит (НК) по НДС по правилам ст. 198 НКУ. На такие суммы НДС автосервис должен составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную (НН).

Но если отремонтированный автомобиль будет использоваться в необлагаемых, льготируемых или нехозяйственных операциях, нужно начислить компенсирующие налоговые обязательства (НО) по НДС согласно п. 198.5 НКУ.

Пример 1. Служебный автомобиль административного назначения попал в ДТП. Ремонт выполнен на СТО. Стоимость ремонтных работ по восстановлению работоспособности автомобиля после аварии — 36 тыс. грн (в том числе НДС — 6 тыс. грн).

Таблица 1. Ремонт автомобиля после аварии

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Перечислена СТО предоплата за работы по ремонту автомобиля

371

311

36000

2

Отражен НК по НДС (при наличии зарегистрированной НН)

644/1

644/НДС

6000

641/НДС

644/1

6000

3

Выполнены работы по ремонту автомобиля (подписан акт выполненных работ с СТО)

92

631

30000

4

Списана ранее отраженная сумма НК по НДС

644/НДС

631

6000

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

36000

Списываем уничтоженное авто

Бухучет. Поскольку попавший в ДТП автомобиль не подлежит восстановлению, его нужно списать с баланса. Такой объект ОС не соответствует критериям признания активом из п. 6 НП(С)БУ 7. Ведь полностью разбитое авто никаких экономических выгод предприятию больше не принесет. А по требованиям п. 33 НП(С)БУ 7 объект ОС, который перестает соответствовать критериям признания активом, списывают с баланса. Да и п. 40 Методрекомендаций № 561 одной из причин списания называет окончательную порчу объекта ОС.

Основанием для списания автомобиля с баланса является Акт на списание автотранспортных средств типовой формы № ОЗ-4. Если объекты ОС выбывают в результате аварии, к Акту прилагают копию аварийного сертификата (п. 42 Методрекомендаций № 561).

Начиная со следующего месяца за месяцем списания на ликвидируемое авто прекращают начислять амортизацию (п. 29 НП(С)БУ 7).

В месяце ликвидации объект ОС еще амортизируют

Остаточную стоимость уничтоженного авто включают в состав прочих расходов отчетного периода, в котором произошло его выбытие (п. 29 П(С)БУ 16 «Расходы»). Для этого используют субсчет 976 «Списание необоротных активов». Сюда же относят расходы, связанные с ликвидацией (разборкой, демонтажем) уничтоженного автомобиля.

Списание ликвидируемого автомобиля в бухгалтерском учете показывают записями:

— Дт 131 — Кт 105 — на сумму износа;

— Дт 976 — Кт 105 — на остаточную стоимость.

Детали, узлы, агрегаты и прочие материалы, полученные при демонтаже или разборке разбитого автомобиля, приходуют на баланс с признанием прочего дохода (кредит субсчета 746 «Прочие доходы»). Зачисляют такие ценности на счета учета материальных запасов (п. 44 Методрекомендаций № 561).

Если в планах какие-то полученные от разборки разбитого авто запасы использовать на собственные цели предприятия как запчасти, то их учитывают на субсчете 207 «Запасные части» по цене возможного использования. Если же намерены продать полученные от уничтоженного авто материальные ценности, то их приходуют на субсчет 209 «Прочие материалы» по чистой стоимости реализации, в частности по стоимости металлолома (п. 2.13 Методрекомендаций по бухучету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2017 г. № 2).

Налог на прибыль. У малодоходных плательщиков, которые решили не корректировать финрезультат на разницы, операции по ликвидации разбитого в аварии автомобиля и оприходованию полученных от его разборки запасов окажут влияние на прибыльный объект исключительно по правилам бухучета.

А вот высокодоходников и малодоходников-добровольцев ожидают разницы, установленные пп. 138.1 и 138.2 НКУ. Так что в периоде ликвидации автомобиля (объекта ОС группы 5) после ДТП такие плательщики бухфинрезультат:

увеличивают на сумму остаточной стоимости ликвидированного авто, определенную в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (п. 138.1 НКУ). Такую разницу (сумму, которая списана в состав расходов записью: Дт 976 — Кт 105) показывают по строке 1.1.2 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль;

уменьшают на сумму остаточной стоимости ликвидированного автомобиля, определенную по налоговым правилам ст. 138 НКУ (п. 138.2 НКУ). Заносят такую корректировку в строку 1.2.2 приложения РІ к декларации.

При ликвидации непроизводственного авто фиксируют только увеличивающую разницу по строке 1.1.3 приложения РІ. Уменьшающей корректировки здесь не предусмотрено.

Подробнее об отражении ликвидационных разниц в прибыльной декларации читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 6, с. 48.

Расходы, связанные с ликвидацией уничтоженного в аварии автомобиля (на демонтаж, разборку и т. п.), на общих основаниях через бухрасходы уменьшат объект обложения налогом на прибыль. А бухдоход, отраженный при оприходовании полученных в процессе разборки запасов, наоборот, увеличит прибыльный объект.

НДС. Для НДС-целей операция по ликвидации объекта ОС приравнивается к поставке товаров (п.п. 14.1.191 НКУ). Поэтому она подпадает под объект обложения НДС согласно п. 189.9 НКУ. Но здесь срабатывает одно немаловажное исключение. Ведь ликвидация объекта ОС произошла из-за аварии, т. е. вследствие обстоятельств непреодолимой силы и без согласия плательщика. А потому

при вынужденной ликвидации автомобиля по обстоятельствам, не зависящим от предприятия, начислять НО по НДС не нужно

Но при условии, если вы предоставите налоговикам документ, подтверждающий непригодность автомобиля к использованию, а также акт об аварии (справку, письмо, страховой акт и пр.). Таким документом может выступать Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОЗ-4 (или иной подобный документ).

Правда, как пояснил Минфин (см. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом Минфина от 03.08.2018 г. № 637), а вслед за ним и налоговики (см. БЗ 101.07), подавать вместе с декларацией по НДС акты, подтверждающие ликвидацию автомобиля — объекта ОС, не нужно. Плательщик сам решает, как и когда ознакомить налоговиков с документами (можно копиями) на ликвидацию уничтоженного в ДТП автомобиля: (1) то ли по собственной инициативе сразу после ликвидации, (2) то ли после получения запроса от фискалов.

При ликвидации не полностью самортизированного авто компенсирующие НО по НДС исходя из его остаточной стоимости не возникают. Об этом прямо говорит п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

Если в результате ликвидации автомобиля получены материалы, запчасти, отходы, то при их оприходовании НО не начисляют (п. 189.10 НКУ). А вот потом при продаже этих запасов без начисления НО по НДС не обойтись. Правда, при поставке до 01.01.2022 г. металлолома действует временная льгота.

Базой налогообложения служит договорная стоимость, но не ниже минбазы (п. 188.1 НКУ). За минбазу принимают первоначальную стоимость реализуемых материальных ценностей, т. е. ту, по которой их зачислили на соответствующий субсчет счета 20 в момент оприходования.

Пример 2. Служебный автомобиль попал в ДТП, вследствие которого он не подлежит восстановлению. Первоначальная стоимость автомобиля — 400 тыс. грн, сумма начисленного износа — 250 тыс. грн, остаточная стоимость — 150 тыс. грн.

Расходы на ликвидацию авто составили 10 тыс. грн. В ходе демонтажа автомобиля оприходованы запчасти на сумму 15 тыс. грн и металлолом стоимостью 12 тыс. грн.

Впоследствии матценности были проданы. Стоимость реализации запчастей — 18 тыс. грн (в том числе НДС — 3 тыс. грн), металлолома — 12 тыс. грн без НДС.

Таблица 2. Списание автомобиля после ДТП

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Ликвидация пострадавшего в ДТП авто

1

Списана сумма начисленного износа ликвидируемого автомобиля

131

105

250000

2

Отнесена на расходы остаточная стоимость списанного автомобиля

976

105

150000

3

Отражены расходы на ликвидацию авто (порезка, разборка)

976

661, 651

10000

4

Оприходованы запчасти, полученные от разборки авто

209

746

15000

5

Оприходован металлолом от разборки авто

209

746

12000

Реализация остатков разбитого авто

6

Реализованы запчасти, полученные от разборки авто

377

712

18000

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641/НДС

3000

8

Списана себестоимость реализованных запчастей

943

209

15000

9

Поступила оплата за реализованные запчасти

311

377

18000

10

Реализован металлолом

377

712

12000

11

Списана себестоимость реализованного металлолома

943

209

12000

12

Поступила оплата за реализованный металлолом

311

377

12000

Возмещение от виновника ДТП

Кто возмещает? Участниками дорожного движения являются непосредственно водители-физлица. Если в ДТП виноват работник, который использовал автомобиль в личных целях, то в таком случае возмещение ущерба ложится непосредственно на плечи такого физического лица. Взыскать с работника нанесенный автомобилю ущерб предприятие вправе либо по его добровольному согласию, либо через суд.

Если авария произошла в ходе выполнения водителем своей работы (задания предприятия, с которым он находится в трудовых отношениях), в таком случае обязательства по возмещению ущерба, причиненного при ДТП, ложатся на плечи работодателя-юрлица. Согласно ч. 1 ст. 1172 ГКУ работодатель возмещает ущерб, нанесенный его работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Бухучет. Независимо от того, кто возмещает ущерб: непосредственно физлицо — виновник ДТП либо юрлицо — его работодатель, в любом случае в бухучете сумму компенсации расходов (убытков) признают дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 НП(С)БУ 15 «Доход»). Признают такой доход при условии, что его оценка может быть достоверно определена (п. 5 НП(С)БУ 15).

Сумму возмещения ущерба фиксируют в бухгалтерском учете в составе прочих доходов: Дт 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» — Кт 746 «Прочие доходы».

Налог на прибыль. Как у малодоходников, так и у высокодоходников с прибыльным учетом все гладко — они ориентируются исключительно на бухучет. Никаких корректировок финрезультата при получении возмещения ущерба от виновника аварии НКУ не предусматривает.

НДС. Суммы возмещения ущерба не включаются в договорную (контрактную) стоимость товаров/услуг. Оговорку об этом с 23.05.2020 г. содержит п. 188.1 НКУ. Фискалы в унисон констатируют: средства, поступившие плательщику как возмещение убытков за поврежденное, уничтоженное или утраченное имущество, не включают в базу НДС-обложения (см. БЗ 101.07 // «Налоги & бухучет», 2020, № 72, с. 2).

В совсем свежей своей консультации налоговики уже прямо ссылаются на п. 188.1 НКУ (см. письмо ГНСУ от 16.01.2021 г. № 212/ІПК/99-00-21-03-02-06). Там они относительно средств, полученных от виновника ДТП как компенсация причиненных убытков за поврежденное имущество, приходят к однозначному выводу:

если такие средства являются возмещением причиненного вреда, то их не облагают НДС

Хотя даже при отсутствии в п. 188.1 НКУ упомянутой нормы оснований для начисления общепоставочных НДС-обязательств в ситуации возмещения убытков за разбитый в аварии автомобиль не было. Ведь тут попросту отсутствует объект обложения НДС — поставка товаров в понимании п.п. 14.1.191 НКУ (ср. ). При получении от виновника ДТП суммы возмещения отсутствует факт передачи товаров виновному лицу (нет продажи, обмена или дарения).

По поводу обложения НДС компенсации лизингополучателем расходов по уплате лизингодателем штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД), совершенных лизингополучателем, в том числе по договорам финансового лизинга, позиция налоговиков такова. Если полученные лизингодателем от лизингополучателя средства в размере штрафов за нарушение ПДД (см. письмо ГНСУ от 13.01.2021 г. № 147/ІПК/99-00-21-03-02-06):

— являются составной частью арендной (лизинговой) платы, операция по поставке которой по п. 185.1 НКУ — объект обложения НДС, то их облагают НДС в общем порядке;

— рассматриваются по договору как уплата штрафных санкций, то в базу обложения НДС такие средства не включают в соответствии с абзацем шестым п. 188.1 НКУ.

Пример 3. Служебный автомобиль, используемый в административных целях, попал в ДТП. Ущерб предприятия оценен в сумме 10800 грн. Виновник ДТП возместил убытки предприятия в полном объеме.

Таблица 3. Возмещение ущерба виновником ДТП

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Отражен доход в сумме признанной виновником ДТП компенсации

375

746

10800

2

Получена сумма возмещения ущерба от виновника ДТП

311

375

10800

выводы

  • Если в бухгалтерском учете в ходе улучшительных мероприятий амортизацию не останавливаем, то и в прибыльном учете отсутствуют основания ее прекращать.
  • При ликвидации уничтоженного автомобиля бухгалтерский финансовый результат уменьшат расходы в сумме остаточной стоимости объекта ОС. Оприходованные от разборки автомобиля запасы увеличат доход.
  • Высокодоходники и малодоходники-добровольцы корректируют бухгалтерский финансовый результат на ликвидационные ОС-разницы.
  • Средства, полученные от виновника ДТП в качестве возмещения убытков за поврежденный автомобиль, в базу обложения НДС не включают.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше