Темы статей
Выбрать темы

СельхозЕН: проблемы с КОАТУУ

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Предприятие подало в налоговую документы для перехода в 2021 году на единый налог 4 группы (сельхозЕН). В частности, общую налоговую декларацию на текущий год и декларацию по месту расположения земельного участка. По каждой декларации была получена и вторая квитанция. В общей декларации был неверно приведен код КОАТУУ (указали код по месту расположения земельного участка, а не головного офиса). По этой причине налоговики отказали в приеме декларации и переходе на сельхозЕН. Возможно ли подать уточняющую декларацию или есть какие-то другие методы исправления ситуации, чтобы перейти на ЕН?

Декларации и реквизит «код КОАТУУ»

Сначала несколько общих пояснений.

Согласно п.п. 298.8.1 НКУ, чтобы стать плательщиком сельхозЕН, необходимо подать не позднее 20 февраля текущего года, в частности*:

* Полный перечень документов, необходимых для выбора сельхозЕН, ищите в «Налоги & бухучет», 2021, № 10.

общую налоговую декларацию по налогу на текущий год относительно всей площади земельных участков, с которых взимается налог, — в контролирующий орган по своему местонахождению (месту пребывания на налоговом учете);

отчетную налоговую декларацию по налогу на текущий год отдельно относительно каждого земельного участка — в контролирующий орган по месту расположения такого земельного участка (только для юридических лиц).

Напомним: налоговики в этом году принимали декларации плательщика сельхозЕН еще по старой форме, утвержденной приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 578**.

** Новая форма Налоговой декларации плательщика единого налога 4 группы, утвержденная приказом Минфина от 09.12.2020 г. № 752, уже действовала, а старая — формально нет.

Как ни досадно, а в этом случае у предприятия возникла проблема по причине невнимательности того, кто указывал код КОАТУУ в общей декларации. Но

в этом году по объективным причинам с проблемами указания кодов КОАТУУ в декларациях столкнулось немало плательщиков сельхозЕН (и не только этого налога)

Ведь прошлогоднее админреформирование территорий вызывало у плательщиков проблемы не только с новыми счетами, но и с этими кодами. При составлении деклараций плательщики нередко были вынуждены обращаться в местные ГНС с вопросами, какой именно код КОАТУУ приводить для конкретной декларации. И не всегда получали там ответ.

Поэтому угроза получить подобную проблему из-за указания «неправильного» кода КОАТУУ висела над многими плательщиками сельхозЕН… А кое-кто ее получил именно из-за этой возникшей «районной» и КОАТУУ путаницы. Добавил здесь вопросов и Минразвития громад и территорий, утвердивший новый Кодификатор административно-территориальных единиц и территорий территориальных громад (приказ от 26.11.2020 г. № 290, с изменениями, внесенными приказом от 12.01.2021 г. № 3), который вводится на замену КОАТУУ (по этому поводу читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 13, с. 30)…

Здесь также стоит напомнить/отметить, что реквизит «Код органу місцевого самоврядування за місцем розташування земельної(их) ділянки(ок) за КОАТУУ», который обязательно приводится в п. 9 вступительной части декларации, согласно п. 48.4 НКУ является обязательным реквизитом этой налоговой декларации!

Достоверность заполнения этих реквизитов обязательно проверяют налоговики при представлении декларации (в соответствии с п. 49.8 НКУ). И ошибки в таких реквизитах, в частности в коде КОАТУУ в декларации плательщика сельхозЕН, дают фискалам повод отказать в приеме декларации (см. пп. 49.11 и 49.15 НКУ).

Причина ошибки

Думаем, причина этой ошибки в том, что пользователь раньше не сталкивался с этой декларацией. Ведь в п. 9 ее вступительной части, где этот реквизит, черным по белому указано: «Код органу місцевого самоврядування за місцем розташування земельної(их) ділянки(ок) за КОАТУУ».

Вот потому бухгалтер или другое лицо, которое составляло декларацию, автоматически и отметили в п. 9 общей декларации именно код КОАТУУ по месту расположения земельного участка. А надо было обратить внимание на маленькую цифру «5», которая стоит рядом с наименованием этого реквизита, и прочитать текст этой сноски («5»)***. В ней прописано, что

*** Обращаем внимание, что в новой форме декларации эта ссылка уже имеет номер «9»!

при представлении общей (новой общей или уточняющей общей) декларации указывается код органа местного самоуправления по основному месту учета плательщика

Поэтому не пренебрегайте сносками, ведь они иногда содержат занятную информацию.

Об исправлении ситуации

Отметим, что исправить ситуацию не просто. Ведь ошибка именно в обязательном реквизите декларации. Но не все здесь безнадежно.

Формальные моменты. В соответствии с п. 49.11 НКУ в случае представления декларации с таким нарушением (требований п. 48.4 НКУ) налоговики были обязаны предоставить вам письменное уведомление об отказе в приеме декларации в течение 5 рабочих дней со дня ее получения (с указанием причин отказа). Если вы в упомянутый срок такого уведомления не получили, декларация считается принятой (п.п. 49.9.2 НКУ)! Однако не исключаем, что налоговики успели предоставить вам письменный отказ в приеме декларации своевременно. И теперь согласно п. 49.15 НКУ общая декларация считается вами не поданной.

Но если вы получили только письменный отказ в регистрации плательщиком сельхозЕН и не получили (или получили позднее 5-дневного срока отказ в приеме декларации), то это повод заставить налоговиков административным или судебным путем провести вашу регистрацию.

Кстати, вы можете подать исправленную общую декларацию (п.п. 49.12.1 НКУ такое разрешает), но это уже будет представление с нарушением установленного срока. А фискалы считают, что в этом случае представление налоговой отчетности с нарушением установленных сроков (т. е. после 20 февраля) должно приравниваться к ее неподаче и лишает лицо права быть плательщиком сельхозЕН. В консультации в БЗ 108.4 налоговики утверждают, что в случае несоблюдения требований п.п. 298.8.1 НКУ, в частности в случае представления не позднее 20 февраля текущего года неполного пакета документов, НКУ предусмотрено, что такие лица не могут получить статус плательщика сельхозЕН в текущем (отчетном) году!

Но НКУ такого прямо не предусматривает, и, как свидетельствует судебная практика, этот фискальный подход не слишком законен. А п.п. 5 п. 299.10 НКУ**** вашего случая не касается, потому что вас нет в реестре плательщиков сельхозЕН.

**** Там, напомним, речь идет об исключении из реестра плательщика сельхозЕН лица, которым не подана отчетность, указанная в т. ч. в п.п. 298.8.1 НКУ.

Судебные игры. Здесь можно выбрать два направления защиты своих прав в суде.

Первое. Подать иск в суд о признании неправомерным в такой ситуации отказа вам в регистрации плательщиком сельхозЕН. Кроме того, все-таки советуем, хотя и с опозданием, но направить в ГНС общую декларацию с исправленным кодом КОАТУУ. Если не примут с отметкой «уточнююча», подайте с отметкой «звітна» (хотя — см. ниже, для регистрации на ЕН можно обойтись и без общей декларации).

Итак, в ряду решений судьи отмечают, что НКУ не содержит норму, в соответствии с которой плательщик, не подавший до 20 февраля указанную в п.п. 298.8.1 НКУ отчетность, не может быть плательщиком сельхозЕН (или теряет статус такого плательщика). Судьи также подчеркивают, что основания для принятия налоговиками решения об отказе в регистрации хозсубъекта плательщиком сельхозЕН перечислены исключительно в п. 291.51 НКУ (ср. ). И такого основания (случая) среди них нет!

Кроме того, судьи отмечают, что ГНС не наделена полномочиями не признавать отчетность в связи с пропуском плательщиком срока подачи декларации, установленного п. 298.8 НКУ, поэтому мы и советуем подать общую декларацию с правильным кодом КОАТУУ.

Упомянутые выше и другие необходимые для судебной защиты выводы вы найдете в постановлении ВС от 24.01.2019 г. по делу № 814/1394/15 (reyestr.court.gov.ua/Review/79410014), а также в постановлениях Седьмого апелляционного админсуда от 19.10.2020 г. по делу № 240/6426/20 (reyestr.court.gov.ua/Review/92332907) и от 29.10.2020 г. по делу № 240/5206/20 (reyestr.court.gov.ua/Review/92565315).

Кстати, в последнем из постановлений речь идет именно о ситуации, когда налоговики отказали в приеме декларации по причине указания неправильного кода КОАТУУ. И хотя там предприятие не первый раз переходило на сельхозЕН, а пролонгировало свой статус, аналогия вполне уместна.

А в постановлении ВС от 24.01.2020 г. по делу № 804/2506/16 (reyestr.court.gov.ua/Review/87144704)

судьи признали неправомерным отказ налоговиков в регистрации плательщиком сельхозЕН предприятия, которое вообще не подало общую декларацию

Итак, попробуйте склонить судей на свою сторону упомянутыми аргументами и судебными прецедентами. Для убедительности добавляйте об уже упомянутых нами проблемах этого года (даже в налоговых кругах!) с кодами КОАТУУ во время представления таких деклараций. А в свете принятия нового Кодификатора (см. выше) появляется вопрос о правомерности применения в этом году кодов КОАТУУ вообще.

Второе. Иск о неправомерности отказа в приеме декларации при наличии второй квитанции. Доказывайте, что после направления вам второй квитанции налоговики уже не имели права отказать в приеме декларации и в регистрации плательщиком сельхозЕН. Хотя налоговики всегда утверждали (и даже до сих пор в БЗ 129.03 висит их консультация), что они имеют право после получения плательщиком второй квитанции о приеме декларации направить ему письменное уведомление об отказе в приеме декларации (в течение упомянутых 5 рабочих дней) Но судьи с такими выводами бывают не согласны, и по этому поводу было достаточное количество судебных решений в пользу плательщиков. Подробнее о таком направлении защиты читайте в «Налоги & бухучет», 2019, № 32, с. 27.

1+1. Думаем, что грамотное сочетание первого и второго путей в рамках такого дела/одного иска быстрее убедит судей в неправомерности отказа в регистрации плательщиком сельхозЕН. Ведь следствием неправомерного отказа в приеме декларации является и неправомерность отказа в регистрации. То есть достаточно убедить судей хотя бы в чем-то одном…

Другое лицо. Поскольку судебные тяжбы — дело небыстрое, возможно, легче будет решить вопрос путем слияния или преобразования предприятия, чтобы плательщиком сельхозЕН стало другое лицо. Подробнее об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 10, с. 24. Иначе придется ждать следующего года.

Совет на будущее. Для перехода на сельхозЕН (подтверждения статуса плательщика) подавайте документы фискалам намного раньше, чем за 5 рабочих дней до наступления предельного срока, чтобы иметь возможность устранить технические недочеты и исправить другие ошибки до 20 февраля. Внимательно указывайте контролирующий орган, которому подаются документы, код КОАТУУ***** и другие обязательные реквизиты. И помните, что дьявол кроется в деталях…

***** Или уже из нового Кодификатора, если откорректируют этот реквизит.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше