Темы статей
Выбрать темы

Ошибочная НН при ритмичных поставках

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Мы неоднократно писали о том, что ошибочная НН не отражается в декларации, ее несвоевременная регистрация не может приводить к штрафам согласно п. 1201.2 НКУ (см., например, «Налоги & бухучет», 2019, № 17, с. 19). Но налоговики то и дело придираются.

А что если в дело впутываются еще и ритмичные поставки, дающие основания составить сводную НН по итогам месяца? Давайте посмотрим, к чему это привело в одном деле (постановление ВС от 31.08.2020 г. по делу № 804/5062/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/91252518).

Суть спора

Плательщик поставлял товар покупателю — плательщику НДС. Поставки имели ритмичный характер. То есть выполнялись все условия для составления сводной НН. Однако на одну из поставок по ошибке была составлена обычная НН и отправлена на регистрацию после истечения предельного срока (составлена 15.02.2016 г., а зарегистрирована 04.03.2016 г.; напомним, что в те времена НН нужно было зарегистрировать в течение 15 дней, следующих после возникновения НО). Не разбираясь в сущности вопроса, налоговики применили к такой несвоевременной регистрации штраф согласно п. 1201.2 НКУ.

Позиция сторон

Плательщик. Он упирал на то, что НН составлена по ошибке. Значит, ее несвоевременная регистрация не может привести к применению штрафа. Как только ошибка была обнаружена, плательщик составил и зарегистрировал уменьшающий РК с указанием причины корректировки: «ошибочная регистрация в ЕРНН» (дело происходило еще до появления унифицированных причин корректировки). То есть он сделал все от себя зависящее, чтобы сгладить свою оплошность. Более того, тот факт, что такой НН не должно было быть вовсе, подтверждается характером отношений с покупателем — ритмичность поставок и положения договора предполагают составление сводной НН в конце месяца. Она была составлена и зарегистрирована вовремя.

Налоговики. Они действовали в фарватере фискальных разъяснений: НКУ не предусмотрено исключений по применению штрафов за нарушение сроков регистрации НН/РК, в т. ч. которые после их регистрации признаются как ошибочно (безосновательно) составленные (БЗ 101.27).

Решение дела судом

Как и следовало ожидать, суд стал на сторону плательщика. Основной аргумент — факт ошибочной регистрации НН и исправление этой ошибки не может быть основанием для автоматического применения штрафных санкций.

Мнение редакции

Ответственность за несвоевременную регистрацию ошибочной НН обсуждать в очередной раз смысла нет: налоговики будут твердить про автоматические штрафы, но суды, как правило, такие аргументы не воспринимают (см. «Налоги & бухучет», 2019, № 62, с. 16). Гораздо интереснее, как избежать штрафа, если срок регистрации правильной НН уже истек либо она была по оплошности отправлена на регистрацию уже после окончания этого срока. С одним из вариантов наши читатели знакомы (см. «Налоги & бухучет», 2018, № 28, с. 24). Работает он, если просрочка не очень длительная и первым событием была отгрузка: можно попытаться преподнести эту НН как сводную (см. «Налоги & бухучет», 2017, № 37, с. 16). Она выписывается в последний день месяца, т. е. если отгрузка состоялась в первой половине месяца и до последнего дня вы не успели зарегистрировать НН, нужно раздробить эту одну поставку на несколько. Появляется ритмичный характер, а значит, для регистрации НН появляется время до 15 числа следующего месяца. Разумеется, такие вещи решаются по договоренности сторон, ведь покупатель получит НК чуть позже.

Впрочем, не беремся утверждать, что подоплекой данного спора было применение этой схемы, возможно, произошла действительно банальная оплошность.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше