Требования аудиторов небеспочвенны. Рассмотрим почему.
Форма № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности» утверждена приказом Минфина от 29.11.2000 г. № 302 (далее — приказ № 302). Этим приказом также оговорены особенности составления примечаний к финансовой отчетности (во многом зависящие от того, подлежит ли годовая финансовая отчетность предприятия обнародованию). И установлено, что:
— предприятиям, которые не обязаны обнародовать годовую финотчетность, достаточно в ее составе заполнить ф. № 5, а также раскрыть информацию, оговоренную п. 2 приказа № 302, а вот
— предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, вместе с примечаниями по ф. № 5 должны приводить всю прочую информацию, раскрытие которой предусмотрено национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (п. 3 приказа № 302). Как правило, состав этой информации определен заключительным профильным разделом «Раскрытие информации в примечаниях к финансовой отчетности» многих нацстандартов (к примеру, по запасам — п. 29 НП(С)БУ 9, по основным средствам — пп. 36-39 НП(С)БУ 7 и т. д.).
К тому же с примечаниями может приводиться и другая информация, которая признана руководством предприятия существенной и дает более полную и объективную картину о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия (к примеру, показатели финансовой устойчивости и пр.). Всю эту поясняющую информацию приводят в произвольной форме, самостоятельно избранной предприятием: в виде письменных пояснений, графиков, таблиц и пр. (п. 4 приказа № 302).
Так что, как видим, предприятию, обнародующему финотчетность, одной ф. № 5 без пояснений будет недостаточно, а нужно составлять развернутые примечания. Тут аудиторы правы.
Также напомним, что после аудита аудитобязанные предприятия должны:
— не позднее чем до 30 апреля (1 июня) 2021 года обнародовать на собственной веб-странице годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением;
— не позднее 10 июня 2021 года подать полный комплект годовой финотчетности вместе с аудиторским заключением налоговикам (п. 46.2 НКУ).
Причем, чтобы соблюсти требование об обнародовании годовой финансовой отчетности из ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете*, придется обнародовать полный комплект форм вместе с развернутыми примечаниями (и аудиторским заключением).
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
А вот подавать развернутые примечания с пояснениями налоговикам, думаем, не нужно. Точнее, предприятие, отчитывающееся по нацстандартам, делать это не обязано. Достаточно подать фискалам годовую финотчетность (в составе пяти форм) с аудиторским заключением. Во всяком случае, тут уместна аналогия с предприятиями, отчитывающимися по МСФО (для которых нет утвержденной формы примечаний и которые поэтому составляют их в произвольной форме). Так вот, подавать такие произвольные примечания налоговики от МСФОшников не требуют. Хотя разрешают подать их по желанию через меню «Листування з ДПС» приватной части ЭК вместе с сопроводительным письмом (БЗ 102.20.02).
Подробнее о том, как не позднее 10.06.2021 г. подать налоговикам годовую финотчетность с аудиторским заключением, см. письмо ГНСУ от 21.04.2021 г. № 1660/ІПК/99-00-21-02-01-06, БЗ 102.20.01 // «Налоги & бухучет», 2021, № 39, с. 26. А о составлении примечаний по ф. № 5 — «Налоги & бухучет», 2020, № 103, с. 46.