Темы статей
Выбрать темы

Ох уж эти коктейли

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Алкогольный коктейль — вещь популярная и среди потребителей, и среди рестораторов. Первые с помощью коктейлей обычно быстрее достигают желаемого состояния алкоэйфории. Вторые — имеют достаточно рентабельное дело, ведь «подъем» на них выше, чем на отдельной продаже составляющих коктейлей. Но по изготовлению и реализации коктейлей возникает немало вопросов. Вот мы их сегодня и рассмотрим.

Когда коктейль алкогольный

Сначала выясним, когда смесь нескольких ингредиентов — коктейль — будет считаться алконапитком. К алкогольным напиткам ст. 1 Закона № 481 относит продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 0,5 % объемных единиц, указанные в товарных позициях 2203, 2204, 2205, 2206 и 2208 согласно УКТ ВЭД, а также с содержанием спирта этилового 8,5 % объемных единиц и больше, которые указаны в товарных позициях 2103 90 30 00, 2109 90 согласно УКТ ВЭД.

Алкогольные коктейли, шейки и т. д., по мнению налоговиков (см. ниже), относятся к коду 2208 90 69 00 УКТ ВЭД. Хотя если для приготовления коктейля используются сброженные алкогольные напитки, считаем, такой коктейль относят к коду 2206 00 39 00 УКТ ВЭД. То есть

коктейль считается алкогольным, если концентрация алкоголя в нем превышает 0,5 % объемных единиц

Далее речь ведем только о тех видах коктейлей, которые изготавливаются и реализуются на месте — в объектах ресторанного хозяйства (ресторанах, барах и т. д.).

Рецепт коктейля: утверждаем сами

Для изготовления коктейлей желательно иметь технологические и калькуляционные карты. Старые Правила розничной торговли алкогольными напитками предполагали, что такие карты должны согласовываться с санэпидемслужбой. Но эти Правила давно отменены.

Сейчас для приготовления коктейлей достаточно утвердить технологические и калькуляционные карты руководителем, а при необходимости — другими ответственными лицами хозсубъекта (технологом, бухгалтером).

Готовим лицензию

Конечно, продажа алкококтейлей требует наличия лицензии на розничную торговлю алконапитками (ст. 15 Закона № 481). Но какой? На производство или на розничную торговлю? Налоговики упоминают только о розничной лицензии (см. БЗ 113.03). И мы с ними согласны.

Исходя из терминов Закона № 481, считаем, что изготовление алкококтейлей путем смешивания напитков для продажи и потребления на месте является не производством, а разновидностью торговли на разлив и подпадает под термин «розничная торговля».

Приготовление коктейлей не признают производством и суды (см. решение Львовского окружного админсуда от 01.03.2018 по делу № 813/ 346/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/72516858).

Так что кафе, бар, ресторан, разливающий коктейли, не занимается производством алкогольных напитков, он — субъект розничной торговли. Поэтому ему достаточно ограничиться лишь лицензией на розничную торговлю.

При наличии лицензии на розничную торговлю субъект хозяйствования во время обслуживания в заведении ресторанного хозяйства по желанию потребителя может продавать коктейли без потребления на месте, но только в соответствующей упаковке (см. БЗ 113.03).

Учтите: использовать одну розничную алколицензию по нескольким местам торговли не допускается. Даже если у вас розничная алколицензия имеется под основное место торговли, то, чтобы торговать коктейлем в другом месте (в том числе и на выезде), вам понадобится еще одна отдельная лицензия на новое место торговли.

Учтите! Чтобы получить лицензию, торговое место должно, учитывая нормы ст. 1 Закона № 481: (1) находиться в помещении (здании) — не под открытым небом; (2) иметь площадь — не менее 20 м2; (3) быть оборудовано РРО (об РРО вопросах см. далее).

Коктейли и розничный акциз

Как поясняют налоговики, если содержание спирта в коктейле превышает 0,5 % объемных единиц, то такие коктейли являются алкогольными. Продажа таких коктейлей конечным потребителям для их личного использования является операцией по реализации подакцизных товаров. Такие операции являются объектом обложения акцизным налогом по ставке 5 %.

Например, по рецептуре в 200 мл готового коктейля входит 190 мл безалкогольных напитков и 10 мл водки с содержанием спирта 40 %. Так, содержание спирта в коктейле будет составлять: 10 мл х 40 % : 200 мл = 2 % > 0,5 %.

Такой коктейль — подакцизный товар, с которого нужно платить розничный акциз. При этом базой налогообложения будет вся стоимость коктейля (с НДС и без учета акцизного налога), а не только его алкогольная составляющая (см. письмо ГФСУ от 21.03.2018 № 1144/6/99-99-15-03-03-15/ІПК, консультацию из БЗ 114.03).

Коктейль из столовых вин

Столовое вино — напиток весьма алкогольный (входит в товарную позицию 2204 УКТ ВЭД с оборотом свыше 0,5 %). Тем не менее при розничной торговле только столовыми винами лицензия не нужна (ст. 15 Закона № 481, БЗ 113.03).

Правда, если столовое вино используется для приготовления коктейля «глинтвейн» или «горячее вино», то налоговики требуют наличия лицензии на розничную торговлю алкоголем. Они ссылаются на ГОСТ 4806-2007 «Вина. Загальні технічні умови», которым запрещено при производстве виноградных вин использовать сахар, воду, ароматизаторы и красители. И делают выводы, что коктейли (глинтвейн, «горячее вино» и т. п.), изготовленные (1) с использованием столовых вин так и (2) исключительно из одного столового вина (горячее столовое вино), не являются столовыми винами (см. письма ГНСУ от 04.12.2019 № 1684/6/99-00-04-01-02-15/ІПК и от 27.12.2019 № 2162/6/99-00-04-01-02-15/ІПК).

Видимо, здесь коктейль из столового вина следует относить к коду 2206 00 39 00 УКТ ВЭД (смеси из сброженных напитков, смесь сброженных напитков с безалкогольными). Хотя считаем, что от того, что столовое вино подогрели, оно не перестает быть столовым вином, розничная торговля которым не требует лицензии.

При реализации коктейлей-глинтвейнов из столовых вин придется платить акциз.

Коктейль-мороженое, чай, кофе

Если мороженое с алкоголем (а оно может попасть в безразмерную алкогольную товарную группу 2109 90 УКТ ВЭД) окажется крепким и будет содержать от 8,5 % оборотов (согласно сопроводительным документам/сертификатам качества), то при его продаже понадобится розничная алкогольная лицензия, а также придется платить розничный акциз (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 54, с. 28).

В то же время налоговики разрешают не платить розничный акциз с фирменных блюд, кулинарных, кондитерских и мучных изделий, кофе, чая или шоколада, в которые в соответствии с нормдокументами на их изготовление, утвержденными в установленном порядке, добавлен алкоголь, поскольку конечная продукция не является подакцизной (см. письмо ГНСУ от 22.03.2021 № 1097/ІПК/99-00-09-03-02-06, БЗ 114.02).

Место хранения

В случае розничной продажи коктейлей, глинтвейна, «горячего вина» и т. п. продавцу нужно оформить розничную алколицензию и внести в Единый реестр места хранения алкоголя. Правда, если весь алкоголь хранится по тому же адресу, где расположен пункт торговли, такое место хранения в Единый реестр можно не вносить (ст. 15 Закона № 481). На это обращают внимание и налоговики (см. БЗ 113.03).

Вопросы РРО

При продаже алкогольных коктейлей субъект хозяйствования обязан проводить такие расчетные операции на полную сумму покупки через РРО/ПРРО и в обязательном порядке предоставлять потребителю расчетный документ установленной формы и содержания (в бумажной или электронной форме). Пройдемся по основным реквизитам фискального кассового чека (ф. № ФКЧ-1).

Название и код УКТ ВЭД. Как мы уже сказали выше, алкогольные коктейли относятся к коду 2208906900 или 2206 00 39 00 УКТ ВЭД. При этом, как поясняют налоговики (см. письма ГНСУ от 09.10.2020 № 4246/ІПК/99-00-07-05-02-06 и от 22.03.2021 № 1097/ІПК/99-00-09-03-02-06, консультацию из БЗ 109.02), при продаже алкогольных коктейлей

в чеке РРО не нужно выделять каждую составляющую коктейля, а достаточно указать название и код 2208906900 (2206 00 39 00) УКТ ВЭД

К тому же, по мнению налоговиков, общепринятые названия коктейлей позволяют идентифицировать такой товар, как «Мохито», «Кровавая Мэри», «Маргарита», «Мартини-драй» и т. д., без указания общего названия — коктейль, при условии указания кода УКТ ВЭД и собственного названия напитка (см. письмо ГНСУ от 29.06.2021 № 2543/ІПК/99-00-07-05-01-06).

Штрихкод акцизной марки. Нашумевший реквизит чека, определенный Положением № 13 (в редакции приказа Минфина от 08.06.2021 № 329), по которому налоговики уже успели дать рецепт его подачи и для алкогольных коктейлей.

Учтите: этот реквизит для марок нового образца, которые имеют штрихкод и QR-код для сканирования. А вот по алкоголю со старыми марками указывать код в чеке РРО не нужно, реализуя их в пределах срока годности (БЗ 109.10).

По рекомендациям налоговиков, при программировании алкоголя, используемого в приготовлении коктейлей, следует обеспечить введение данных/сканирование марки для отражения ее реквизитов чеке РРО при ее откупоривании, в пределах получения первой порции для приготовления коктейля или продажи на разлив (см. письма ГНСУ от 29.09.2021 № 3627/ІПК/99-00-07-05-01-06 и от 06.09.2021 № 3346/ІПК/99-00-07-05-01-06, консультацию из БЗ 109.10).

То есть пробивать название коктейля, цену, количество, один код УКТ ВЭД (по которому кодируются коктейли), а информацию о марках приводить в чеке столькими строками, сколько вы откупорили алкобутылок для приготовления коктейля. Если же наливали из начатых или использовали алкоголь, который по закону не маркируется, то и информации ни об одной марке в чеке быть не должно.

Пока что в Законе об РРО требования указывать штрихкод акцизной марки нет. Поэтому отсутствие с 01 октября 2021 г. в чеке РРО этого реквизита для субъектов хозяйствования еще не штрафоопасно (подробнее об этом см. «Налоги & бухучет», 2021, № 81, с. 25; а также письмо ГНСУ от 13.10.2021 № 3831/ІПК/99-00-07-05-02-06).

Правда, учтите: как только этот реквизит добавят в Закон об РРО (соответствующий законопроект № 5600 от 02.06.2021 подан ко второму чтению), то указывать в чеке РРО данные об акцизной марке все-таки придется (подробнее см. «Торговля алкоголем в законопроекте № 5600» сегодняшнего номера). При отсутствии этого реквизита от штрафа по п. 1 ст. 17 Закона об РРО нарушителю отвертеться уже не получится. Вот такие условия!

выводы

  • Если коктейль алкогольный, то его реализация регулируется общими алкогольными правилами.
  • Для приготовления и продажи коктейлей понадобится розничная алколицензия.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше