Темы статей
Выбрать темы

Торговля алкоголем на разлив

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Какой славянин не любит выпить чарку-другую с друзьями? А кое-кто — и без друзей... Поэтому разные шинки-генделыки (и прочее) были в Украине еще при царе Паньке. И алкобизнес здесь всегда был прибыльным. А во времена так называемых «сухих законов» — даже слишком... Итак, сегодня для всяких «шинкарей» и им подобных мы рассмотрим вопросы современной торговли алкоголем на разлив. К сожалению, без дегустации...

Кто может быть «шинкарем» и где можно разливать

В соответствии со ст. 1 Закона № 481 деятельность по продаже непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования (независимо от формы расчетов), в частности, на разлив в ресторанах, кафе, барах, других СХ общественного питания относится к розничной торговле алкогольными напитками.

А согласно ст. 153 Закона № 481 продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте разрешается только субъектам хозяйствования* общественного питания и специализированным отделам, имеющим статус субъектов хозяйствования общественного питания, субъектов хозяйствования с универсальным ассортиментом товаров.

* Здесь и далее: в том числе иностранным субъектам хозяйствования, действующим через свои зарегистрированные постоянные представительства.

Кроме того, эта норма также разрешает продажу вин с добавлением спирта (виноматериалов обработанных) виноградных собственного производства ординарных и марочных на разлив из тары вместимостью от 50 до 600 л субъектам хозяйствования первичного и смешанного виноделия исключительно по месту их расположения в пределах административно-территориальных единиц (городов, поселков, сел) с уплатой акцизного налога, если в лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками об этом есть соответствующая запись органа, выдавшего такую лицензию. Годовые объемы продажи вин (виноматериалов обработанных) на разлив такими субъектами хозяйствования не могут превышать 20 % от годового объема произведенных виноматериалов.

Следовательно, реализация алкоголя на разлив разрешается только хозсубъектам общественного питания, за исключением реализации крепленых вин (виноматериалов обработанных) их производителями при соответствующих (см. выше) условиях.

В соответствии с преамбулой Закона № 481 действие этого Закона не распространяется на розничную торговлю (в том числе на разлив!) винами столовыми, «кроме случаев, предусмотренных этим Законом» (об этих винах и случаях читайте ниже).

Субъекты и объекты общественного питания. Кто же такой «хозсубъект общественного питания», которому разрешено разливать алкоголь?

Налоговики в этом вопросе обычно (см., например, БЗ 113.03) ссылаются на определения «ресторанное хозяйство» и «объект (заведение) ресторанного хозяйства»**.

** Приведены в пп. 2.2 и 2.4 разд. 2 Инструкции № 327.

Первое означает вид экономической деятельности хозсубъектов в части предоставления услуг по удовлетворению нужд потребителей в питании с организацией досуга или без него в заведениях (объектах) ресторанного хозяйства.

Второе — местную единицу (структурное подразделение) хозсубъекта, которая размещается в отдельном здании или помещении, имеет, как правило, оборудованный столами и стульями для потребления пищи зал и необходимые производственные и бытовые помещения и в которой осуществляется продажа продукции собственного изготовления и покупных товаров, преимущественно для потребления на месте.

Эти термины также продублированы в п. 1.3 Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Минэкономики от 24.07.2002 № 219 (ср. ).

В другой консультации (см. также в БЗ 113.03) налоговики (в отношении объектов), ссылаясь на пп. 1.5 и 1.6 Правил № 219, пишут, что объекты-заведения подразделяются на типы: фабрики-кухни, фабрики-заготовительные, рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, магазины кулинарных изделий, кафетерии, а рестораны и бары — также на классы (первый, высший, люкс)*. И резюмируют, что такой хозсубъект должен иметь виды экономической деятельности по кодам классификации КВЭД-2010: 56.10 56.30. При этом не имеет значения, есть ли в названии заведения питания слова «кафе», «бар» или «ресторан»!

* На фасаде помещения заведения (предприятия) должна размещаться вывеска с указанием его типа/класса/названия, наименования хозсубъекта и режима работы (п. 1.7 Правил № 219).

Место торговли. Термин «место торговли» из ст. 1 Закона № 481 еще добавляет ограничений. Ведь он определен как место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения, для табачных изделий и пива без ограничения площади, для алкогольных напитков, кроме пива, — торговой площадью не менее 20 м2, оборудованное РРО (независимо от их количества) или где есть КУРО (независимо от их количества).

Из этого определения, кроме того, что торговая площадь для разлива алкоголя (кроме пива) должна быть не менее 20 м2, фискалы еще вытягивают запрет торговать алкоголем на разлив на летних площадках. Ведь в этом термине упомянуто только помещение (здание) (см., например, письмо ГФСУ от 02.05.2019 № 1915/6/99-99-12-01-02-15/ІПК).

На вопрос, можно ли торговать алкоголем в арендованном помещении торговой площадью менее 20 м2, являющемся частью единого торгового помещения площадью свыше 20 м2, фискалы отвечают негативно (исключение — только для реализации пива).

Лицензирование, РРО

Лицензия. Согласно ст. 15 Закона № 481 розничная торговля алкоголем (кроме столовых вин), в том числе на разлив, может осуществляться только при наличии лицензии на розничную торговлю! Какой-то специальной лицензии для этого не нужно. Не предусмотрено получение отдельных лицензий и на розничную торговлю пивом или другими алкогольными напитками. Но если приобреталась лицензия на место торговли площадью менее 20 м2, то по такому месту можно торговать только пивом (БЗ 113.03).

Для временной (выездной) торговли алкоголем, в том числе на разлив (например, разлив/дегустация на выставках, ярмарках и т. п.), надо приобретать отдельную лицензию на розничную торговлю по такому временному месту торговли (БЗ 113.03).

РРО. Здесь могут быть проблемы с кодировкой напитков, поскольку это — подакцизные товары и указание кода УКТ ВЭД в чеке обязательно. По большей части — в случаях, когда будут отпускаться коктейли, глинтвейны и т. п. («Ох уж эти коктейли»).

Проблемы при продаже на разлив будут возникать с 01.01.2022 при указании в чеке цифрового штрихкода акцизной марки (если будет принят законопроект № 5600). Ведь при продаже на разлив бутылка обычно «за один присест» не выпивается. Об этих проблемах читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 75, с. 22, а также — на с. 29 этого номера.

Ограничения

Статья 153 Закона № 481 предусматривает ряд ограничений в отношении продажи алконапитков, в том числе и на разлив. Там запрещена продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых, в частности, лицам (и лицами) в возрасте до 18 лет, в разного рода помещениях и на территориях (подробнее см. в этой норме).

Имейте в виду, что местные советы имеют право устанавливать запрет продажи алкоголя на время проведения массовых мероприятий, а также в определенное время суток.

Кроме того, ст. 152 Закона № 481 предусмотрены ограничения в отношении мест потребления алконапитков. Поэтому если вы торгуете на разлив в упомянутых в этом пункте местах, то ваши покупатели не могут потреблять в таких местах приобретенный у вас алкоголь.

Столовые вина и пиво на разлив

Столовые вина. Мы уже упоминали, что на розничную торговлю, в частности, на разлив столовыми винами Закон № 481 не распространяется*, кроме случаев, четко предусмотренных этим Законом. А предусмотрены такие случаи в ст. 152, которой установлены соответствующие ограничения в отношении мест и субъектов, покупающих/употребляющих алкоголь.

* Напомним, что торговля на разлив столовыми винами и пивом разрешена даже ФЛП-единщикам.

Итак, для продажи на разлив столовых вин лицензия на розничную торговлю алконапитками не нужна. Это подтверждают и налоговики: см., например, письмо ГНСУ от 03.02.2021 № 384/ІПК/99-00-09-03-02-06. Там же см. подробно о том, какие именно вина (и по каким кодам УКТ ВЭД) относятся к «столовым винам»!

Но если из столовых вин изготовляются и реализуются/разливаются коктейли, глинтвейны и т. п., то розничная лицензия необходима.

В то же время фискалы считают, что в соответствии со ст. 153 торговля на разлив сухими винами также должна осуществляться только хозсубъектами общественного питания или в специализированных отделах, имеющих статус таких субъектов. А также только в «месте торговли», то есть это должно быть именно помещение в здании площадью не менее 20 м2. Здесь налоговики считают, что их требования подтверждает то, что в ст. 153 Закона № 481 лишь определено, что продажа вин столовых осуществляется без применения РРО с использованием книг и КУРО! А других послаблений для столовых вин в этой статье нет.

Хотя это прямо из Закона № 481 не следует и мы считаем, что налоговики трактуют здесь нормы слишком строго, но лучше эти ограничения соблюдать.

Пиво. А вот на торговлю алкогольным пивом на разлив распространяются все упомянутые нормы, требования и ограничения Закона № 481, кроме того, что торговым местом для торговли пивом может быть и помещение площадью менее 20 м2.

Штрафы и другое

Штрафы. Статья 17 Закона № 481 предусматривает штрафы за торговлю без лицензии: 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн. А также — штраф за нарушение требований ст. 153 Закона № 481 (в т. ч. и в отношении торговли на разлив) — 6800 грн. Кроме того, за нарушение требований ст. 153 в части продажи алконапитков лицам, не достигшим 18 лет, или в не определенных для этого местах предусмотрено аннулирование лицензии.

Также ст. 156 КУоАП за розничную торговлю алконапитками без наличия лицензии или без марок акцизного сбора или с поддельными марками предусматривает админштраф от 3400 до 10200 грн с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от их продажи! А работника торговли, который нарушит правила торговли алконапитками, по этой статье могут оштрафовать на 6800 13600 грн.

Акциз 5 %. Конечно, не забывайте, что и из «разливных» продаж любых алконапитков уплачивается 5 %-ный розничный акциз («Розничный алкоакциз: расчет и учет»).

Акцизные марки. Что касается незаконности требований фискалов о целостности акцизных марок на бутылках, из которых разливали алконапитки, читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 22, с. 17.

Прейскуранты. Помните, что заведение ресторанного хозяйства должно иметь прейскуранты цен на алкогольные напитки.

Карантинное. Ну и, конечно, торгуя на разлив, помните и выполняйте все карантинные ограничения, касающиеся работы объектов ресторанного хозяйства и предусмотренные действующими нормативами для соответствующей зоны, в которой в определенное время находится ваша область/объект.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше