Темы статей
Выбрать темы

Об акцизной марке в чеке РРО (фискалы настаивают, мы опровергаем)

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Едва ли не вся история взаимоотношений плательщиков с фискалами — это без преувеличения постоянная борьба первых со своеволием и беззаконием последних. Свежайшее подтверждение этому — высосанная из пальца обязанность субъектов хозяйствования указывать с 1 октября в чеке РРО информацию об акцизной марке алкогольных напитков. Откуда растут ноги у этой выдумки, вы уже знаете (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 53, с. 24). С тех пор появилось несколько разъяснений налоговиков, из которых стало четко понятно, что они от своего не отступятся. А первооктябрьский дедлайн уже не за горами. Поэтому наступило время определиться, как реагировать на это безобразие.

Советов здесь несколько: или ринуться в бой с несправедливостью без всяких гарантий на победу, или сделать все по-ихнему, или отойти в сторону, если это вас вообще не касается. Учитывая такие обстоятельства, определимся сначала с кругом заинтересованных лиц.

Кого это касается

Целевая аудитория данной статьи — субъекты хозяйствования, которые продают:

1) маркированный алкоголь. Напомним, что маркировке подлежат все алкогольные напитки, которые реализуются в Украине, с содержанием спирта этилового свыше 8,5 % об. ед. (п. 226.6 НКУ). Следовательно, продавцов пива и слабоалкоголки это никак не затрагивает;

2) за наличные или с применением платежных карт, в том числе и через интернет-магазины. Обратите внимание: с недавних пор налоговики разрешают дистанционно торговать алкогольными напитками при наличии места осуществления розничной торговли торговой площадью не менее 20 кв. м (БЗ 113.04).

Какая преследуется цель

Не согласиться с разумностью той цели, которая ставилась при введении нового обязательного реквизита чека РРО, о котором здесь идет речь, мы не можем.

Идея, напомним, была такая: отслеживать движение алкогольных напитков с помощью сопоставления информации из базы данных ГНС о выданных марках с информацией о марках, считанной сканером из тары с алкогольным напитком, занесенной в чек РРО и переданной на сервер ГНС. После продажи каждой единицы маркированного алкоголя акцизная марка будет изыматься из реестра ГНС, что не позволит реализацию контрафактных/контрабандных алкогольных напитков, используя реквизиты одной и той же акцизной марки.

Хотя при таких условиях из поля зрения непременно выпадут те акцизные марки, которые были наклеены на бесплатно розданный/испорченный/уничтоженный/похищенный/и т. п. алкоголь. Ведь РРО здесь применить не получится. Однако если такие акцизные марки не погашать, то вся эта затея — коту под хвост… ☺

Чем это регламентировано

Еще летом приказом № 329* была утверждена, в частности, новая редакция формы фискального кассового чека на товары (услуги) (ф. № ФКЧ-1). При этом вся ее новизна заключалась в том, что в форму фискального чека прибавили один-единственный реквизит:

* Приказ Минфина от 08.06.2021 г. № 329.

цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога на алкогольные напитки (приводится в случаях, предусмотренных действующим законодательством)

Именно так название этого реквизита прописали в Положении № 13**, которое определяет форму и содержание расчетных документов, создаваемых РРО/ПРРО.

** Утверждено приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13.

При этом до 1 октября разрешалось в фискальном чеке информацию об акцизной марке не указывать, если версия внутреннего программного обеспечения РРО была включена в Госреестр РРО до 01.07.2021 г. (п. 2 приказа № 329). Такие РРО при наличии технических возможностей должны были быть до 1 октября соответствующим образом доработаны их производителями (поставщиками). А вот насчет ПРРО никаких оговорок в приказе № 329 не было…

Фискальный подход. Как утверждают налоговики (БЗ 109.10, письма ГНСУ от 06.09.2021 г. № 3347/ІПК/99-00-07-05-01-06, № 3349/ІПК/99-00-07-05-01-06), обязанность указывать этот реквизит определена Положением № 13 в редакции приказа № 329. Она распространяется на субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм без исключения.

Иначе говоря, фискалы настаивают на том, что с 1 октября ни одного случая реализации маркированного алкоголя не может происходить без указания в чеке РРО соответствующей информации об акцизной марке, размещенной на таре с таким алкоголем.

Мнение редакции. Во всех имеющихся на сегодня разъяснениях фискалов (в БЗ и в ИНК) они ни разу не упоминают ту фразу, которая приведена выше в рамке в скобках. Думаем, вовсе не от забывчивости, а из-за того, что на сегодня законодательство не содержит требований приводить в чеке РРО информацию об акцизной марке, которой маркируют алкогольный напиток

Как, для примера, не содержит и требования указывать в чеке штрихкод любого товара. И именно поэтому налоговики совершенно правильно разъясняют, что штрихкод товара приводить в чеке не обязательно, несмотря на обязательность этого реквизита согласно Положению № 13.

Не путайте! Мы не отрицаем, что требование штрихкодировать определенные товары (в частности, алкогольные напитки и табачные изделия, лекарственные средства и некоторые другие) в законодательстве есть. Как и требование маркировать определенные алкогольные напитки акцизными марками, на которых сегодня обязательно размещается свой штрихкод (4 буквы и 6 цифр). Однако нигде, кроме Положения № 13, не прописано, что штрихкод, скажем, лекарственных средств должен быть в чеке РРО. И налоговики разделяют этот подход (БЗ 109.10).

Но тогда такой же подход должен быть и к указанию в чеке РРО информации об акцизной марке. Иначе говоря, пока ни один нормативный акт, кроме Положения № 13, этого не требует, а в самом Положении записано: «указывается в случаях, предусмотренных действующим законодательством», то этот новый реквизит заработать не может! Приводить эту информацию в чеке нужно будет только тогда, когда такое требование появится в каком-то законодательном акте.

Заметим, что попытка прямо прописать такое требование в законодательстве уже была. Мы говорим об известном законопроекте от 02.06.2021 г. № 5600 (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 47, с. 5), принятом в первом чтении. Однако до 1 октября законом он так и не стал. По имеющейся информации (см. по ссылке: rada.gov.ua/news/news_kom/213765.html), в Комитете по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ВРУ начали рассмотрение этого законопроекта ко второму чтению. В случае его принятия соответствующий закон вступит в силу с 01.01.2022 г. Вот тогда и можно будет говорить об обязанности делать то, что в нем будет прописано. А

на сегодня норму приказа № 329 и Положения № 13 об указании в чеке информации об акцизной марке можно не учитывать

Но если вы не привыкли спорить с фискалами, читайте дальше. Мы расскажем,

Как с 1 октября продавать… …старый алкоголь

Имеем в виду реализацию алкогольных напитков, которые маркируют марками предыдущего образца (без наличия штрихового кода).

По закону такие напитки находятся в обороте до их полной реализации, в пределах срока годности к употреблению. Поэтому они реализуются без отражения цифрового значения штрихового кода акцизной марки, в пределах годности такого напитка к употреблению (БЗ 109.10).

…алкоголь на разлив и алкогольные коктейли

Если исходить из того, что отражение информации об акцизной марке в чеке РРО должно положить конец алкогольному фальсификату, то, по-видимому, надо согласиться с тем, что заведения ресторанного хозяйства тоже должны в этом участвовать.

Но как это выполнить на практике? Не всегда же клиент заказывает целую бутылку того или иного алкогольного напитка. Чаще одна бутылка расходится между несколькими клиентами и, может, даже не за один день. А бывает и так, что клиент заказывает, скажем, 300 мл какого-то напитка, а в открытой вчера бутылке осталось только 100 мл. Или веселая компания за одним столом трижды за вечер просит повторить заказанные 300 мл напитка, поэтому придется откупоривать несколько поллитровых бутылок…

С коктейлями еще больше вопросов. Ведь их продажу нельзя приравнивать к продаже алкогольных напитков, входящих в его состав. Именно из-за этого при продаже алкогольных коктейлей в чеке РРО указывают код согласно УКТ ВЭД 22089069 «Прочие напитки, содержащие спирт», а не коды алкосоставляющих коктейля (водки, ликера, вермута, рома и т. п.) (БЗ 109.02).

Как ни странно, но налоговики выработали единый «рецепт», по которому рекомендуют и разливать алкоголь, и готовить алкогольные коктейли (БЗ 109.10): при программировании алкогольной продукции, используемой в приготовлении коктейлей, следует обеспечить введение данных/сканирование марки для отражения ее реквизитов в расчетном документе при ее откупоривании,

в пределах получения первой порции для приготовления коктейля или продажи на разлив

С продажей на разлив их идея более-менее понятна. Если вы только открыли бутылку и наливаете из нее клиенту в графинчик, ☺ должны в чеке пробить реквизиты марки, которая была на этой бутылке. Причем поврежденную при открытии бутылки марку хранить не надо, что согласуется с позицией судов по этому вопросу (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 22, с. 17). То есть следующие графинчики, в которые будете наливать напиток из этой же бутылки, пробиваете через РРО, как и первый, однако реквизиты акцизной марки в чеке РРО не приводите. Но если для выполнения заказа вам нужно будет откупорить новую бутылку и долить из нее в графинчик, то акцизная марка из этой новой бутылки должна в чеке РРО засветиться.

А как быть с коктейлем? Особенно с тем, который содержит несколько алкосоставляющих + неалкогольные и/или неподакцизные компоненты? Пробиваете его название, цену, количество (здесь все стандартно), код УКТ ВЭД только один — тот, по которому кодируются именно коктейли, а информацию о марках приводите в чеке столькими строками, сколько вы откупорили бутылок для приготовления этого коктейля.

Если же ни одной бутылки для приготовления коктейля не откупоривали, а наливали из начатых бутылок, или использовали алкоголь, который по закону не маркируется, то и информации ни об одной марке в таком случае в чеке не будет.

Добавим в этом разделе еще несколько слов о кофе с коньяком. Хотя налоговики об этом пока что молчат, но можем допустить, что их «рецепт» приготовления этого напитка будет таким же, как и коктейля: указывать в чеке информацию об акцизной марке только тогда, когда откупоривают новую бутылку. А все чашечки кофе, проданные после этого, пробивать через РРО без такого реквизита вплоть до следующей бутылки коньяка.

…торты/пирожные/конфеты/мороженое с алкоголем

Только-только начинается очередная суматоха вокруг алкоголя (вводят ли хмелесбор, или розничный акциз, или еще какую-нибудь пакость), обязательно выясняется, что о таких «потребителях» алкоголя, как кондитерские фабрики, опять забыли. Так случилось и на этот раз. И, похоже, ГНСУ и до сих пор не придумала, как же быть с информацией об акцизной марке того алкоголя, который используется при изготовлении псевдоалкогольных сладостей.

Тем не менее если опять-таки исходить из поставленной цели при введении этого реквизита чека РРО, придется как-то погашать акцизные марки, наклеенные на бутылки, которые пошли на производство алкосладостей. РРО здесь не спасет, ибо на кондфабрике при передаче алкогольных напитков в производство он вообще ни к чему. Поэтому подождем креатива от фискалов.

…алкоголь оптом за наличные

Как разъясняют налоговики (БЗ 109.10),

при оптовой продаже алкогольных напитков за наличные продавец не освобождается от обязанности применять РРО/ПРРО на полную сумму покупки

Такая продажа должна сопровождаться выдачей лицу, осуществившему оплату и получающему товар, чека РРО с указанием в нем реквизитов марок акцизного налога методом их введения (для РРО, используемых без сканера) или сканирования марок акцизного налога, которыми маркируется алкогольная продукция.

Иначе говоря, если вы надумаете продать за наличные вагон водки, готовьтесь отсканировать акцизную марку на каждой бутылке или вручную ввести цифровое значение штрихкода каждой акцизной марки. Представляете, сколько времени это отберет и какой при этом длины у вас выйдет фискальный чек? Но это еще полбеды…

Настоящая беда в том, что такое разъяснение от фискалов порождает дополнительные вопросы. Ну вот хоть бы такой. Как быть в том случае, если отгрузка алкогольной продукции предшествует наличной оплате за него? Можно, конечно, допустить, что фискалы будут настаивать на проведении этой отгрузки через РРО с выполнением всех тех требований, которые они выдвигали выше к форме чека РРО. Мы, в свою очередь, отрицаем такой подход, потому что отсутствует расчетная операция, которая требовала бы применения РРО. И к тому же, если в месте получения товаров операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т. п.), то освобождение от РРО/ПРРО прямо прописано в самом Законе об РРО (п. 12 ст. 9). Причем без каких-либо исключений относительно алкоголя.

А как быть тогда, когда договором пред-усмотрена возможность как безналичной, так и наличной формы оплаты отгруженных ранее оптовых партий алкоголя?

Или, например, при осуществлении оптовой торговли алкогольными напитками собственного производства? Ведь в этом случае разрешено проведение расчетов без применения РРО/ПРРО (п. 1 ст. 9 Закона № 265). Причем налоговики соглашаются с тем, что такое освобождение распространяется, в частности, и на алкогольные напитки, если они являются собственной продукцией продавца (письмо ГНСУ от 20.05.2021 г. № 1968/ІПК/99-00-07-05-02-06).

Но больше всего нас беспокоит то, что может произойти, если занести в чек РРО реквизиты акцизной марки не при продаже алкоголя конечному потребителю, а при оптовой продаже. Ведь когда эту же бутылку пробьют еще раз через РРО при продаже ее в розницу, окажется, будто бы она фальсифицирована…

Поэтому не спешите выполнять вышеприведенные рекомендации фискалов. И не только те, которые касаются оптовой продажи, но и остальные. Потому что все они, как вы могли убедиться, не только незаконные, но и непродуманные. Значит, придется корректировать еще не раз и саму концепцию борьбы с алкофальсификатом, и методы этой борьбы...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше