Темы статей
Выбрать темы

Товар пропал в пути: составлять ли уменьшающий РК?

Адамович Наталия, налоговый эксперт
На дату отгрузки товара (передачи перевозчику) продавец составил НН. Товар пропал в пути. Должен ли покупатель регистрировать РК к НН, составленной на пропавший товар, если товар так и не получен?

Составлять ли РК к отгрузочной НН, товар из которой утерян в пути, зависит от того, состоялось ли событие, связанное с поставкой/возвратом товара.

Если первое событие — отгрузка товара, то по общему правилу НО у поставщика возникают на дату отгрузки (п. 187.1 НКУ). Под отгрузкой налоговики понимают начало процесса физического перемещения товара от места его постоянного нахождения/хранения у поставщика, а не дату получения товара покупателем.

То есть датой возникновения НО по НДС в таком случае считают дату, на которую приходится начало передачи товара от поставщика к покупателю либо организации, осуществляющей доставку этого товара (см. письма ГНСУ от 21.05.2021 № 1977/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 18.11.2020 № 4742/ІПК/99-00-05-06-02-06 и от 04.09.2020 № 3698/ІПК/99-00-05-06-02-06). При этом дата возникновения НО у продавца не зависит от даты перехода права собственности на товар к покупателю (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2021, № 71, с. 2). В то же время, если риски и контроль, связанные с товаром, переходят к покупателю:

1) в момент передачи товаров перевозчику (покупатель оприходовал их себе на баланс как товары в пути) — то уменьшать НО по НДС из-за последующей утери товара перевозчиком у продавца оснований нет (так как первое событие, связанное с поставкой товара, состоялось и завершено в момент передачи товара перевозчику).

Покупателю же в ситуации, когда товар доставляет перевозчик и даты отгрузки/получения не совпадают, учитывая нормы п. 198.2 НКУ, спокойнее отражать НК только после фактического получения товаров и соразмерно с фактически оприходованным товаром. И если товар так и не получен от перевозчика (утерян им), то НК и вовсе не отражать.

Однако будьте внимательны. Есть консультации, где налоговики настаивают на раннем отражении покупателем НК (синхронно с отражением продавцом НО) — еще пока товар в пути, считая, что датой получения товара покупателем является дата начала передачи товара перевозчику (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 78, с. 2). Следуя такому подходу, покупатель, получив от поставщика зарегистрированную НН, включает в НК всю сумму входного НДС. А далее, по факту утери товара перевозчиком, на часть недостающего товара обязан будет начислить компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ;

2) после транспортировки (товар приходуется по фактическому количеству)— то продавец в таком случае по факту утери товара в пути может составить уменьшающий РК по аналогии с возвратом товара. На то что в этой ситуации продавец имеет право согласно ст. 192 НКУ составить РК к налоговой накладной, составленной на покупателя таких товаров, и уменьшить НО при регистрации такого РК покупателем, указывают налоговики (см. БЗ 101.15, а также БЗ 101.16, действовавшую до 17.07.2020).

При этом продавец по утраченным товарам (которые не будут использованы в хоздеятельности) должен компенсировать НК, отраженный при их приобретении, путем начисления компенсирующих НО по п. 198.5 НКУ.

В свою очередь, покупатель, получив от поставщика зарегистрированную НН при утере перевозчиком всего товара, не вправе ставить НК по зарегистрированной НН (ведь товар так им и не получен). А вот при частичной утере товара отразить НК покупатель сможет только на сумму НДС с учетом уменьшающего РК. И хотя в карантинный период угрозы штрафа за несвоевременную регистрацию/нерегистрацию НН/РК нет (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), полученный от поставщика уменьшающий РК лучше зарегистрировать.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше