Темы статей
Выбрать темы

Проведение отдельных видов инвентаризации

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
В предыдущей статье мы говорили о том, как организовать проведение годовой инвентаризации на предприятии. Следующим шагом является сама процедура проведения годовой инвентаризации отдельных активов. Поэтому дальше поговорим о том, на что следует обратить внимание при проведении инвентаризации отдельных активов и обязательств.

Подготовка к инвентаризации

Перед тем как приступать к проведению инвентаризации определенных активов, инвентаризационная комиссия должна провести некоторые подготовительные операции, а именно (п. 5 разд. ІІ Положения № 879):

1) проверить исправность всех весоизмерительных приборов;

2) завершить обработку всех документов по движению активов и сформировать последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении активов;

3) определить остатки на дату инвентаризации;

4) выставить просьбу материально ответственным лицам сгруппировать, рассортировать и разложить все активы по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета.

После этого можно приступать к самой инвентаризации отдельных активов. При этом стоит учитывать, что

наличие активов устанавливается путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера

Перевешивание, обмер, подсчет проводятся в порядке размещения активов в помещении, в котором они хранятся.

А вот определение веса (объема) навалочных материалов может проводиться на основании обмеров и технических расчетов.

Кроме того, следует помнить, что перед началом проведения инвентаризации отдельных видов активов инвентаризационная комиссия должна получить от материально ответственных лиц расписки в подтверждение того, что все приходные и расходные документы на активы, сданные в бухгалтерию предприятия, принятые, объекты оприходованы, а те, которые выбыли, списаны на расходы.

Такая расписка включена в инвентаризационную опись.

Основные средства

Когда приступают к инвентаризации ОС, то имеют в виду проверку наличия:

— собственных активов, учитываемых на счетах 10 и 11;

— арендованных активов, учитываемых на забалансовом счете 01;

— ОС, которые находятся на ответственном хранении и учитываются на субсчете 023.

Начинают инвентаризацию ОС с того, что проверяют:

— наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации на ОС (инвентарных карточек, инвентарных книг или описей);

— наличие документов на ОС, которые сданы или приняты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование;

— наличие документов на объекты ОС, переведенные на консервацию или выведенные из эксплуатации в связи с реконструкцией, техническим перевооружением и другими улучшениями.

При выявлении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.

К сведению! Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые уходят в длительные рейсы и будут отсутствовать на предприятии в период проведения инвентаризации, нужно проинвентаризировать до момента их временного выбытия с предприя- тия.

Проводя инвентаризацию ОС, следует помнить о том, что во время инвентаризации:

1) машин, оборудования и транспортных средств проверяются заводские номера кузова, двигателя, шасси и т. п.;

2) земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты;

3) на всех ОС также проверяется правильность присвоения им инвентарных номеров.

Кроме того, особое внимание инвентарная комиссия должна обращать на то:

— есть ли на предприятии пригодные к использованию ОС, остаточная стоимость которых равняется нулю. Если такие ОС есть, о них следует сообщить руководителю предприятия. И он уже должен принимать соответствующее решение об обращении с такими активами (дооценить, продолжать ли их использовать без дооценки или, может быть, списать);

— все ли ОС, которые есть на предприятии, состоят на учете и пригодны к использованию.

Если будет установлено, что есть ОС, которые не состоят на учете или данные о которых отсутствуют в учете, то информацию о них следует указать в инвентаризационных описях. Например, о неучтенных зданиях в инвентаризационных описях указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (внешний или внутренний обмер), площадь (общая полезная площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и т. п. На основе этих данных такие объекты будут приходовать в учете. При этом оценка выявленных бездокументных объектов проводится по справедливой стоимости.

Если инвентарная комиссия обнаружит ОС, не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению, то на них она должна составить отдельную инвентаризационную опись с указанием времени введения в эксплуатацию и причин, которые довели до состояния непригодности (п.п. 1.8 разд. III Положения № 879). На основе такого заключения такие ОС нужно будет списать.

Нематериальные активы

Когда приступают к инвентаризации нематериальных активов, то имеют в виду проверку объектов, учитываемых на одноименном счете 12.

При инвентаризации таких активов инвентаризационная комиссия должна:

— установить факт их наличия на предприятии. Для этого она должна проверить документы, которые были основанием для оприходования, или документы, которыми оформлены имущественные права на такие активы;

— проверить обоснованность оприходования НМА на баланс;

— сопоставить фактическое наличие НМА с данными бухучета и установить излишки или недостачи НМА;

— проверить факт целесообразности использования имеющихся НМА, а именно выявить устаревшие НМА, а также НМА, которые частично утратили свои первоначальные качества и потребительские свойства;

— установить, все ли НМА используются на предприятии, а также соответствуют ли они критериям признания их активами;

— проанализировать реальную стоимость НМА и при необходимости провести их переоценку.

Если после проведения всех действий будут выявлены излишки объектов НМА, то информацию о них следует занести в инвентаризационные описи и оценить их по справедливой стоимости

Если же были выявлены непригодные к использованию НМА, то о них следует указать в инвентаризационной описи и поставить вопрос об их списании с баланса.

Капитальные инвестиции

Если у предприятия есть на дату проведения инвентаризации на балансе незавершенные капитальные инвестиции (незавершенное строительство), то они также попадают в программу проведения годовой инвентаризации. Речь идет о расходах, учитываемых предприятием на счете 15.

Проверять инвентаризационная комиссия должна наличие и объем незавершенных капинвестиций в натуре. В частности, среди прочего инвентаризационная комиссия должна (п.п. 3.5 разд. ІІІ Положения № 879):

— проверить наличие в составе незавершенных капитальных инвестиций оборудования, переданного для монтажа, который фактически не начат;

— установить состояние законсервированных и временно приостановленных строительных объектов, разработок, НМА.

Кроме того, отдельное внимание следует уделить инвентаризации незавершенных ремонтов ОС (зданий, сооружений, машин, оборудования и т. п.). Во время инвентаризации этой части капинвестиций комиссии следует:

— изучить первичные документы, на основании которых осуществляется ремонт ОС;

— определить степень готовности ремонтируемого объекта;

— проверить соответствие фактических расходов на ремонт объекта ОС сметной стоимости ремонта, рассчитанной для передачи такого объекта на ремонт, подсчитать экономию или перерасход средств;

— проанализировать причины приостановки ремонта отдельных объектов ОС, ремонтные работы по которым прекращены, а также сделать заключение о целесообразности продолжения затяжных и/или дорогостоящих ремонтов.

Результаты проведенных осмотров следует отразить в инвентаризационных описях.

Запасы

Когда приступают к инвентаризации запасов, то имеют в виду проверку фактического наличия, состояния и условий хранения активов, учитываемых на счетах: 20, 22, 26, 27 и 28.

Инвентаризация запасов проводится по местам их хранения и отдельно по материально ответственным лицам (п. 4.1 разд. ІІІ Положения № 879).

Чтобы провести инвентаризацию запасов, инвентаризационная комиссия должна осуществить следующие операции:

1) в присутствии материально ответственных лиц проверить фактическое наличие запасов путем их пересчета, перевеса или перемеривания (п.п. 4.2 разд. ІІІ Положения № 879).

Проводить инвентаризацию активов, только опираясь на слова материально ответственных лиц, а не на данные учета, без проверки их фактического наличия нельзя

Проводя инвентаризацию запасов, следует учитывать:

во-первых, что устанавливать факт наличия запасов следует в порядке размещения ценностей в помещении, в котором они хранятся.

То есть проверка должна происходить структурированно от одного вида ценностей к другому, а не хаотично.

При этом, когда ценности хранятся в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, инвентаризацию проводят последовательно по местам хранения. После проверки ценностей комиссия опечатывает вход в одно помещение пломбиратором и переходит в следующее;

во-вторых, когда проверяют количество запасов, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, то, чтобы не повредить упаковку, можно определить их количество и объем на основании документов поставщика. Хотя обязательно следует проверить наличие в натуре части указанных ценностей;

в-третьих, чтобы проверить наличие малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые переданы в использование, комиссии следует пересчитать имеющиеся у нее активы и фактически сопоставить эти данные с ведомостью оперативного учета.

Выявленная при этом недостача предметов оформляется актом;

в-четвертых, при инвентаризации запасов, которые находятся в пути, не оплаченной в срок покупателями отгруженной продукции (товаров) и запасов, находящихся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), проверяется обоснованность сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета. Такие суммы могут быть признаны, если они подтверждены надлежащим образом оформленными документами, в частности счетами поставщиков, копиями платежных требований (счетов-фактур), которые предъявлены покупателям, охранными расписками, переоформленными на дату проведения инвентаризации или ближайшую к ней.

Отдельно стоит заметить, что запасов обычно на предприятии достаточно много. А потому проводится их инвентаризация достаточно долго (возможно, даже и не один день). Поэтому, чтобы в то время, когда инвентаризационная комиссия не работает,не было подмены, помещение, где хранятся запасы, в конце дня опечатывается пломбиратором председателя комиссии.

Кроме того,

во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация

Также встречаются случаи, когда во время инвентаризации запасы:

поступают на склад. Тогда в приходных документах на такие запасы материально ответственное лицо в присутствии членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) проставляет отметку «после инвентаризации»;

— нужно выдать со склада на производственные нужды. В этом случае следует поступать аналогично вышеупомянутому случаю. А именно: следует в расходных документах на запасы, которые с разрешения руководителя отпущены со склада в присутствии членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), проставить отметку «после инвентаризации».

Кроме того, стоит указать дату инвентаризационной описи, где записаны эти активы, а если они еще не были внесены в инвентаризационную опись, то занести об этом данные в отдельную инвентаризационную опись;

2) сверить фактически установленное наличие активов на дату инвентаризации с данными бухгалтерского учета.

Если в результате сравнения будут выявлены излишки запасов, то их следует оприходовать (п. 2.14 Методрекомендаций № 2):

— по чистой стоимости реализации — если их планируют реализовать;

— в оценке возможного использования — если они будут использованы в хозяйственной деятельности предприятия.

Результаты инвентаризации ТМЦ вносят в инвентаризационные описи, а также в отдельных случаях — в акты инвентаризации.

Денежные средства

Касса. При инвентаризации кассы инвентаризационная комиссия должна проверить наличие денежных средств, наличности, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (п. 6.1 разд. ІІІ Положения № 879). То есть следует проверить наличие ценностей, учитываемых на счетах 30, 31, 33.

Чтобы не было проблем с инвентаризацией кассы и инвентаризация не вызывала перебоя в работе предприятия, советуем ее проводить или в начале, или в конце рабочего дня, когда в кассовой книге кассир подвел итоги за день и вывел остаток наличности.

Проводить инвентаризацию нужно, опираясь на требования Положения № 148.

В нем порядок проведения инвентаризации выглядит так:

1) сначала просят кассира подвести итоги осуществленных операций и вывести остаток наличности;

2) потом получают у материально ответственного лица до начала проведения инвентаризации расписку (форма определена в приложении 7 к Положению № 148) о том, что все кассовые документы сданы в бухгалтерию, все поступившие денежные средства полностью оприходованы, а те, которые выбыли, списаны на расходы;

3) после этого приступают к проверке наличия средств путем полного пересчета всей наличности, которая есть в кассе, ценных бумаг, чековых книжек.

Заметьте: в кассе запрещено хранить денежные средства и другие ценности, которые не являются собственностью предприятия (абзац второй п. 38 Положения № 148). Если в кассе окажутся такие средства, то есть средства, поступления которых не подтверждены первичными документами, то будут считать их излишними (п. 46 Положения № 148);

4) далее приступают к проверке правильности оприходования и списания наличных денежных средств, а также к оформлению кассовых документов. Если кассовую книгу предприятие ведет в электронной форме, то проверяют правильность работы программных средств обработки кассовых документов;

5) подсчитанный остаток наличности в кассе сверяют:

— с данными учета по кассовой книге. Если предприятие применяет РРО, сумму наличности, имеющуюся на месте проведения расчетов, сверяют с суммой, которая указана в Х-отчете или Z-отчете РРО и Книге учета расчетных операций (если она ведется);

— с данными бухгалтерского учета.

Если в результате сопоставления будут выявлены расхождения, то определяют размер излишков или недостач и выясняют обстоятельства их возникновения. После этого излишек оприходуют в кассе и засчитывают в доход предприятия.

Для оприходования наличности на сумму излишка выписывают приходный кассовый ордер

А вот сумму недостачи необходимо взыскать с материально ответственного лица.

Как и в случае с другими активами, результаты инвентаризации кассы необходимо задокументировать. Но когда речь идет о наличности, то оформляют результаты инвентаризации путем составления Акта о результатах инвентаризации имеющихся средств, форма которого приведена в приложении 7 к Положению № 148. Данный Акт оформляют в двух экземплярах.

Другие деньги. Денежные средства могут быть не только в кассе, но и на счете в банке или находиться в пути. Особенностями инвентаризации таких средств является то, что:

1) при инвентаризации средств, находящихся в пути, следует сверить суммы, которые указаны в счете, с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка;

2) при инвентаризации средств на расчетных, текущих, валютных, регистрационных и других счетах, на аккредитивах следует сверить остатки сумм по данным бухгалтерского учета предприятия с данными выписок банка.

3) при инвентаризации ценных бумаг в документарной форме нужно установить:

— наличие ценных бумаг;

— правильность их оформления, реальность стоимости отраженных в балансе предприятия ценных бумаг;

— полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете доходов от финансовых инвестиций.

При этом осуществлять инвентаризацию ценных бумаг следует по отдельным эмитентам.

Расчеты

Расчеты с клиентами. Дебиторская и кредиторская задолженности проверяются при инвентаризации на факт соблюдения срока исковой давности (с учетом их продления в связи с карантином), обоснованности сумм, которые учитываются на счетах учета расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, полученных и выданных векселей, полученных заемных средств, предоставленных кредитов (займов), с подотчетными лицами, депонентами, другими дебиторами и кредиторами.

Проверяют при инвентаризации задолженность, которая числится по счетам 36, 37, 63, 64, 65, 66 и т. п.

Основой процесса инвентаризации расчетов является документальная проверка. Во время ее проведения устанавливают:

правильность расчетов с банками, контролирующими органами, другими предприятиями, а также со структурными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы;

задолженность подотчетных лиц, а также правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам и кражам. Инвентаризация задолженности по недостачам и потерям от порчи ценностей заключается в проверке причин, из-за которых задерживается рассмотрение материалов по выявленной недостаче и отнесению ее на виновных лиц или списанию в установленном порядке;

правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, в том числе задолженности с арендаторами и арендодателями, а также сумм кредиторской и депонентской задолженностей, по которым срок исковой давности истек. При этом определять сроки исковой давности следует с учетом их продления в связи с карантином. Детали ищите в «Налоги & бухучет», 2021, № 19, с. 23;

реальность задолженности работникам по оплате труда и гражданам (непосредственно или через работодателей) по социальным выплатам, определенным законодательством, а также по безналичным расчетам по этим выплатам.

Учитывая вышеприведенное, чтобы осуществить инвентаризацию задолженности, следует сначала передать всем кредиторам (в том числе и физлицам) выписки с аналитических счетов об их задолженностях. Такие выписки обычно имеют форму актов сверки расчетов. Кредиторы должны подтвердить задолженность или высказать свои возражения.

Что касается сверки дебиторской задолженности, то предприятие по сути должно ожидать от них акты сверки. Такие акты сверки и будут основой для подтверждения реальности задолженности.

Если же такие акты сверки от дебиторов не поступают, то вам следует самостоятельно направить им такие акты

Обратим внимание: встречаются случаи, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались непроясненными. Тогда как исключение из общего правила — расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в суммах, вытекающих из записей в бухгалтерском учете и признаваемых ею правильными.

Если контрагент на дату проведения инвентаризации выступает одновременно в качестве и дебитора, и кредитора, то ему передают выписку с указанием отдельно дебиторской и отдельно кредиторской задолженности.

Дело в том, что суммы дебиторской и кредиторской задолженностей следует отражать развернуто.

Расчеты с бюджетом. Чтобы провести сверку расчетов с бюджетом, есть два варианта:

— или получить полную информацию из интегрированной карточки относительно соответствующего бюджетного платежа в Электронном кабинете;

— или обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган, в котором открыты ваши интегрированные карточки, с просьбой предоставить информацию о начисленных и уплаченных суммах и сальдо по состоянию на определенную дату в разрезе конкретных налогов и обязательных платежей.

Ответ на такое заявление в виде письменного документа, в котором содержатся данные о состоянии расчетов с бюджетом, в том числе и по ЕСВ, налоговики обещают дать не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления от плательщика (категория 129.04 БЗ).

Проведение инвентаризации расчетов оформляется путем составления актов инвентаризации расчетов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше