Темы статей
Выбрать темы

Работаем с е-больничными

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
е-Больничный открыт. Где его искать работодателю? Придет ли какое-то сообщение от пенсионщиков или ФСС, что пора назначать и рассчитывать больничные работникам, потому что электронные листки нетрудоспособности уже в личном кабинете работодателя? Достаточно ли в нем информации для назначения выплат работнику? Как распечатать е-больничный? Если е-больничные идут друг за другом, как понять, это один случай временной нетрудоспособности или разные? Ищем ответы на вопросы.

С чего работодателю следует начать налаживать работу с е-больничными?

С разъяснения работникам, что такое е-больничный и что нужно делать, если тебе его открыли. Иначе возможны неприятные ситуации, о которых мы рассказывали в «Налоги & бухучет», 2021, № 75, с. 2.

Объясните работнику, что если он обращается к врачу и врач формирует е-медзаключение, значит, будет и е-больничный. Если будет е-больничный, то об этом следует сказать работодателю, а не молчать как рыба об лед.

Сообщать каким-то образом о формировании е-больничного в Реестре листков нетрудоспособности Пенсионного фонда ни пенсионщики, ни ФСС пока что не собираются. Поэтому вся надежда на работника.

Кстати, врач не видит е-больничного, но может сообщить его номер.

Допустим, что работник — молодчинка. Он сообщил работодателю об открытии е-больничного. Где работодателю искать такой е-больничный? В личном кабинете страхователя на портале Пенсионного фонда (portal.pfu.gov.ua) во вкладке «Листки непрацездатності».

«Читаем» е-больничный

Сегодня в личном кабинете страхователя работодателю доступна такая информация по е-больничному (или же ЛН).

«Номер ЛН» — уникальный номер листка нетрудоспособности, например, 2000055555-1. А вот серии е-больничные не имеют. Только номер.

«Номер випадку непрацездатності»он необходим для того, чтобы идентифицировать, является ли электронный больничный первичным или продлением.

Объясним, как это работает.

В общем случае работодатель из собственного кармана оплачивает только первые пять дней одного случая временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием.

Такой один случай временной нетрудоспособности может быть оформлен несколькими больничным листами.

Поэтому работодателю для целей оплаты важно знать, являются ли листки нетрудоспособности выданными в пределах одного страхового случая.

В бумажных листках нетрудоспособности этот вопрос решался за счет имеющихся отметок на бланке — «первинний» или «продовження». Однако

в электронном листке нетрудоспособности отсутствует отметка «первинний»/«продовження»

В соответствии с предписаниями п. 6 Порядка № 1234 вопрос продления должен был быть решен так. На основании е-медзаключений, которые составляют один случай временной нетрудоспособности, формируются электронные листки нетрудоспособности, каждый следующий из которых создается как продление первого, путем добавления следующего порядкового номера после знака «-» к уникальному номеру первого е-больничного, и, в свою очередь, составляют один страховой случай.

Однако на практике этот механизм НЕ реализован. Правда, не факт, что его не реализуют позже.

Поэтому норму приводим и смотрим, что имеем на практике.

Тут сегодня можно два варианта.

Вариант 1. Если на одного работника открыто несколько электронных больничных, следующих друг за другом, то такие

е-больничные могут составлять один страховой случай, если будут иметь единый «Номер випадку непрацездатності»

При этом номера самих е-больничных могут отличаться, даже если все они выданы как продление.

Например, у работодателя в кабинете страхователя есть два е-больничных, открытых на одного работника с номерами:

— 2000335533-1 (дата открытия 06.09.2021, дата закрытия 09.09.2021);

— 2000553355-1 (дата открытия 10.09.2021, дата закрытия 13.09.2021).

е-Больничные идут друг за другом. У них разные номера. Но они могут относиться к одному страховому случаю, если будут иметь единый номер случая нетрудоспособности. Для того, чтобы его увидеть, следует открыть е-больничный.

Допустим, что в обоих больничных в поле «Номер випадку непрацездатності» указан один номер — 654321. Тогда больничный 2000335533-1 является первичным, а больничный 2000553355-1 — продлением.

Переходим к другому варианту продления. Он также встречается у работодателей.

Вариант 2. В случае продления временной нетрудоспособности новый е-больничный не формируется, а в существующем просто изменяются дата, по которую он выдан, и номер, а именно цифра после знака тире в номере е-больничного будет изменена на следующую.

Например, в кабинете страхователя есть один е-больничный работника с номером 2000555555-3. Нужно ли искать предыдущие (2000555555-1 и 2000555555-2)? Нет.

Просто оплачиваете имеющийся больничный как первичный, при условии, что других е-больничных, предшествующих этому или следующих за ним и выданных тому же работнику, нет в кабинете страхователя. А если есть? Тогда смотри вариант 1 продления.

Продолжаем изучать состав е-больничного. Следующее поле.

«Дата відкриття». Здесь указывается дата открытия е-больничного.

«Дата закриття» — это прогнозируемая дата, после которой восстановится трудоспособность, или дата следующего осмотра пациента.

Внимание! В е-больничном вы сразу будете видеть и дату его открытия, и дату его закрытия.

То есть е-больничный сразу и открывается, и закрывается.

Однако не спешите его брать в работу, как только он попадет в кабинет страхователя. Почему? Все дело в статусе.

«Статус ЛН». Как только е-больничный появляется в кабинете страхователя, он получает статус «Закритий». Однако пусть вас этот статус не вводит в заблуждение.

Назначать больничные на основании электронного листка нетрудоспособности можно только тогда, когда его статус с «Закритий» изменится на «Готово до сплати»

А почему нельзя брать в работу больничный лист сразу, как только он появился в электронном кабинете? Потому что в поле «Дата закриття» врач указывает прогнозируемую дату окончания е-больничного.

Если пациент выздоровеет на эту дату, то он может не обращаться во второй раз к врачу. Листок нетрудоспособности будет закрыт автоматически.

Однако возможна ситуация, при которой пациент выздоровеет ранее прогнозируемой даты и пожелает выйти на работу. Тогда он обратится к врачу и по результатам осмотра может быть сокращен период е-заключения и, соответственно, изменена дата закрытия е-больничного.

Как быстро е-больничный изменит статус с «Закритий» на «Готово до сплати»?

До октября 2021 года это должно происходить через 5 дней после своего закрытия.

Как будет дальше — не будем загадывать, потому что все еще может измениться. Поэтому пока что оперативно мониторим информацию в личном кабинете страхователя. Это не очень удобно. Но имеем то, что имеем.

Внимание! Планируется, что с 1 октября этого года начнется выдача е-больничных с причиной нетрудоспособности «Вагітність та пологи». Такие е-больничные передаются страхователю как основание для начисления пособия в день создания.

«РНОКПП», «ПІБ ЗО». Названия этих полей говорят сами за себя. Именно здесь будут указаны регистрационный номер учетной карточки и фамилия, имя, отчество лица, которому оформлен е-больничный.

«Ознака алкогольного/наркотичного сп’яніння». Отметка «Так» в этом поле означает, что комиссия (уполномоченный) по соцстрахованию должна выяснить, связана ли временная нетрудоспособность работника с состоянием, в котором он находился.

Если да, то комиссия на основании п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона № 1105 должна принять решение об отказе в оплате такого больничного.

Если же связь между временной нетрудоспособностью работника и состоянием алкогольного/наркотического опьянения отсутствует, то комиссия по социальному страхованию должна принять решение об оплате такого больничного листа.

Документы и справки, подтверждающие этот факт, прилагаются к протоколу комиссии о назначении выплаты. При проверке ФСС они будут подтверждением правильности принятого комиссией решения.

«Порушення режиму лікування». Если режим не нарушался, то в поле «Позначка про порушення режиму лікування» будет указано «Ні».

В случаях когда лечащим врачом установлен факт нарушения назначенного режима лечения (отказ от осмотра МСЭК; отказ от госпитализации; невыполнение рекомендаций врача; самовольное оставление заведения здравоохранения; умышленное причинение вреда своему здоровью или симуляция болезни), формируется новое медицинское заключение с заполнением полей «Дата порушення режиму лікування» и «Вид порушення режиму лікування» (см. п.п. 9 п. 1 разд. ІІ Порядка формирования медзаключений).

Внимание! Если работник нарушает режим, установленный для него врачом, то он утрачивает право на больничные со дня допущения нарушения на срок, устанавливаемый решением комиссии (уполномоченного) по соцстрахованию (ч. 2 ст. 23 Закона № 1105).

«Причина непрацездатності». В е-больничном обновлены причины нетрудоспособности и их нумерация. Причем номер причины нетрудоспособности вы должны определить самостоятельно (см. «Заявление-расчет»). Он в е-больничном не указывается.

Также в е-больничном отражаются:

— причина нетрудоспособности, установленная ФСС,

— категория медицинского заключения,

— код по ЕГРПОУ и наименование медзаведения, врач которого сформировал е-медзаключение, на основании которого, в свою очередь, был сформирован е-больничный.

А вот отметок о направлении и прохождении медико-социальной экспертной комиссии на момент написания статьи работодатели в е-больничном не видят.

Ожидаем следующих обновлений портала Пенсионного фонда.

выводы

  • е-Больничный сразу и открывается, и закрывается. Однако в работу его следует брать после изменения статуса «Закритий» на «Готово до сплати».
  • е-Больничные, имеющие одинаковый номер случая нетрудоспособности, составляют один страховой случай.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше