Темы статей
Выбрать темы

Есть связи со страной-агрессором — плати больше налогов

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
С началом боевых действий в Украине многие компании стали бойкотировать российские рынки и прекращать свою деятельность в России. Однако некоторые субъекты не разрывают отношений и все еще продолжают вести бизнес в стране-агрессоре. Рассмотрим, что предусмотрено для таких субъектов, связанных экономическими связями со страной-агрессором, законопроектом № 7232*.

* Проект Закона о внесении изменений в НКУ относительно налогообложения субъектов хозяйствования, связанных экономическими связями со страной-агрессором, от 30.03.2022 № 7232.

Согласно законопроекту планируется внести изменения в НКУ и установить повышенное налогообложение для субъектов хозяйствования, связанных экономическими связями со страной-агрессором. То есть ввести налоговый инструмент влияния на них в виде повышенной налоговой нагрузки. Финансируешь страну-агрессора — плати больше налогов на восстановление Украины. Каких субъектов коснутся эти правила?

Реестр субъектов, связанных с агрессором

Согласно законопроекту субъектами хозяйствования, связанными экономическими связями со страной-агрессором, считаются:

— юрлица-резиденты Украины (а также находящиеся в Украине их филиалы, представительства, другие обособленные подразделения), учредителем (участником, акционером) или конечным бенефициарным собственником которых прямо или опосредованно является резидент страны-агрессора (физлицо или юрлицо). Подробнее о бенефициарах см. «Налоги & бухучет», 2021, № 78;

— юрлица-резиденты Украины, получающие доходы в любой форме с источником происхождения из страны-агрессора (в частности, от хозяйственной деятельности, в том числе через постоянное представительство, от аренды, пассивные доходы: проценты, дивиденды, роялти и пр.), или имеющие долю в уставном капитале резидентов или нерезидентов, получающих доходы с источником происхождения из страны агрессора;

— юрлица-резиденты Украины, являющиеся участниками международной группы компаний, если материнская компания или любой другой участник такой международной группы компаний получает доход с источником происхождения из страны-агрессора (включая получение дохода через созданное в стране-агрессоре постоянное представительство) или обеспечивает экономическую поддержку страны-агрессора (в частности, бесплатное предоставление товаров, работ, услуг или бесплатную передачу прав на объекты права интеллектуальной собственности или другие нематериальные активы для использования на территории страны-агрессора).

По этим же критериям на предмет наличия экономических связей со страной-агрессором будут проверять и постоянные представительства нерезидентов в Украине.

Субъект, который соответствует критериям субъекта, связанного со страной-агрессором, должен подать контролирующим органам уведомление о своем «связанном» статусе (с указанием даты приобретения такого статуса). Формы уведомлений о приобретении/утрате субъектом хозяйствования связанного статуса утвердит Минфин. При этом

будет создан Реестр субъектов хозяйствования, связанных экономическими связями со страной-агрессором

Формировать и вести реестр будут налоговики. А порядок формирования и ведения Реестра утвердит Кабмин.

Налогообложение субъектов, связанных с агрессором

Уплата налогов — с повышающим коэффициентом 1,5. Расплачиваться за связи со страной-агрессором субъекты хозяйствования будут повышенной налоговой нагрузкой.

Такие субъекты должны будут платить налоги в большем размере — с применением повышающего коэффициента 1,5

Каких это касается налогов?

Так, по законопроекту, с применением коэффициента 1,5 (т. е. в 1,5 раза больше) такие субъекты должны платить (за каждый отчетный (налоговый) период):

— налог на прибыль (кроме доходов, выплачиваемых нерезидентам, к которым повышающий коэффициент 1,5 не применяется);

— экологический налог;

— рентную плату;

— налог на имущество.

Причем согласно законопроекту такие правила налогообложения связанным с агрессором субъектам нужно применять, начиная с 1 марта 2022 года. В связи с чем после вступления Закона в силу за прошлые периоды потребуется пересчитать налоговые обязательства.

Освобождение от повышающего коэффициента. Впрочем, в отдельных случаях, повышенной налоговой нагрузки можно избежать.

Во-первых, от применения повышающего коэффициента по законопроекту освобождается субъект, хозяйственная деятельность которого имеет социальное, гуманитарное или экономическое значение для Украины (в частности, если субъект осуществляет поставку товаров и оборудования, которые не производятся и не имеют аналогов в Украине). Перечень критериев, освобождающих субъектов от применения повышающего коэффициента (повышенного налогообложения), установит КМУ. В таком случае субъекту, освобожденному от применения повышающего коэффициента, в подаваемом контролирующим органам уведомлении о своем «связанном» статусе нужно указать соответствующий освобождающий критерий.

Причем если критерии из перечня меняются (в перечень вносят изменения) и субъект начнет попадать под освобождение от повышающего коэффициента, то он может подать уточненное уведомление о своем освобожденном статусе и за освобожденные периоды пересчитать налоги.

А во-вторых, другая возможность уйти от коэффициента 1,5 — когда субъект имеет информацию о возможной утрате в будущем связанного статуса. В таком случае в подаваемом налоговикам уведомлении необходимо указать ожидаемую дату утраты связанного статуса (со ссылкой на соответствующее основание — например, решение о прекращении деятельности в стране-агрессоре). Тогда плательщик освобождается от применения повышающего коэффициента в течение 18 календарных месяцев со дня вступления Закона в силу.

Правда, если с утратой связанного статуса ситуация затягивается, плательщик не позднее 14 месяцев со дня вступления Закона в силу должен подать уведомление о продлении такого срока и сообщить о новом сроке утраты связанного статуса. Порядок рассмотрения такого уведомления определяет КМУ. Однако если будет отказано в продлении такого срока, плательщику придется уточниться и пересчитать налоговые обязательства с применением повышающего коэффициента 1,5 за прошлые периоды начиная с 1 марта 2022 года без начисления самоштрафов при самоисправлениях.

Единый налог для связанных с агрессором закрыт. Плательщикам, связанным со страной-агрессором, запрещено пребывать на упрощенной системе налогообложения (быть единоналожниками). А если по состоянию на 30 июня плательщик со связанным статусом был плательщиком единого налога, то как предусмотрено проектом, с 1 июля 2022 года в плательщики налога на прибыль его переведут автоматически.

Неприбыльные организации. Если статус субъекта, связанного экономическими связями со страной-агрессором, возникнет у неприбыльной организации, это послужит основанием для ее исключения из Реестра НПО и начисления денежного обязательства по налогу на прибыль с учетом требований Кодекса.

Ответственность

Согласно законопроекту за нарушение таких правил для «связанных» субъектов предусмотрена ответственность:

Нарушение:

Ответственность

— неуведомление (несвоевременное уведомление) о приобретении связанного статуса;

— сообщение недостоверной информации о наличии права на освобождение от применения повышающего коэффициента (согласно перечню критериев);

— неприменение повышающего коэффициента при наличии оснований для его применения

штраф в размере 1,5 % от суммы дохода (выручки) плательщика

за каждый период нарушения (в котором налоговые обязательства должны были определяться с применением повышающего коэффициента)

Проверки

Как связанных субъектов будут проверять?

Применение повышающего коэффициента плательщиком (подавшим уведомление о наличии связанного статуса) могут проверить камерально.

Кроме того, наличие у субъекта связанного статуса, уведомление о нем контролирующего органа или право субъекта на освобождение от применения повышающего коэффициента согласно освобождающим критериям может являться предметом документальной внеплановой проверки. Причем для такой проверки установлен особый срок: она не может превышать 90 рабочих дней. А вот при плановой документальной проверке эти вопросы проверять не могут.

Также учтите, что в ходе документальной внеплановой проверки налоговики могут направить плательщику запрос о дате возникновения связанного статуса или о подтверждении права на освобождение от повышающего коэффициента. А если плательщик не ответит на запрос и не предоставит пояснения — присвоят связанный статус самостоятельно или решат, что плательщик не имел права на освобождение.

Причем если внеплановой проверкой будет установлен связанный статус у субъекта (не уведомившего об этом контролеров) или отсутствие права на освобождение от применения повышающего коэффициента, то фискалы смогут доначислить денежное обязательство без учета срока давности (т. е. даже по прошествии 1095 дней).

Ну а еще внеплановую проверку могут провести при выявлении недостоверных данных в декларациях, поданных плательщиком, связанным со страной-агрессором.

Также напомним, что на время военного положения действует мораторий на проверки (п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, подробнее о котором см. «Налоги & бухучет», 2022, № 22). Однако судя из законопроекта, на внеплановые проверки субъектов, связанных с агрессором, он не распространяется (хотя формулировки оставляют желать большей четкости).

Законопроект № 7232 принят за основу. К нему уже есть замечания и предложения. Поэтому ждем окончательного варианта документа.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше