Темы статей
Выбрать темы

Неприбыльные организации: вопросы военного времени

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Военные события затронули всех без исключения плательщиков. Такие условия повлияли и на деятельность неприбыльных организаций (НПО) — на первый план вышли военные вопросы. Ответы на них соберем в статье.

Помощь армии

В связи с военным положением неприбыльная организация оказывает помощь армии и больницам (передаем продукты питания, вещи, перечисляем средства). Не будет ли это считаться нецелевым использованием доходов? Не исключат ли за это из Реестра НПО?

Нет, за такую помощь из Реестра НПО не исключат. Так как

во время военного положения неприбыльные организации могут оказывать помощь для обеспечения обороны страны без ограничений

и, в частности, финансировать расходы, не связанные с уставными целями и направлениями деятельности, определенными уставными документами. То есть даже если этого не предусматривает устав.

Такая возможность предусмотрена п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Им установлено, что на период военного положения НПО может использовать доходы и передавать имущество, оказывать услуги:

армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Государственной пограничной службе, воинским формированиям и объединениям, воинским частям, добровольным формированиям территориальных громад и другим получателям, перечисленным в п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, а также

заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций, а также

— перечислять денежные средства на спецсчета для сбора средств, открытые НБУ.

Так что такая помощь не будет считаться нарушением п. 133.4 НКУ. О том же говорят и налоговики (см. консультацию БЗ 102.04).

К тому же знайте, что операции по предоставлению благотворительной помощи благотворительными и общественными организациями в 2022 году в подсчете 1-миллионного порога для целей НДС-регистрации не учитываются (п.п. 69.12 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Для целей НДС операции по оказанию военной помощи вообще не считаются поставкой (п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Перечисление средств для ВСУ

Может ли НПО (общественная организация) продать товар (бесплатно полученный от предпринимателя-единоналожника группы 2) и перечислить вырученные средства на помощь ВСУ?

Благодаря п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ такая операция возможна и не будет считаться нарушением неприбыльных условий из п. 133.4 НКУ. Правда, для этого уставом общественной организации должны быть определены источники поступлений (доходов) НПО и, в частности, возможность бесплатного получения имущества и доходов от его продажи.

Также заметим, что осуществлять бесплатные передачи (в частности, бесплатно передавать товары НПО) предпринимателям-единоналожникам группы 2 не запрещено. Тем более, что на доходе единоналожника такие операции никак не скажутся и никакого единоналожного дохода (в денежной/материальной/нематериальной форме) не возникнет (БЗ 108.01.02).

В свою очередь, продавать полученное имущество общественной организации не запрещается. Поскольку по общему правилу НПО имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, если профильным законом для нее не установлен соответствующий запрет. А возможность осуществления предпринимательской деятельности общественными организациями прямо допускает п.п. 2 п. 2 ст. 21 Закона Украины «Об общественных объединениях» от 22.03.2012 № 4572-VI (ср. ).

С тем, что нормы НКУ не ограничивают возможность осуществления общественными организациями предпринимательской деятельности, согласны и налоговики (письма ГНСУ от 24.09.2021 № 3564/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 05.05.2021 № 1856/ІПК/99-00-21-02-02-06). Правда, в мирное время полученные средства НПО могла расходовать исключительно на цели, закрепленные в ее уставных документах. Однако в условиях военного положения п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ разрешает направлять их на помощь армии, независимо от уставных целей.

Помощь переселенцам

Может ли НПО помогать переселенцам. Не лишат ли из-за этого неприбыльного статуса?

В связи с военным положением неприбыльные организации могут помогать не только армии, но и переселенцам, не волнуясь о том, предусматривает ли это их устав.

Предоставлять помощь переселенцам разрешает п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ (подкорректированный Законом Украины от 01.04.2022 № 2173-IX). Им предусмотрено, что НПО могут оказывать благотворительную помощь физическим лицам (не являющимся учредителями, участниками таких организаций или связанными с ними лицами), которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия или вынужденным переселенцам, которым пришлось оставить место проживания в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах (и в частности, ставшим на учет в качестве внутренне перемещенных лиц).

Поэтому оказание помощи физлицам с территорий боевых действий или переселенцам не считается нарушением НПО-условий из п. 133.4 НКУ и не может повлечь за собой утрату неприбыльного статуса.

Не подали неприбыльный Отчет

Из-за военных действий не успели сдать неприбыльный Отчет за 2021 год. Будет ли штраф?

Напомним, что подать Отчет за 2021 год неприбыльные организации должны были в течение 60 календарных дней, следующих за отчетным годом (пп. 133.4.7, 49.18.3 НКУ, БЗ 102.04 БЗ), т. е. не позднее 1 марта 2022 года.

За неподачу/несвоевременную подачу неприбыльного Отчета предусмотрен штраф в размере 340 грн, а при повторном нарушении в течение года — штраф в размере 1020 грн (п. 120.1 НКУ). Однако пока финансовая ответственность не применяется, поскольку на карантине по-прежнему продолжает действовать штрафной карантинный мораторий, освобождающий от штрафов (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Кроме того, из-за военных действий введены смягчающие правила. Так, плательщики, которые в связи с военным положением не могут выполнить свои налоговые обязанности (в том числе по подаче налоговой отчетности), освобождаются от ответственности, предусмотренной за это НКУ. Но при условии (!) надлежащего выполнения своих обязанностей в течение 6 месяцев после окончания военного положения (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Поэтому

штраф не применят, даже если отчитаться позже и подать неприбыльный Отчет в течение полугода после прекращения военного положения

Причем это освобождение должно касаться всех плательщиков, даже с территорий, где не ведутся боевые действия (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2022, № 26).

А вот от админответственности освобождений нет. Налоговики в таком случае обычно применяют админштраф за нарушение порядка ведения налогового учета по ст. 1631 КУоАП в размере от 85 до 170 грн. Впрочем, учитывая, что п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ остановил течение всех сроков, определенных НКУ, выходит, что во время действия военного положения нарушить сроки подачи отчетности просто не получится. А потому и применить админответственность за неподачу/несвоевременную подачу отчетности налоговики не смогут.

Привлечение волонтеров

НПО оказывает помощь армии (вещами, медикаментами, продуктами) с привлечением волонтеров. Нужно ли с ними как-то оформить отношения?

Волонтеры — это физические лица, добровольно осуществляющие социально направленную неприбыльную деятельность путем предоставления волонтерской помощи. Волонтерскую деятельность регулирует Закон Украины «О волонтерской деятельности» от 19.04.2011 № 3236-VI (далее — Закон № 3236). Он разрешает неприбыльным организациям привлекать волонтеров в свою деятельность (ч. 1 ст. 5 Закона № 3236).

Организации, привлекающие волонтеров, в частности, имеют право:

— осуществлять деятельность с волонтерами с заключением договора об осуществлении волонтерской деятельности или без него, если это не противоречит требованиям Закона № 3236 (ч. 2 ст. 7 Закона № 3236);

— выдавать волонтерам удостоверение, удостоверяющее их личность и вид волонтерской деятельности. Примерный образец удостоверения волонтера утвержден приказом Минсоцполитики от 29.12.2014 № 1100;

— возмещать расходы волонтеров, связанные с осуществлением волонтерской деятельности (в частности, на проезд, питание, услуги связи и пр.), перечисленные в ст. 11 Закона № 3236. Интересный момент: ч. 2 ст. 11 Закона № 3236 определено, что возмещение таких расходов не является доходом волонтера и базой для обложения НДФЛ и ЕСВ. Но приоритет в вопросах налогообложения имеет все же НКУ. Поэтому расходы, возмещаемые волонтеру, придется облагать НДФЛ и ВС на общих основаниях, на что указывают и налоговики (письмо ГНСУ от 04.12.2019 № 1708/6/99-00-04-07-03-15/ІПК). А вот ЕСВ действительно не будет. Ведь возмещаемые расходы не являются ни зарплатой, ни вознаграждением за выполненные работы, предоставленные услуги по гражданско-правовому договору.

Важно! Волонтер не является работником неприбыльной организации. Поэтому, чтобы исключить всякие попытки расценить отношения НПО с волонтером трудовыми, спокойнее все же заключить договор об осуществлении волонтерской деятельности.

Такой договор заключают в письменной форме. По договору об осуществлении волонтерской деятельности одна сторона (волонтер) обязуется по заданию другой стороны (организации, привлекающей к своей деятельности волонтеров) лично бесплатно оказывать волонтерскую помощь ее получателям в течение установленного в договоре срока, а организация, в свою очередь, обязуется обеспечить волонтеру возможности для осуществления волонтерской деятельности. А также в договоре может оговариваться порядок возмещения волонтеру расходов, связанных с выполнением такого договора (ст. 9 Закона № 3236).

Установление доплаты

Может ли НПО (общественная организация) установить доплату руководителю за выполнение обязанностей временно отсутствующего бухгалтера (бухгалтер в связи с военным положением выехал за границу), если должностной инструкцией выполнение таких обязанностей не предусмотрено?

Да, установить доплату можно, она не приведет к утрате неприбыльного статуса.

Напомним: п.п. 133.4.1 НКУ оговорен ряд условий, которым должна соответствовать неприбыльная организация. Одно из них — запрет на распределение полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, членов органов управления и других связанных с ними лиц, а также работников (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ). Таким образом,

расходы на оплату труда работников разрешены для НПО и не считаются распределением полученных доходов

В свою очередь, доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника является составляющей ФОТ — относится к фонду дополнительной зарплаты (согласно п.п. 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 № 5). То есть такая выплата является зарплатной. А значит, НПО-условия не нарушаются.

С этим согласны и налоговики. Фискалы признают: установление неприбыльной организацией в соответствии с положениями законодательства об оплате труда премий, надбавок, доплат работникам не приводит к нарушению требований п.п. 133.4.1 НКУ о запрете распределения полученных доходов и условий пребывания неприбыльной организации в Реестре НПО (письмо ГНСУ от 17.04.2020 № 1587/6/99-00-07-02-02-06/ІПК).

Помощь членам НПО

Может ли творческий союз выплатить матпомощь своим членам, потратившим собственные средства на обустройство помещения для эвакуации?

Да, членам творческого союза может быть оказана матпомощь. Эта возможность закреплена профильным законодательством — Законом Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» от 07.10.97 № 554/97-ВР.

Как предусмотрено ст. 6 этого Закона, профессиональным творческим работникам — членам творческих союзов гарантируется дополнительная соцзащита. Они могут получать финансовую и другую материальную помощь, доплату к пенсиям, а также пользоваться заведениями здравоохранения творческих союзов, домами творчества, домами-интернатами (пансионатами) для людей пожилого возраста и лиц с инвалидностью в соответствии с уставными документами, материальными и финансовыми возможностями творческого союза.

При этом важно, чтобы оказание матпомощи было предусмотрено уставом. Это послужит подтверждением того, что выплата матпомощи осуществляется в рамках уставной деятельности, вписывается в разрешенные (уставные) расходы и не является распределением доходов НПО, то есть что НПО-условия из п.п. 133.4.2 НКУ не нарушаются. Напомним, что в 2022-м сумма не облагаемой НДФЛ и ВС нецелевой благотворительной матпомощи составляет 3470 грн (п.п. 170.7.3 НКУ).

Заметим, что такая нецелевая благотворительная помощь предоставляется на основании заявления члена творческого союза. Внимание! К заявлению НЕ нужно подкладывать документы, которые подтверждают сумму понесенных расходов. Помните: вы выдаете помощь, а не компенсируете расходы.

И кстати, с тем, что

не считается распределением доходов выплата матпомощи НПО в рамках уставной деятельности,

согласны и налоговики. Поэтому если, к примеру, профсоюз выплачивает матпомощь членам профсоюза, осуществляя такие выплаты в рамках уставной деятельности, то фискалы нарушения в этом не усматривают (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 12.12.2018 № 5204/ІПК/26-15-12-03-11).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше