Темы статей
Выбрать темы

Проверки и ответственность: главные послабления

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Законотворцы на время ВП освободили налогоплательщиков, которые не имеют возможности подать отчетность и уплатить налог, не только от штрафов, но и от определенных видов проверок. От каких именно проверок на время действия военного положения были освобождены субъекты хозяйствования, поговорим дальше.

История моратория на проверки

Налоговые проверки. Законом Украины от 03.03.2022 № 2118-IX законодатели (п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

1) установили мораторий (то есть запрет) на проведение всех проверок налоговыми органами;

2) начатые проверки должны были быть остановлены.

Но в таком виде мораторий просуществовал лишь небольшой промежуток времени. Через несколько дней Законом Украины от 15.03.2022 № 2120-IX законодатели подкорректировали мораторий, который установлен п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Они вывели из-под моратория определенные виды проверок. А именно, разрешлили налоговикам во время действия ВП проводить:

отдельные камеральные проверки. Перечень разрешенных во время действия ВП камеральных проверок был расширен Законом Украины от 24.03.2022 № 2142-ІХ

все фактические проверки.

Все остальные виды проверок, а именно

документальные (плановые, внеплановые, выездные, не выездные и электронные) на время военного положения попали под запрет

Не налоговые проверки. Мораторий на проверки НЕ налоговых органов (например, органов государственного надзора (контроля) и рыночного надзора*), который был введен на время ВП, остался неизменным. То есть на время военного положения проверки в отношении своевременности и полноты подачи любых НЕналоговых отчетов или документов отчетного характера не будут проводиться.

* На это указывает и постановление КМУ от 13.03.2022 № 303 «О прекращении мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения».

Что касается не налоговых проверок по другим причинам, то здесь следует помнить, что и во время ВП действует карантинный мораторий на проверки, установленный п. 3 разд. ІІ Закона № 533. В соответствии с ним запрещается по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина (пока что карантин продолжается до 31.05.2022) проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий в сфере хозяйственной деятельности, кроме госнадзора (контроля):

— за деятельностью субъектов хозяйствования, которые отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска;

— в сфере соблюдения требований в отношении формирования, установления и применения государственных регулируемых цен;

— в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

То есть из этого следует, что пока действует ВП, проверки любых субъектов в отношении своевременности и полноты подачи любых НЕналоговых отчетов или документов отчетного характера не проводится вообще. Это касается проверок отчетности как в случае проведения плановых, так и в случае проведения неплановых проверок.

Что касается плановых проверок (кроме проверок отчетности), то они будут проводиться, только если такая проверка попадает под одно из вышеприведенных требований.

А вот о запрете на внеплановые мероприятия контроля (основания для которых прописаны в ст. 6 Закона № 877), как во время ВП, так и во время карантина законодательство не выдвигает. Из этого следует, что в течение всего моратория (как карантинного, так и военного) могут быть осуществлены внеплановые мероприятия контроля (внеплановые проверки).

Итак, если к вам идут на внеплановую неналоговую проверку, то отказать в доступе на предприятие для ее проведения нельзя. Кроме случаев внеплановых проверок в отношении своевременности и полноты подачи любых отчетов или документов отчетного характера.

Разрешенные камералки

Основы. На сегодняшний день под мораторий на время действия ВП из числа камералок не попадают только:

1) проверки НДС-деклараций или уточняющих расчетов, в которых заявлено бюджетное возмещение по НДС на основе НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН, и таможенных деклараций.

Исключение — только по операциям по поставке: спирта этилового и других спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, сигарет и папирос, сигарилл, а также жидкостей, которые используются в электронных сигаретах;

2) проверок налоговых деклараций плательщиков сельхозЕН.

Отчетность по другим налогам под камеральные проверки во время военного положения не попадает

НДС-декларации. Законодатели не только вывели из-под моратория камералки в отношении проверок определенных НДС-деклараций, но и установили особые правила их проведения в отношении тех деклараций, которые не подпадают под мораторий. Такие камеральные проверки могут быть проведены в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи НДС-деклараций, а если такие документы были предоставлены позже, — за днем их фактического предоставления.

Если же вы подали НДС-декларацию без бюджетного возмещения, например, с задекларированной суммой к уплате или с задекларированным отрицательным значением, то по ним на время военного положения камеральные проверки проводится не будут.

К сведению! Разрешение на проведение камеральных проверок определенных деклараций по НДС говорит о том, что и в военное время плательщики при определенных условиях могут получить бюджетное возмещение по НДС. Но стоит помнить: если вы сформировали налоговый кредит на основе первичных документов (так в период военного положения велит делать п. 322 подразд. 2 разд. ХХ НКУ), то такие суммы к бюджетному возмещению заявлять не следует. О том, что во время действия военного положения можно получить бюджетное возмещение, говорит и п. 69.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (ср. ).

Декларации по сельхозЕН. Особых правил проведения камеральных проверок деклараций по сельхозЕН п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не устанавливает. То есть проводить камералки отчетности по сельхозЕН во время действия ВП нужно в те сроки, что и в мирное время, то есть в течение 30 календарных дней за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы предоставили позже — за днем их фактического предоставления.

Фактические проверки

Основы. Что касается фактических проверок во время ВП, то, к сожалению, под мораторий не попадают все фактические проверки.

Следовательно,

во время ВП налоговики могут провести фактическую проверку любого налогоплательщика.

При этом, чтобы субъекты хозяйствования во время действия военного положения не могли отразиться от таких проверок, сославшись на ковидный мораторий на проверки, который определен п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, законодатели приостановили действие ковидного моратория на время ВП.

Такие изменения дали право налоговикам также продолжить фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены из-за ковидного моратория на проверки.

Причины проведения. Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).

Основания для фактических проверок перечислены в пп. 80.2.1 — 80.2.7 НКУ. В соответствии с ними во время их осуществления налоговики имеют право проверять соблюдение законодательства по вопросам:

1) регулирования оборота наличности;

2) порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций.

Внимание! С 17.03.2022 при осуществлении фактических проверок по поводу контроля за порядком осуществления расчетных операций (то есть, другими словами, использования РРО/ПРРО) фискалы будут осуществлять и проверку возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (ЭПС). То есть во время фактических проверок будут проверять и порядок использования субъектами хозяйствования POS-терминалов;

3) ведения кассовых операций;

4) наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров;

5) соблюдения работодателем законодательства в отношении заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Процедура проведения. Проводится фактическая проверка на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, оформленного приказом. Копия такого приказа вручается плательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки. Без предоставления/предъявления таких документов допускать к проверке налоговиков не стоит (ст. 81 НКУ).

Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

При осуществлении фактических проверок фискалы имеют право проверять периоды, которые уже были проверены, при наличии законодательных оснований для такой проверки.

Длительность фактических проверок не должна превышать 10 суток.

Продолжение срока таких проверок осуществляется по решению руководителя налогового органа не более чем на 5 суток.

После окончания проверки составляется Акт (справка) о результатах фактических проверок. Акт (справка) составляется в 2 экземплярах. Их подписывают должностные лица налоговых органов, которые проводили проверку, и регистрируют не позже следующего рабочего дня после окончания проверки (п. 86.5 НКУ).

Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, которое осуществляло расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (в случае наличия). Подписание акта (справки) таких проверок осуществляется обеими сторонами по месту проведения проверки или в помещении контролирующего органа.

Отрицание к акту фактической проверки и обжалования ее результатов проводятся плательщиком в общем порядке (см. п. 86.7 и п. 56.1 НКУ соответственно). Если решите обжаловать результаты акта, то помните, что на время действия ВП сроки подачи отрицаний и обжалований приостановлены.

При этом поскольку на время действия ВП все сроки остановлены, то получается, что если к вам придут на фактическую проверку, то начисленные обязательства и наложенные штрафы на время военного времени согласованными не станут. А потому можно жалобу на акт фискалов составлять уже после окончания карантина. Хотя никто не запрещает составлять их и во время действия ВП.

Ответственность во время проверки

И хотя на время действия ВП субъекты хозяйствования освобождены от штрафов за невыполнение всех налоговых обязательств, то есть обязательств, определенных НКУ (при условии отсутствия возможности выполнения; см. п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) это не означает, что при выявлении нарушений во время осуществления фактических проверок плательщик налога избежит штрафных санкций.

Все дело в том, что п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не только дает добро на проведение во время ВП фактических проверок, но и устанавливает, что когда при проведении таких проверок будут обнаружены нарушения законодательства, то от ответственности субъекту хозяйствования не скрыться. То есть его накажут по всей строгости закона.

Кроме того, чтобы во время действия ВП субъект не смог спрятаться за какой-либо мораторий на штрафы, законодатели установили, что на нарушения, обнаруженные во время фактических проверок, не распространяется ни:

— мораторий на штрафы, установленный п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на время военного положения;

— мораторий на штрафы, установленный п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на время действия ковидного карантина;

п.п. 112.8.9 НКУ, который освобождает от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений (действие или бездеятельность) в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Поэтому те субъекты хозяйствования, к кому придут с фактической проверкой, должны быть на стороже. Но особенность есть у проверок РРО-обязанностей.

РРО-нарушения

Что касается правил применения РРО-штрафов, то на сегодня на период до прекращения или отмены ВП на территории Украины не применяется ответственность за нарушение требований Закона об РРО, кроме случаев нарушения порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров (п. 12 разд. II Закона об РРО).

Несмотря на некоторую нестыковку с п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, считаем, что во время ВП субъектов хозяйствования могут привлечь к ответственности (то есть применить штраф по ст. 17 Закона об РРО) только за нарушение правил применения РРО/ПРРО при продаже подакцизных товаров.

Так, например, если при продаже подакцизных товаров продавец не выдаст чек РРО/ПРРО, то продавцу угрожает штраф:

— за нарушение, совершенное впервые, в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг);

— за каждое следующее совершенное нарушение — в размере 150 %.

ЕСВ-проверки

Также стоит помнить и о том, что на время ВП и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП будет действовать мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ (п. 923 разд. VIII Закона № 2464).

А документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, начатые до 24.02.2022 и не завершенные, останавливаются по последний календарный день третьего месяца со дня прекращения (отмены) ВП.

Выводы

  • Во время действия ВП налоговики могут проводить только камералки НДС-отчетности с заявленным бюджетным возмещением по НДС и деклараций по сельхозЕН, а также все фактические проверки.
  • Документальные (плановые, внеплановые, выездные, не выездные и электронные) во время военного положения не проводятся.
  • За нарушения, обнаруженные во время фактических проверок, плательщика налога накажут по всей строгости закона. На время ВП на нарушения, обнаруженные во время фактических проверок, освобождение от штрафов не распространяется.
  • За нарушение РРО-законодательства, обнаруженные во время фактических проверок, накажут, только если такие нарушения касаются расчетных операций при продаже подакцизных товаров.
  • На время ВП и в течение 3 месяцев после завершения ВП будет действовать мораторий на проведение документальных ЕСВ-проверок.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше