Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Продажа товаров с наложенным платежом: как провести через РРО/ПРРО

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Август, 2022/№ 58
Печать
Торговля в розницу с наложенным платежом была довольно популярной в мирное время. И сейчас она набирает обороты заново. Когда и как в таких случаях следует применять кассовый аппарат? Как правильно оформить фискальный чек? Систематизируем кое-что из сказанного налоговиками и дадим свои ответы на эти вопросы.

Продажа с наложенным платежом — это разновидность дистанционной торговли товарами, которая классифицируется по коду КВЭД 47.91. Доставку таких товаров осуществляет сторонний перевозчик (почтовый оператор или альтернативная служба доставки). Он же при вручении заказа должен взыскать с покупателя определенную заранее сумму и переслать ее продавцу (почтовым переводом или в безналичной форме).

Кто и когда в таком случае должен выдать чек РРО/ПРРО покупателю?

Финальную точку в длинной истории споров по этому вопросу между налоговиками и плательщиками поставило известное письмо Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504 (подробно о нем читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 3).

Хотя и после его появления налоговики продолжали иногда утверждать, что в случае продажи товаров на условиях наложенного платежа фискальный чек покупателю следует предоставить в момент их продажи (письма ГНСУ от 22.02.2022 № 389/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 10.02.2022 № 323/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 08.02.2022 № 319/ІПК/99-00-07-05-01-06). Чтобы окончательно развеять все сомнения, проанализируем отдельные составляющие торговли с наложкой.

Заказ товара

Его можно осуществить по прайсам (каталогам) через сеть Интернет, путем почтового заказа и по телефону. Поскольку ни одной копейки (ни наличной, ни безналичной) продавец при этом ни от кого не получает, то и о применении РРО в этот момент не может быть и речи.

Передача товара перевозчику

Именно этот этап, когда товар покидает склад продавца, и все риски по доставке товара переходят к перевозчику, налоговики раньше склонны были толковать как расчетную операцию, хотя и без какой-либо аргументации в пользу такого подхода. И вынуждали продавца вкладывать в почтовое отправление расчетный документ установленной законодательством формы и содержания, который подтверждает факт купли-продажи товаров, с указанием в нем формы оплаты «наложенный платеж». Кроме того, соответствующий документ, который подтверждает факт оплаты товара, должен был выдать еще и перевозчик (БЗ 109.02, которая действовала до 01.01.2022).

Позиция же Комитета ВР, которую безоговорочно поддерживаем и мы:

продавец в таком случае вкладывает в почтовое отправление только документы на товар (товарный чек, накладную и тому подобное)

Поэтому налоговикам ничего другого не оставалось, кроме как встать на эту позицию тоже (БЗ 109.02). Иногда они добавляют (и с этим следует согласиться), что в предусмотренных законодательством случаях продавец обязан вложить в почтовое отправление гарантийный талон, технический паспорт или другой документ, который его заменяет (письма ГНСУ от 17.05.2022 № 549/ІПК/99-00-07-05-01-06, № 544/ІПК/99-00-07-05-01-06).

Расчет покупателя с перевозчиком

Если такой расчет осуществляется наличностью или платежной картой, то здесь без РРО уже не обойтись. Однако применять его должен перевозчик, а не продавец.

Обратите внимание! Перевозчик должен выдать фискальный чек не на товар, а на сумму наложки, которую надлежит перечислить продавцу (с возможными комиссиями за такое перечисление), а также на услуги доставки товара. То есть такой чек от перевозчика не будет содержать информацию, какой именно товар продан/доставлен. Документом, который будет свидетельствовать о происхождении того или иного товара, будет расходная накладная, вложенная продавцом в посылку.

Действия продавца ни на одном из этих этапов не будут иметь признаков расчетной операции. Поэтому налоговики теперь приходят к закономерному выводу, что

в случае продажи товара исключительно на условиях наложенного платежа и доставки таких товаров по почте или службами курьерской доставки применение РРО продавцом не является обязательным

Однако расчетом покупателя с перевозчиком все не заканчивается. Ведь перевозчик должен отдать полученные средства продавцу.

Перечисление средств продавцу

В этой части Комитет ВР справедливо отметил, что дальнейшие расчеты осуществляются согласно договору между продавцом и перевозчиком.

Строго говоря, перечисляет средства не всегда перевозчик. На практике средства, полученные как наложка, поступают продавцу или от Укрпочты (национального почтового оператора), или от финучреждения ООО «НоваПей», которое является финансовым посредником службы доставки «Новая почта». Объясняется это тем, что право переводить средства в национальной валюте без открытия счетов дано лишь небанковским финансовым учреждениям или операторам почтовой связи, которые имеют действующую лицензию (постановление Правления НБУ от 17.08.2017 № 80). Но нужен ли здесь РРО?

Казалось бы, вышеприведенная фраза из письма Комитета ВР подчеркивает тот беспрекословный факт, что такие расчеты к договору купли-продажи товара между продавцом и покупателем не имеют никакого отношения, и как следствие, не входят в сферу регулирования Закона об РРО. Точнее, РРОшится только прием наличности для дальнейшего ее перевода, потому что это прямо предусмотрено ст. 3 Закона об РРО. А вот собственно перевод наличности ее получателю расчетной операцией не является, причем независимо от формы выплаты такого перевода.

Однако, по мнению Комитета ВР:

если перевозчик перечисляет средства продавцу на текущий счет, РРО не применяется;

в ином случае (например, если средства поступают почтовым переводом, который продавцу выплачивается наличностью) продавец обязан выдать покупателю фискальный чек на товар путем отправления на электронную почту, мобильный телефон и тому подобное.

А что по этому поводу думают налоговики?

В письме ГНСУ от 16.05.2022 № 535/ІПК/99-00-07-05-01-06 они соглашаются с отсутствием любого участия финансового учреждения в отношениях и выполнении им обязательств в пределах договоров купли-продажи товаров. И отмечают, что перевод средств является отдельной хозяйственной операцией, которая никоим образом не касается договоров купли-продажи, заключенных с покупателями. Однако, как и Комитет,

позволяют не применять РРО только тогда, когда средства поступают на текущий счет продавца с текущего счета финучреждения

Эту же позицию наблюдаем и в БЗ 109.02. Поэтому лучше продавцу, который не имеет желания доказывать свою правоту в суде, получать наложенный платеж исключительно по безналичному расчету. Причем в договоре с финучреждением указывать реквизиты своего текущего счета в формате IBAN, а не предоставлять номер карты-ключ (хотя, как свидетельствует практика, в этом случае комиссия финучреждения может быть меньше, чем при переводах по IBAN-реквизитам). Ведь, опять-таки с подачи Комитета ВР, фискалы утверждают, что оплата по номеру карты продавца будет требовать применения РРО (см., например, письма ГНСУ от 18.05.2022 № 556/ІПК/99-00-07-05-01-06 и от 11.05.2022 № 493/ІПК/99-00-07-05-01-06). Мы категорически против этого, но официальная позиция пока что фискальная.

Однако и это еще не все. Дело в том, что покупатель, который заказал товар на условиях наложки, имеет право после осмотра товара отказаться от его получения без оплаты стоимости такого товара. В этом случае перевозчик обязан вернуть товар продавцу. Надо ли такую операцию проводить через РРО?

Возврат неоплаченного товара продавцу

В свое время фискалы в письме ГНСУ от 27.01.2020 № 301/6/99-00-05-04-01-06/ІПК (наш комментарий к нему см. в «Налоги & бухучет», 2020, № 18) утверждали: продавец должен проводить стоимость такого товара через РРО с распечаткой расходного фискального чека по форме № ФКЧ-2. А вот акт о выдаче средств составлять не надо.

Теперь их подход изменился: если через РРО не проводилась операция по продаже (а выше мы выяснили, что продавцу, который торгует на условиях наложенного платежа, РРО ни к чему), то и

в случае возврата неоплаченного товара применять РРО не нужно

Этот вывод встречаем, в частности, в письмах ГНСУ от 17.05.2022 № 549/ІПК/99-00-07-05-01-06 и от 26.04.2022 № 417/ІПК/99-00-07-05-01-06.

Последний этап — возврат средств за товар, который не подошел по своим потребительским характеристикам (цвету, размеру, фасону и тому подобное), или в гарантийных случаях.

Возврат средств покупателю

Способов такого возврата может быть несколько. Если покупатель сначала уплатил за товар наложку, а потом в обусловленный законодательством срок отказывается от товара, продавец может вернуть средства покупателю:

1) в безналичной форме, перечислив их самостоятельно по реквизитам, предоставленным покупателем. Как объясняют налоговики (БЗ 109.02), если оплата за товар осуществлялась в безналичной форме через учреждение банка (а именно в такой форме наложенный платеж и поступила продавцу, невзирая на то, что финпосреднику покупатель передал наличность), то возврат средств за не полученный товар также осуществляется через учреждение банка, причем в таком случае РРО не применяется;

2) наличностью, хотя фискалы и отрицают возможность наличных возвратов средств за товар, оплаченный безналично (см. консультацию в БЗ 109.02, упомянутую выше). По нашему же мнению, здесь все зависит от договоренности между сторонами договора. Однако имейте в виду, что

выдача наличных средств за товар при его возврате — расчетная операция, которую следует проводить через РРО

При этом не имеет никакого значения то, что продажа товара на условиях наложенного платежа состоялась фактически по безналичному расчету и применения РРО не требовала (подробнее об этом читайте в статье «Продажа безналичная, а возврат за наличные: без РРО нельзя?» в «Налоги & бухучет», 2021, № 73);

3) через перевозчика, точнее, финансового посредника. Такой способ рассматривается в письме ГНСУ от 11.02.2022 № 336/ІПК/99-00-07-05-02-06, где налоговики отмечают, что обязанность относительно применения РРО возникает исключительно в такого финпосредника.

Напоследок — отдельное замечание в отношении ПРРО.

ПРРО при торговле с наложенным платежом

При том многообразии ПРРО, которое есть сейчас на рынке, говорить обобщенно и обо всех сразу нельзя. Здесь все зависит от их разработчиков, поэтому проверяйте все на практике самостоятельно. Как должно быть по закону, мы рассказали вам выше.

А вот что касается «ПРРО Касса», которое предоставляется ГНСУ на безвозмездной основе, можем сослаться на консультацию налоговиков в БЗ 109.20. Там почему-то сказано, что на данное время не реализована возможность проведения через этот ПРРО расчетных операций типа «наложенный платеж». По нашему же мнению, никакой специальной реализации такой возможности никакой ПРРО (и тот, который от налоговиков, в том числе) не требует. Если, конечно, руководствоваться теми указаниями, которые изложены нами выше, а не вымышлены фискалами.

Выводы

  • При отгрузке перевозчику товара, проданного на условиях наложенного платежа, продавец вкладывает в почтовое отправление только документы на товар (товарный чек, накладную и тому подобное), а также в случаях, предусмотренных законодательством, гарантийный талон, техпаспорт или другой документ, его заменяющий.
  • В момент получения суммы наложенного платежа (наличностью или с платежной карты) перевозчик должен выдать покупателю фискальный чек, но не на товар, а на сумму наложенного платежа (с возможными комиссиями), а также на услуги доставки товара.
  • Если перевозчик перечисляет средства продавцу на текущий счет, РРО не применяется. Если же средства поступают почтовым переводом, который продавцу выплачивается наличностью, фискалы вынуждают продавца выдать покупателю фискальный чек на товар, с чем мы согласиться не можем.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше