По традиции рассмотрение «финотчетной» темы начнем с азов. В этом разделе спецвыпуска мы выясним, кто, куда и в какие сроки подает финансовую отчетность, каков «финотчетный комплект» для разных субъектов предпринимательства и какие основные требования к составлению финотчетности нужно соблюдать.
1.1. Кто и кому предоставляет финотчетность
В соответствии со ст. 2 Закона № 996 и п. 1 Порядка № 419 финотчетность за 2021 год обязаны предоставить:
— все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины (независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности);
— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности*.
* Представительств иностранных субъектов хозяйствования в этом спецвыпуске касаться не будем.
Финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность предприятия (кроме субъектов госсектора) составляют в соответствии с (абзац второй п. 2 Порядка № 419)**:
** В зависимости от того, какие из этих стандартов применяет предприятие.
— национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее — НП(С)БУ) или
— международными стандартами финансовой отчетности*** (далее — МСФО).
*** Вопросы составления отчетности по МСФО в этом спецвыпуске не рассматриваем.
В принципе, принять решение о применении МСФО может любое предприятие, которое видит в этом целесообразность (ч. 3 ст. 121 Закона № 996). Однако право выбора есть не у всех. Для отдельных субъектов хозяйствования следование международным стандартам является обязательным. Так, на сегодняшний день МСФО-обязанными являются (ч. 2 ст. 121 Закона № 996 и п. 2 Порядка № 419):
1) предприятия, представляющие общественный интерес, а именно:
— эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на регулируемом рынке капитала или в отношении ценных бумаг которых осуществлено публичное предложение;
— банки;
— страховщики;
— негосударственные пенсионные фонды*;
— прочие финансовые учреждения*;
* Кроме тех, которые относятся к микро- и малым предприятиям (см. табл. 1.1).
— крупные предприятия (см. табл. 1.1);
2) публичные акционерные общества;
3) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях. Это субъекты хозяйствования, осуществляющие виды деятельности, указанные в разделах 05 — 08 секции В «Добывающая промышленность и разработка карьеров» КВЭД-2010 (см. письмо Минфина и Госстата от 14.03.2018 № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18);
4) предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по следующим видам:
— предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД-2010);
— негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД-2010);
— вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД-2010), кроме вспомогательной деятельности в сфере страхования и пенсионного обеспечения (группа 66.2 КВЭД-2010).
Не нашли себя в списке МСФО-обязанных, а по доброй воле применять международные стандарты вы не хотите? Тогда ваш главный ориентир при составлении финансовой отчетности — НП(С)БУ.
Для целей составления финотчетности важно, к какой категории (крупных, средних, малых или микро-) относится предприятие. В табл. 1.1 покажем, по каким критериям разграничивает «масштабность» юрлиц ч. 2 ст. 2 Закона № 996**.
** Указанные критерии не касаются бюджетных учреждений.
Таблица 1.1. Классификация предприятий в соответствии с Законом № 996
Категория предприятия | Критерии оценки за год, предшествующий отчетному* | ||
Балансовая стоимость активов, евро** | Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро** | Среднее количество работников***, человек | |
Микропредприятия | До 350 тыс. | До 700 тыс. | До 10 |
Малые | До 4 млн | До 8 млн | До 50 |
Средние | До 20 млн | До 40 млн | До 250 |
Крупные | Свыше 20 млн | Свыше 40 млн | Свыше 250 |
* Вновь созданные предприятия для определения своей группы применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности. ** По среднегодовому курсу НБУ (см. www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls). *** Для его расчета используют Инструкцию № 286 (см. спецвыпуск «Налоги & бухучет», 2020, № 77, с. 15). |
Для отнесения предприятия к определенной категории показатели финотчетности за предыдущий год должны соответствовать одновременно как минимум двум критериям.
А как действовать, если по трем критериям предприятие попало в три разных категории
Выбирайте золотую середину. Например, юрлицо по количеству наемных работников является микропредприятием, по стоимости активов — малым, а по сумме дохода — средним (или крупным). В этом случае предприятие будет считаться малым (см. «Налоги & бухучет», 2018, № 103, с. 2).
Учтите: если предприятие, попавшее в определенную категорию, в течение 2 лет подряд не будет соответствовать установленным для нее критериям, следует сменить эту категорию.
Субъекты хозяйствования, контролирующие другие предприятия (материнские предприятия), кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, должны составить и предоставить консолидированную финансовую отчетность за 2021 год в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (ч. 1 ст. 12 Закона № 996).
Но! Такие предприятия (кроме представляющих общественный интерес) могут не подавать консолидированную финотчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финотчетности не превышают двух из трех таких критериев*:
* Заметим, что законопроектом № 6244 (см. по ссылке: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=73098) планируется освободить от обязанности подачи и обнародовании консолидированной финотчетности также средние группы предприятий (см. табл. 1.1), кроме тех, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес.
— балансовая стоимость активов — до 4 млн евро;
— чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 8 млн евро;
— среднее количество работников — до 50 человек.
Также, кроме собственной отчетности, консолидированную финансовую отчетность за 2021 год должны составить и предоставить объединения предприятий. В такую отчетность включают информацию по всем предприятиям, которые входят в состав объединений, если это предусмотрено учредительными документами таких объединений в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 12 Закона № 996).
Годовую финансовую отчетность предприятия обязаны подать (ч. 1 ст. 14 Закона № 996 и абзац первый п. 2 Порядка № 419):
— органам, к сфере управления которых они относятся;
— трудовым коллективам по их требованию;
— собственникам (учредителям) согласно учредительным документам;
— органам государственной власти и другим пользователям в соответствии с законодательством, к которым относятся, в частности, органы государственной статистики и органы ГНСУ.
На необходимость подачи плательщиками налога на прибыль квартальной и/или годовой финансовой отчетности в орган ГНСУ вместе с соответствующей декларацией по этому налогу указывают п. 46.2 НКУ и абзац четырнадцатый п. 2 Порядка № 419. Делают это по правилам, предусмотренным НКУ. Кроме того, финотчетность налоговикам обязаны предоставить неприбыльные предприятия, учреждения и организации. Причем в настоящее время финансовая отчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью (абзац третий п. 46.2 НКУ). А вот единоналожники групп 3 и 4 от предоставления финотчетности в органы ГНСУ освобождены.
Важно помнить, что некоторые предприятия законодательство обязывает обнародовать свою финотчетность. Кого именно это касается, расскажем далее.
1.2. Обнародование годовой финансовой отчетности
Кто и в какие сроки должен обнародовать свою годовую финотчетность (годовую консолидированную финансовую отчетность), устанавливает ч. 3 ст. 14 Закона № 996.
Для наглядности мы привели эту информацию в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Сроки и порядок обнародования финотчетности
Вид предприятия | Сроки обнародования | Порядок обнародования |
Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг) | Не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом | Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме) или другим способом в случаях, определенных законодательством |
Публичные акционерные общества | ||
Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке | ||
Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях | ||
Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг | Не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом | Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме) |
Средние предприятия | ||
Прочие финучреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям |
Приведенный в табл. 1.2 перечень — исчерпывающий. Все прочие предприятия обнародовать свою финансовую отчетность не обязаны. Но! За них это сделают другие. Дело в том, что с 28.04.2021 был расширен перечень данных, подлежащих обнародованию субъектами властных полномочий (см. приложение к Положению № 835). В него попала и финансовая отчетность компаний. Таким образом, на сегодняшний день обнародовать должны:
— Госстат — финансовую отчетность компаний, составляемую и подаваемую в соответствии с Законом № 996;
— ГНСУ — финансовую отчетность (Баланс и Отчет о финрезультатах), поданную как приложение к годовой налоговой отчетности в соответствии с п. 46.2 НКУ.
Так что финансовая отчетность абсолютно любого предприятия (независимо от размера — крупного/среднего/малого/микро-) так или иначе будет размещена в открытом доступе.
Обратите внимание: предприятия, которые обязаны обнародовать финотчетность, должны раскрывать в примечаниях к годовой финотчетности гораздо больше информации, чем остальные юрлица (см. раздел 6). Кроме того, они подают форму № 6 (см. раздел 7).
Важно! Нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом грозит административной ответственностью (см. табл. 1.4 9).
1.3. Отчетный период и сроки предоставления
Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год* (ч. 1 ст. 13 Закона № 996).
* Напомним: все предприятия, за исключением микропредприятий, непредпринимательских обществ (кроме МСФО-обязанных) и предприятий — единоналожников группы 3, подают также промежуточную финансовую отчетность за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия финотчетность может составляться за другие периоды.
У вновь созданных предприятий первый отчетный период может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев (ч. 2 ст. 13 Закона № 996). Следовательно, предприятия, которые были зарегистрированы в период с 1 октября по 31 декабря 2021 года, годовую финансовую отчетность за этот период могут не подавать.
Но! На практике это осуществить не получится у плательщиков налога на прибыль. Дело в том, что им все равно придется подать финотчетность в органы ГНСУ за период начиная с даты, на которую приходится начало учета новообразованного субъекта хозяйствования как плательщика налога, и заканчивая последним календарным днем налогового (отчетного) периода, в котором произошла постановка на учет (см. письмо Минфина от 21.02.2017 № 11130-02-2/4779).
Обратите внимание: порядок и сроки подачи годовой финотчетности, регламентируемые Порядком № 419, с 28.09.2021 претерпели некоторые изменения.
«Обычную» годовую финансовую отчетность в составе Отчета о финансовом состоянии (Баланса) и Отчета о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (Отчета о финансовых результатах) абсолютно все субъекты хозяйствования подают в органы государственной статистики не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка № 419).
Далее предприятия, обнародующие свою финансовую отчетность (кто к ним относится, см. в табл. 1.2), должны также подать полный комплект* финотчетности вместе с аудиторским заключением в следующие сроки:
* Из чего он состоит для предприятий, применяющих НП(С)БУ, см. в табл. 1.3.
— средние предприятия (не применяющие МСФО) в органы Госстата — не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;
— предприятия, отчитывающиеся по МСФО, в Центр сбора финотчетности — в сроки, предусмотренные для обнародования финотчетности (см. табл. 1.2)
Если предельный срок подачи финотчетности приходится на нерабочий день, такой срок переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419)
Что касается консолидированной финотчетности, то юрлица, имеющие дочерние предприятия, предоставляют ее соответствующим пользователям не позднее сроков, предусмотренных законодательством для ее обнародования (до 30 апреля либо до 1 июня года, следующего за отчетным, — см. табл. 1.2). А вот объединения предприятий подают консолидированную годовую финотчетность (если это предусмотрено учредительными документами) не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (п. 8 Порядка № 419).
Теперь о сроках предоставлении финотчетности налоговикам. После внесения изменений в Порядок № 419 по ним появилась некоторая неопределенность.
Так, согласно абзацу шестому п. 5 Порядка № 419 годовую финансовую отчетность в органы ГНСУ следует предоставлять в сроки, предусмотренные НКУ.
В свою очередь, в соответствии с п. 46.2 НКУ плательщики налога на прибыль (кроме юрлиц, обязанных обнародовать финотчетность, — см. табл. 1.2) должны подавать годовую финансовую отчетность вместе с налоговой декларацией (в порядке, предусмотренном для ее предоставления). То есть в течение 60 календарных дней (см. п.п. 49.18.6 НКУ), следующих за последним днем отчетного (налогового) года (за 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года).
Что касается плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать финотчетность, то они согласно абзацам второму и четвертому п. 46.2 НКУ до 01.03.2022 должны подать в орган ГНСУ только Баланс и Отчет о финансовых результатах (еще не проверенные аудитором). Полный комплект финотчетности (уже проверенной) они подают налоговикам не позднее 10 июня года, следующего за отчетным**, т. е. за 2021 год — не позднее 10.06.2022.
** Исходя из разъяснений налоговиков (см., в частности, письма ГНСУ от 02.07.2021 № 2586/ІПК/99-00-21-02-01-06 и от 09.06.2020 № 2356/6/99-00-05-05-02-06/ІПК, консультацию из подкатегории 102.20.01 БЗ) вместе с отчетностью придется подать и аудиторское заключение, хотя из п. 46.2 НКУ такая обязанность не следует.
В то же время абзацы первый и второй п. 5 Порядка № 419 требуют, чтобы плательщики налога на прибыль подавали налоговикам Баланс и Отчет о финансовых результатах не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным (а не в сроки, установленные НКУ).
Как видите, «налоговые» сроки подачи финотчетности в разных абзацах п. 5 Порядка № 419 отличаются. ☹
Но если вы своевременно (не позднее 28 февраля) отправите годовую финотчетность органам статистики в электронном виде (через «Единое окно»), ее «увидят» и налоговики. То есть в любом случае не будет нарушения сроков предоставления финансовой отчетности. При этом нет проблемы в том, что финотчетность в электронном виде как приложение к декларации по налогу на прибыль налоговики получат раньше, чем саму декларацию.
Датой предоставления финансовой отчетности считают день ее фактической передачи по назначению, а если она направляется по почте — дату получения адресатом, указанную на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата (абзац первый п. 4 Порядка № 419).
1.4. Состав годовой финансовой отчетности
Финансовая отчетность бывает двух видов: полная и сокращенная.
Полную финотчетность подают все предприятия, применяющие национальные стандарты, кроме бюджетных учреждений и предприятий, подающих в соответствии с законодательством сокращенную финотчетность. Ее состав определен п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 1.
Сокращенную по показателям финансовую отчетность подают (ч. 3 ст. 11 Закона № 996, п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1, п. 2 разд. І НП(С)БУ 25)*:
* Кроме МСФО-обязанных предприятий.
— микропредприятия;
— малые предприятия;
— непредпринимательские общества;
— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
— предприятия, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, т. е. юрлица — единоналожники группы 3 (п. 44.2 НКУ).
В свою очередь, сокращенная финотчетность подразделяется еще на два вида: финотчетность малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м) и финотчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс). Соответствующие формы и порядок их составления приведены в НП(С)БУ 25.
Состав финотчетности-2021 для различных субъектов хозяйствования представлен вашему вниманию в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Состав годовой финансовой отчетности
Субъекты хозяйствования | Состав годовой финансовой отчетности |
Малые предприятия (кроме единоналожников группы 3) | Финансовая отчетность малого предприятия: 1) форма № 1-м «Баланс»; 2) форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах» |
Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности | |
Микропредприятия | Финансовая отчетность микропредприятия: 1) форма № 1-мс «Баланс»; 2) форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах» |
Единоналожники группы 3 (независимо от того, в какую категорию предприятий они попадают) | |
Непредпринимательские общества* | |
Прочие предприятия, применяющие НП(С)БУ | Полный комплект финотчетности: 1) форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»; 2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»; 3) форма № 3 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)» либо форма № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)»; 4) форма № 4 «Отчет о собственном капитале»; 5) форма № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности»; 6) форма № 6 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам» |
* Учтите: налоговики абсолютно необоснованно хотят видеть вместе с отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации полный комплект финотчетности, за исключением случаев, когда это бюджетное учреждение, микро- или малое предприятие (см. разъяснение из подкатегории 102.20.02 БЗ). Подробнее — в «Налоги & бухучет», 2020, № 9, с. 18. |
Обратите внимание: субъектам, применяющим НП(С)БУ 25, дана возможность выбора. Так, согласно п. 2 разд. II НП(С)БУ 1 такие предприятия могут самостоятельно определять целесообразность составления полноформатной финотчетности, приведенной в упомянутом стандарте. То есть они сами решают, по какой форме финотчетности (сокращенной или полной) им отчитываться.
Но учтите: выбрать можно только между сокращенной и полной финотчетностью. Поменять малые формы на микро- и наоборот нельзя. Этого не предусматривает ни один нормативный документ.
Имейте в виду: вместе с годовой финотчетностью за 2021 год крупные и средние предприятия* обязаны подать еще и Отчет об управлении (консолидированный Отчет об управлении). Его форму предприятия разрабатывают самостоятельно — нормативными документами она не установлена. Методические рекомендации по составлению такого Отчета утверждены приказом № 982. Подробнее см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 8, с. 10; 2021, № 21, с. 9.
* Средние предприятия вправе не отражать в таком Отчете нефинансовую информацию (ч. 7 ст. 11 Закона № 996, абзац восьмой п. 2 Порядка № 419).
Кроме того, предприятия, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях или заготовку древесины** и при этом представляют общественный интерес (см. подраздел 1.1), должны подавать Отчет о платежах в пользу государства (консолидированный Отчет о платежах в пользу государства).
** В соответствии с письмом Минфина и Госстата от 14.03.2018 № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18 это предприятия, осуществляющие деятельность, предусмотренную классом 02.20 «Лесозаготовки» раздела 02 секции А КВЭД-2010.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, раскрывают свои отчеты (консолидированные отчеты) о платежах в пользу государства ежегодно, не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным периодом, и обеспечивают, чтобы такие отчеты оставались публично открытыми в течение как минимум 3 лет (ч. 1 ст. 12 Закона № 2545). Формы таких отчетов утверждены постановлением КМУ от 23.09.2020 № 858.
Заготовители древесины, представляющие общественный интерес, Отчет о платежах в пользу государства должны предоставлять вместе с годовой финансовой отчетностью (п. 2 Порядка № 419). Форма Отчета и порядок его составления утверждены приказом Минфина от 13.08.2020 № 499.
Имейте в виду: подавать вышеупомянутые отчеты в органы ГНСУ налоговики не требуют (см. разъяснение из подкатегории 102.20.02 БЗ).
1.5. Правила составления финотчетности
Здесь приведем основные принципы и правила подготовки финотчетности.
1. Финансовую отчетность составляют в денежной единице Украины — гривне (ст. 5 Закона № 996). Однако по требованию пользователей она может быть дополнительно пересчитана в инвалюту.
2. Формы полноформатной финотчетности заполняют в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение — раздел IV формы № 2. Его составляют в гривнях с копейками.
Формы сокращенной финотчетности составляют в тысячах гривень с одним десятичным знаком.
3. При составлении финансовой отчетности недопустимо сворачивать статьи активов и обязательств, доходов и расходов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ или МСФО (п. 3 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 5 разд. I НП(С)БУ 25).
4. Показатели о налоге на прибыль, расходах и убытках, вычетах из дохода, выбытии средств, уменьшении составляющих собственного капитала приводят в скобках (п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1).
5. Предприятия могут не приводить статьи, по которым отсутствует информация к раскрытию. Исключение — случаи, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде (п. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1).
6. При составлении полноформатной финотчетности можно добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня дополнительных статей (см. приложение 3 к НП(С)БУ 1). Но учтите:
для этого необходимо, чтобы информация была существенной, а оценка статьи могла быть достоверно определена
7. В финансовую отчетность включают показатели деятельности филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия (п. 6 разд. ІІ НП(С)БУ 1).
8. Показатели годовой финансовой отчетности подтверждают результатами предварительно проведенной инвентаризации активов и обязательств* (ст. 10 Закона № 996 и п. 12 Порядка № 419).
9. Финотчетность подписывается руководителем (собственником) предприятия или уполномоченным лицом в определенном законодательством порядке и бухгалтером либо лицом, обеспечивающим ведение бухгалтерского учета предприятия.
Если бухучет на предприятии ведет юрлицо, осуществляющее деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудита, финотчетность подписывают руководитель предприятия (или уполномоченное им лицо), а также руководитель аудиторской/бухгалтерской фирмы (или уполномоченное им лицо). Такой порядок предусмотрен ч. 1 ст. 11 Закона № 996. Правда, в самих формах финотчетности эта возможность пока не реализована.
Финансовую отчетность предприятия, представляющего общественный интерес, подписывают руководитель (или уполномоченное им лицо) и главный бухгалтер.
1.6. Ответственность за нарушение порядка предоставления финотчетности
Когда могут привлекаться к ответственности должностные лица предприятия за нарушение порядка предоставления и обнародования финотчетности и каковы на сегодняшний день размеры админштрафов за такие нарушения, расскажем в табл. 1.4.
Таблица 1.4. Административная ответственность
№ п/п | Вид правонарушения | Штрафные санкции | Норма КУоАП |
1 | Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей | Штраф в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (от 136 до 255 грн)* | |
2 | Совершение действий, перечисленных в стр. 1 этой таблицы, лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из таких правонарушений | Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн)* | |
* Применяют исключительно к предприятиям, связанным с бюджетными средствами, поскольку карательными функциями в этом случае наделены органы Госаудитслужбы (ст. 2341 КУоАП). | |||
3 | Нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом | Штраф в размере от 1000 до 2000 ннмдг (от 17000 до 34000 грн)* | |
4 | Совершение действия, указанного в стр. 3 этой таблицы, лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такое правонарушение | Штраф в размере от 2000 до 3000 ннмдг (от 34000 до 51000 грн)* | |
* В общем случае указанные штрафы на субъектов хозяйствования, которые обязаны обнародовать свою финотчетность вместе с аудиторским отчетом (кроме банков, небанковских финучреждений и эмитентов ценных бумаг), налагает Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП). | |||
5 | Непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией, либо с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета | Штраф в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн)* | |
6 | Действия, перечисленные в стр. 5 этой таблицы, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания | Штраф в размере от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн)* | |
* Налагают органы Госстата за непредоставление им финотчетности (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 № 16-1-67). |
Ваше предприятие — плательщик налога на прибыль или неприбыльщик? Тогда помните, что на сегодняшний день финансовая отчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью (абзац третий п. 46.2 НКУ). В случае неподачи в орган ГНСУ финотчетности налоговая отчетность не признается налоговой декларацией. Следовательно, неподача налоговикам финансовой отчетности чревата наложением на предприятие штрафа, установленного п. 120.1 НКУ*. Он составляет 340 грн за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление. В случае совершения тех же действий налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, санкция составит уже 1020 грн.
Но есть и положительный момент: админответственности в этом случае не будет, поскольку КУоАП не предусмотрено право органов ГНСУ составлять админпротоколы за непредоставление или несвоевременное предоставление финотчетности.
Выводы
- Микро- и малые предприятия, непредпринимательские общества, представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности и единоналожники группы 3 имеют право составлять и подавать сокращенную по показателям финансовую отчетность.
- Финансовую отчетность составляют в денежной единице Украины — гривне.
- Финансовая отчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью.
- Неподача финотчетности в органы статистики и налоговикам, а также нарушение порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом грозят штрафными санкциями.