Темы статей
Выбрать темы

1. годовая финотчетность: прицел на базовые знания

По традиции рассмотрение «финотчетной» темы начнем с азов. В этом разделе спецвыпуска мы выясним, кто, куда и в какие сроки подает финансовую отчетность, каков «финотчетный комплект» для разных субъектов предпринимательства и какие основные требования к составлению финотчетности нужно соблюдать.

1.1. Кто и кому предоставляет финотчетность

В соответствии со ст. 2 Закона № 996 и п. 1 Порядка № 419 финотчетность за 2021 год обязаны предоставить:

— все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины (независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности);

— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности*.

* Представительств иностранных субъектов хозяйствования в этом спецвыпуске касаться не будем.

Финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность предприятия (кроме субъектов госсектора) составляют в соответствии с (абзац второй п. 2 Порядка № 419)**:

** В зависимости от того, какие из этих стандартов применяет предприятие.

— национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее — НП(С)БУ) или

— международными стандартами финансовой отчетности*** (далее — МСФО).

*** Вопросы составления отчетности по МСФО в этом спецвыпуске не рассматриваем.

В принципе, принять решение о применении МСФО может любое предприятие, которое видит в этом целесообразность (ч. 3 ст. 121 Закона № 996). Однако право выбора есть не у всех. Для отдельных субъектов хозяйствования следование международным стандартам является обязательным. Так, на сегодняшний день МСФО-обязанными являются (ч. 2 ст. 121 Закона № 996 и п. 2 Порядка № 419):

1) предприятия, представляющие общественный интерес, а именно:

— эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на регулируемом рынке капитала или в отношении ценных бумаг которых осуществлено публичное предложение;

— банки;

— страховщики;

— негосударственные пенсионные фонды*;

— прочие финансовые учреждения*;

* Кроме тех, которые относятся к микро- и малым предприятиям (см. табл. 1.1).

крупные предприятия (см. табл. 1.1);

2) публичные акционерные общества;

3) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях. Это субъекты хозяйствования, осуществляющие виды деятельности, указанные в разделах 05 — 08 секции В «Добывающая промышленность и разработка карьеров» КВЭД-2010 (см. письмо Минфина и Госстата от 14.03.2018 № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18);

4) предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по следующим видам:

— предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД-2010);

— негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД-2010);

— вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД-2010), кроме вспомогательной деятельности в сфере страхования и пенсионного обеспечения (группа 66.2 КВЭД-2010).

Не нашли себя в списке МСФО-обязанных, а по доброй воле применять международные стандарты вы не хотите? Тогда ваш главный ориентир при составлении финансовой отчетности — НП(С)БУ.

Для целей составления финотчетности важно, к какой категории (крупных, средних, малых или микро-) относится предприятие. В табл. 1.1 покажем, по каким критериям разграничивает «масштабность» юрлиц ч. 2 ст. 2 Закона № 996**.

** Указанные критерии не касаются бюджетных учреждений.

Таблица 1.1. Классификация предприятий в соответствии с Законом № 996

Категория предприятия

Критерии оценки за год, предшествующий отчетному*

Балансовая стоимость активов, евро**

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро**

Среднее количество работников***, человек

Микропредприятия

До 350 тыс.

До 700 тыс.

До 10

Малые

До 4 млн

До 8 млн

До 50

Средние

До 20 млн

До 40 млн

До 250

Крупные

Свыше 20 млн

Свыше 40 млн

Свыше 250

* Вновь созданные предприятия для определения своей группы применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности.

** По среднегодовому курсу НБУ (см. www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).

*** Для его расчета используют Инструкцию № 286 (см. спецвыпуск «Налоги & бухучет», 2020, № 77, с. 15).

Для отнесения предприятия к определенной категории показатели финотчетности за предыдущий год должны соответствовать одновременно как минимум двум критериям.

А как действовать, если по трем критериям предприятие попало в три разных категории

Выбирайте золотую середину. Например, юрлицо по количеству наемных работников является микропредприятием, по стоимости активов — малым, а по сумме дохода — средним (или крупным). В этом случае предприятие будет считаться малым (см. «Налоги & бухучет», 2018, № 103, с. 2).

Учтите: если предприятие, попавшее в определенную категорию, в течение 2 лет подряд не будет соответствовать установленным для нее критериям, следует сменить эту категорию.

Субъекты хозяйствования, контролирующие другие предприятия (материнские предприятия), кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, должны составить и предоставить консолидированную финансовую отчетность за 2021 год в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (ч. 1 ст. 12 Закона № 996).

Но! Такие предприятия (кроме представляющих общественный интерес) могут не подавать консолидированную финотчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финотчетности не превышают двух из трех таких критериев*:

* Заметим, что законопроектом № 6244 (см. по ссылке: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=73098) планируется освободить от обязанности подачи и обнародовании консолидированной финотчетности также средние группы предприятий (см. табл. 1.1), кроме тех, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес.

— балансовая стоимость активов — до 4 млн евро;

— чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 8 млн евро;

— среднее количество работников — до 50 человек.

Также, кроме собственной отчетности, консолидированную финансовую отчетность за 2021 год должны составить и предоставить объединения предприятий. В такую отчетность включают информацию по всем предприятиям, которые входят в состав объединений, если это предусмотрено учредительными документами таких объединений в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 12 Закона № 996).

Годовую финансовую отчетность предприятия обязаны подать (ч. 1 ст. 14 Закона № 996 и абзац первый п. 2 Порядка № 419):

— органам, к сфере управления которых они относятся;

— трудовым коллективам по их требованию;

— собственникам (учредителям) согласно учредительным документам;

— органам государственной власти и другим пользователям в соответствии с законодательством, к которым относятся, в частности, органы государственной статистики и органы ГНСУ.

На необходимость подачи плательщиками налога на прибыль квартальной и/или годовой финансовой отчетности в орган ГНСУ вместе с соответствующей декларацией по этому налогу указывают п. 46.2 НКУ и абзац четырнадцатый п. 2 Порядка № 419. Делают это по правилам, предусмотренным НКУ. Кроме того, финотчетность налоговикам обязаны предоставить неприбыльные предприятия, учреждения и организации. Причем в настоящее время финансовая отчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью (абзац третий п. 46.2 НКУ). А вот единоналожники групп 3 и 4 от предоставления финотчетности в органы ГНСУ освобождены.

Важно помнить, что некоторые предприятия законодательство обязывает обнародовать свою финотчетность. Кого именно это касается, расскажем далее.

1.2. Обнародование годовой финансовой отчетности

Кто и в какие сроки должен обнародовать свою годовую финотчетность (годовую консолидированную финансовую отчетность), устанавливает ч. 3 ст. 14 Закона № 996.

Для наглядности мы привели эту информацию в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Сроки и порядок обнародования финотчетности

Вид предприятия

Сроки обнародования

Порядок обнародования

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг)

Не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме) или другим способом в случаях, определенных законодательством

Публичные акционерные общества

Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг

Не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)

Средние предприятия

Прочие финучреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям

Приведенный в табл. 1.2 перечень — исчерпывающий. Все прочие предприятия обнародовать свою финансовую отчетность не обязаны. Но! За них это сделают другие. Дело в том, что с 28.04.2021 был расширен перечень данных, подлежащих обнародованию субъектами властных полномочий (см. приложение к Положению № 835). В него попала и финансовая отчетность компаний. Таким образом, на сегодняшний день обнародовать должны:

— Госстат — финансовую отчетность компаний, составляемую и подаваемую в соответствии с Законом № 996;

— ГНСУ — финансовую отчетность (Баланс и Отчет о финрезультатах), поданную как приложение к годовой налоговой отчетности в соответствии с п. 46.2 НКУ.

Так что финансовая отчетность абсолютно любого предприятия (независимо от размера — крупного/среднего/малого/микро-) так или иначе будет размещена в открытом доступе.

Обратите внимание: предприятия, которые обязаны обнародовать финотчетность, должны раскрывать в примечаниях к годовой финотчетности гораздо больше информации, чем остальные юрлица (см. раздел 6). Кроме того, они подают форму № 6 (см. раздел 7).

Важно! Нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом грозит административной ответственностью (см. табл. 1.4 9).

1.3. Отчетный период и сроки предоставления

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год* (ч. 1 ст. 13 Закона № 996).

* Напомним: все предприятия, за исключением микропредприятий, непредпринимательских обществ (кроме МСФО-обязанных) и предприятий — единоналожников группы 3, подают также промежуточную финансовую отчетность за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия финотчетность может составляться за другие периоды.

У вновь созданных предприятий первый отчетный период может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев (ч. 2 ст. 13 Закона № 996). Следовательно, предприятия, которые были зарегистрированы в период с 1 октября по 31 декабря 2021 года, годовую финансовую отчетность за этот период могут не подавать.

Но! На практике это осуществить не получится у плательщиков налога на прибыль. Дело в том, что им все равно придется подать финотчетность в органы ГНСУ за период начиная с даты, на которую приходится начало учета новообразованного субъекта хозяйствования как плательщика налога, и заканчивая последним календарным днем налогового (отчетного) периода, в котором произошла постановка на учет (см. письмо Минфина от 21.02.2017 № 11130-02-2/4779).

Обратите внимание: порядок и сроки подачи годовой финотчетности, регламентируемые Порядком № 419, с 28.09.2021 претерпели некоторые изменения.

«Обычную» годовую финансовую отчетность в составе Отчета о финансовом состоянии (Баланса) и Отчета о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (Отчета о финансовых результатах) абсолютно все субъекты хозяйствования подают в органы государственной статистики не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка № 419).

Далее предприятия, обнародующие свою финансовую отчетность (кто к ним относится, см. в табл. 1.2), должны также подать полный комплект* финотчетности вместе с аудиторским заключением в следующие сроки:

* Из чего он состоит для предприятий, применяющих НП(С)БУ, см. в табл. 1.3.

средние предприятия (не применяющие МСФО) в органы Госстата — не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;

предприятия, отчитывающиеся по МСФО, в Центр сбора финотчетности — в сроки, предусмотренные для обнародования финотчетности (см. табл. 1.2)

Если предельный срок подачи финотчетности приходится на нерабочий день, такой срок переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419)

Что касается консолидированной финотчетности, то юрлица, имеющие дочерние предприятия, предоставляют ее соответствующим пользователям не позднее сроков, предусмотренных законодательством для ее обнародования (до 30 апреля либо до 1 июня года, следующего за отчетным, — см. табл. 1.2). А вот объединения предприятий подают консолидированную годовую финотчетность (если это предусмотрено учредительными документами) не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (п. 8 Порядка № 419).

Теперь о сроках предоставлении финотчетности налоговикам. После внесения изменений в Порядок № 419 по ним появилась некоторая неопределенность.

Так, согласно абзацу шестому п. 5 Порядка № 419 годовую финансовую отчетность в органы ГНСУ следует предоставлять в сроки, предусмотренные НКУ.

В свою очередь, в соответствии с п. 46.2 НКУ плательщики налога на прибыль (кроме юрлиц, обязанных обнародовать финотчетность, — см. табл. 1.2) должны подавать годовую финансовую отчетность вместе с налоговой декларацией (в порядке, предусмотренном для ее предоставления). То есть в течение 60 календарных дней (см. п.п. 49.18.6 НКУ), следующих за последним днем отчетного (налогового) года (за 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года).

Что касается плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать финотчетность, то они согласно абзацам второму и четвертому п. 46.2 НКУ до 01.03.2022 должны подать в орган ГНСУ только Баланс и Отчет о финансовых результатах (еще не проверенные аудитором). Полный комплект финотчетности (уже проверенной) они подают налоговикам не позднее 10 июня года, следующего за отчетным**, т. е. за 2021 год — не позднее 10.06.2022.

** Исходя из разъяснений налоговиков (см., в частности, письма ГНСУ от 02.07.2021 № 2586/ІПК/99-00-21-02-01-06 и от 09.06.2020 № 2356/6/99-00-05-05-02-06/ІПК, консультацию из подкатегории 102.20.01 БЗ) вместе с отчетностью придется подать и аудиторское заключение, хотя из п. 46.2 НКУ такая обязанность не следует.

В то же время абзацы первый и второй п. 5 Порядка № 419 требуют, чтобы плательщики налога на прибыль подавали налоговикам Баланс и Отчет о финансовых результатах не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным (а не в сроки, установленные НКУ).

Как видите, «налоговые» сроки подачи финотчетности в разных абзацах п. 5 Порядка № 419 отличаются. ☹

Но если вы своевременно (не позднее 28 февраля) отправите годовую финотчетность органам статистики в электронном виде (через «Единое окно»), ее «увидят» и налоговики. То есть в любом случае не будет нарушения сроков предоставления финансовой отчетности. При этом нет проблемы в том, что финотчетность в электронном виде как приложение к декларации по налогу на прибыль налоговики получат раньше, чем саму декларацию.

Датой предоставления финансовой отчетности считают день ее фактической передачи по назначению, а если она направляется по почте — дату получения адресатом, указанную на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата (абзац первый п. 4 Порядка № 419).

1.4. Состав годовой финансовой отчетности

Финансовая отчетность бывает двух видов: полная и сокращенная.

Полную финотчетность подают все предприятия, применяющие национальные стандарты, кроме бюджетных учреждений и предприятий, подающих в соответствии с законодательством сокращенную финотчетность. Ее состав определен п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 1.

Сокращенную по показателям финансовую отчетность подают (ч. 3 ст. 11 Закона № 996, п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1, п. 2 разд. І НП(С)БУ 25)*:

* Кроме МСФО-обязанных предприятий.

— микропредприятия;

— малые предприятия;

— непредпринимательские общества;

— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности;

— предприятия, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, т. е. юрлица — единоналожники группы 3 (п. 44.2 НКУ).

В свою очередь, сокращенная финотчетность подразделяется еще на два вида: финотчетность малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м) и финотчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс). Соответствующие формы и порядок их составления приведены в НП(С)БУ 25.

Состав финотчетности-2021 для различных субъектов хозяйствования представлен вашему вниманию в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Состав годовой финансовой отчетности

Субъекты хозяйствования

Состав годовой финансовой отчетности

Малые предприятия (кроме единоналожников группы 3)

Финансовая отчетность малого предприятия:

1) форма № 1-м «Баланс»;

2) форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Микропредприятия

Финансовая отчетность микропредприятия:

1) форма № 1-мс «Баланс»;

2) форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

Единоналожники группы 3 (независимо от того, в какую категорию предприятий они попадают)

Непредпринимательские общества*

Прочие предприятия, применяющие НП(С)БУ

Полный комплект финотчетности:

1) форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»;

3) форма № 3 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)» либо

форма № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)»;

4) форма № 4 «Отчет о собственном капитале»;

5) форма № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности»;

6) форма № 6 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам»

* Учтите: налоговики абсолютно необоснованно хотят видеть вместе с отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации полный комплект финотчетности, за исключением случаев, когда это бюджетное учреждение, микро- или малое предприятие (см. разъяснение из подкатегории 102.20.02 БЗ). Подробнее — в «Налоги & бухучет», 2020, № 9, с. 18.

Обратите внимание: субъектам, применяющим НП(С)БУ 25, дана возможность выбора. Так, согласно п. 2 разд. II НП(С)БУ 1 такие предприятия могут самостоятельно определять целесообразность составления полноформатной финотчетности, приведенной в упомянутом стандарте. То есть они сами решают, по какой форме финотчетности (сокращенной или полной) им отчитываться.

Но учтите: выбрать можно только между сокращенной и полной финотчетностью. Поменять малые формы на микро- и наоборот нельзя. Этого не предусматривает ни один нормативный документ.

Имейте в виду: вместе с годовой финотчетностью за 2021 год крупные и средние предприятия* обязаны подать еще и Отчет об управлении (консолидированный Отчет об управлении). Его форму предприятия разрабатывают самостоятельно — нормативными документами она не установлена. Методические рекомендации по составлению такого Отчета утверждены приказом № 982. Подробнее см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 8, с. 10; 2021, № 21, с. 9.

* Средние предприятия вправе не отражать в таком Отчете нефинансовую информацию (ч. 7 ст. 11 Закона № 996, абзац восьмой п. 2 Порядка № 419).

Кроме того, предприятия, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях или заготовку древесины** и при этом представляют общественный интерес (см. подраздел 1.1), должны подавать Отчет о платежах в пользу государства (консолидированный Отчет о платежах в пользу государства).

** В соответствии с письмом Минфина и Госстата от 14.03.2018 № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18 это предприятия, осуществляющие деятельность, предусмотренную классом 02.20 «Лесозаготовки» раздела 02 секции А КВЭД-2010.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, раскрывают свои отчеты (консолидированные отчеты) о платежах в пользу государства ежегодно, не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным периодом, и обеспечивают, чтобы такие отчеты оставались публично открытыми в течение как минимум 3 лет (ч. 1 ст. 12 Закона № 2545). Формы таких отчетов утверждены постановлением КМУ от 23.09.2020 № 858.

Заготовители древесины, представляющие общественный интерес, Отчет о платежах в пользу государства должны предоставлять вместе с годовой финансовой отчетностью (п. 2 Порядка № 419). Форма Отчета и порядок его составления утверждены приказом Минфина от 13.08.2020 № 499.

Имейте в виду: подавать вышеупомянутые отчеты в органы ГНСУ налоговики не требуют (см. разъяснение из подкатегории 102.20.02 БЗ).

1.5. Правила составления финотчетности

Здесь приведем основные принципы и правила подготовки финотчетности.

1. Финансовую отчетность составляют в денежной единице Украины — гривне (ст. 5 Закона № 996). Однако по требованию пользователей она может быть дополнительно пересчитана в инвалюту.

2. Формы полноформатной финотчетности заполняют в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение — раздел IV формы № 2. Его составляют в гривнях с копейками.

Формы сокращенной финотчетности составляют в тысячах гривень с одним десятичным знаком.

3. При составлении финансовой отчетности недопустимо сворачивать статьи активов и обязательств, доходов и расходов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ или МСФО (п. 3 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 5 разд. I НП(С)БУ 25).

4. Показатели о налоге на прибыль, расходах и убытках, вычетах из дохода, выбытии средств, уменьшении составляющих собственного капитала приводят в скобках (п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1).

5. Предприятия могут не приводить статьи, по которым отсутствует информация к раскрытию. Исключение — случаи, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде (п. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1).

6. При составлении полноформатной финотчетности можно добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня дополнительных статей (см. приложение 3 к НП(С)БУ 1). Но учтите:

для этого необходимо, чтобы информация была существенной, а оценка статьи могла быть достоверно определена

7. В финансовую отчетность включают показатели деятельности филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия (п. 6 разд. ІІ НП(С)БУ 1).

8. Показатели годовой финансовой отчетности подтверждают результатами предварительно проведенной инвентаризации активов и обязательств* (ст. 10 Закона № 996 и п. 12 Порядка № 419).

9. Финотчетность подписывается руководителем (собственником) предприятия или уполномоченным лицом в определенном законодательством порядке и бухгалтером либо лицом, обеспечивающим ведение бухгалтерского учета предприятия.

Если бухучет на предприятии ведет юрлицо, осуществляющее деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудита, финотчетность подписывают руководитель предприятия (или уполномоченное им лицо), а также руководитель аудиторской/бухгалтерской фирмы (или уполномоченное им лицо). Такой порядок предусмотрен ч. 1 ст. 11 Закона № 996. Правда, в самих формах финотчетности эта возможность пока не реализована.

Финансовую отчетность предприятия, представляющего общественный интерес, подписывают руководитель (или уполномоченное им лицо) и главный бухгалтер.

1.6. Ответственность за нарушение порядка предоставления финотчетности

Когда могут привлекаться к ответственности должностные лица предприятия за нарушение порядка предоставления и обнародования финотчетности и каковы на сегодняшний день размеры админштрафов за такие нарушения, расскажем в табл. 1.4.

Таблица 1.4. Административная ответственность

№ п/п

Вид правонарушения

Штрафные санкции

Норма КУоАП

1

Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное

или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей

Штраф в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

(далее — ннмдг)

(от 136 до 255 грн)*

Ч. 1 ст. 1642

2

Совершение действий, перечисленных в стр. 1 этой таблицы, лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из таких правонарушений

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн)*

Ч. 2 ст. 1642

* Применяют исключительно к предприятиям, связанным с бюджетными средствами, поскольку карательными функциями в этом случае наделены органы Госаудитслужбы (ст. 2341 КУоАП).

3

Нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом

Штраф в размере от 1000 до 2000 ннмдг

(от 17000 до 34000 грн)*

Ч. 1 ст. 16316

4

Совершение действия, указанного в стр. 3 этой таблицы, лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такое правонарушение

Штраф в размере от 2000 до 3000 ннмдг

(от 34000 до 51000 грн)*

Ч. 2 ст. 16316

* В общем случае указанные штрафы на субъектов хозяйствования, которые обязаны обнародовать свою финотчетность вместе с аудиторским отчетом (кроме банков, небанковских финучреждений и эмитентов ценных бумаг), налагает Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП).

5

Непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией, либо с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета

Штраф в размере от 10 до 15 ннмдг

(от 170 до 255 грн)*

Ч. 1 ст. 1863

6

Действия, перечисленные в стр. 5 этой таблицы, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания

Штраф в размере от 15 до 25 ннмдг

(от 255 до 425 грн)*

Ч. 2 ст. 1863

* Налагают органы Госстата за непредоставление им финотчетности (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 № 16-1-67).

Ваше предприятие — плательщик налога на прибыль или неприбыльщик? Тогда помните, что на сегодняшний день финансовая отчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью (абзац третий п. 46.2 НКУ). В случае неподачи в орган ГНСУ финотчетности налоговая отчетность не признается налоговой декларацией. Следовательно, неподача налоговикам финансовой отчетности чревата наложением на предприятие штрафа, установленного п. 120.1 НКУ*. Он составляет 340 грн за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление. В случае совершения тех же действий налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, санкция составит уже 1020 грн.

Но есть и положительный момент: админответственности в этом случае не будет, поскольку КУоАП не предусмотрено право органов ГНСУ составлять админпротоколы за непредоставление или несвоевременное предоставление финотчетности.

Выводы

  • Микро- и малые предприятия, непредпринимательские общества, представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности и единоналожники группы 3 имеют право составлять и подавать сокращенную по показателям финансовую отчетность.
  • Финансовую отчетность составляют в денежной единице Украины — гривне.
  • Финансовая отчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью.
  • Неподача финотчетности в органы статистики и налоговикам, а также нарушение порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом грозят штрафными санкциями.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше