Темы статей
Выбрать темы

Предельные сроки ВЭД-расчетов: 90, 120, 180!

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Разные вопросы в отношении предельных сроков ВЭД-расчетов всегда интересовали наших читателей. А теперь (во время военного положения) их стало еще больше. Многие вопросы связаны с форс-мажором и ответственностью. К тому же за последние полгода предельный срок расчета НБУ изменял уже трижды, и сейчас он составляет почти полгода — 180 дней. В этой публикации сакцентируемся на основных вопросах банковского надзора за соблюдением участниками ВЭД предельного срока расчетов и возможных последствиях его нарушения.

Постановление № 18 и сроки ВЭД-расчетов

Предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров* Закон о валюте** (п. 2 ч. 1 ст. 12) отдал на откуп НБУ. Согласно п. 21 Положения № 5*** здесь долгое время действовал срок в 365 дней (он и до сих пор фигурирует в этой норме). Однако во время войны здесь «банкует» постановление № 18****. Начиная с 5 апреля НБУ для предотвращения оттока за границу капиталов сократил срок расчетов по экспортным/импортным операциям до 90 календарных дней. Потом его увеличил до 120, а с 9 июля уже установил 180 дней. Поскольку все эти сокращенные сроки начали применяться к операциям, которые состоялись начиная с 5 апреля (см. п. 142 постановления № 18), то первые два срока (90 и 120 дней) до момента их изменения/увеличения еще истечь не успели. Поэтому они нам не интересны и о них вообще можно забыть.

* Термин «товар», который употребляется в валютных нормативах в значении из ст. 1 Закона о ВЭД, является очень широким и включает работы, услуги, а также неимущественные права — см. ниже.

** Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473-VІІІ.

*** Положение о мероприятиях защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правление НБУ от 02.01.2019 № 5.

**** Постановление Правления НБУ «О работе банковской системы в период введения военного положения» от 24.02.2022 № 18.

Итак, 180-дневной срок применяется к операциям резидентов по экспорту и импорту товаров, осуществленных начиная с 5 апреля 2022 года. Поэтому если операция (уплата предоплаты за импорт или вывоз-экспорт товаров за границу) состоялась до 5 апреля, то для закрытия такой операции еще действует предельный срок 365 дней. Для операций, которые произошли начиная с 5 апреля, уже действуют 180 дней.

Об остановке течения сроков и проверках

Течение сроков. Отметим, что

нормы п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ о отношении остановки течения сроков на время военного положения не касаются сроков ВЭД-расчетов

Ведь эта норма останавливает течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на ГНСУ (и ГТС). А в нашем случае контроль осуществляется НБУ и коммерческими банками, а налоговому органу здесь отведена карательная роль. Подробно об этом* см. в статье «Другие остановленные / не остановленные сроки», «Налоги & бухучет», 2022, № 32.

* А также о 180-дневном сроке расчетов по бартерным ВЭД-операциям, который контролируется по специальному Закону Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в отрасли внешнеэкономической деятельности» от 23.12.98 № 351-XIV.

Проверки и последствия. Правомерны ли фискальные проверки и начисления ВЭД-пени во время военного положения? На эти вопросы ответы тоже утвердительны, и следуют они из действующей с 27 мая редакции п. 69.2 НКУ. Хотя НКУ и приостанавливает на время военного положения ряд видов проверок, но с 27 мая фискалам разрешено проведение внеплановых документальных проверок, если получена информация о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным и/или валютной выручки по экспортным операциям. Конечно, банкиры их такой информацией наделят…

Что же касается правомерности применения во время военного положения ВЭД-пени и штрафов за нарушение валютного законодательства, то НКУ-освобождения тоже не действуют. Ведь преимущество здесь отдается нормам специального Закона о валюте (подробно об этом см. в БЗ 112.05).

Поэтому читайте дальше.

Неподнадзорное

«Незначительная сумма». Предельные сроки ВЭД-расчетов не распространяются на операции по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты по операции), сумма которых в эквиваленте по курсу НБУ на дату осуществления операции меньше, чем «незначительная сумма» — финмониторинговые 400 тыс. грн (по курсу 36,5686 — это около 10940 долл. США). Но — кроме дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций! Таким образом, если сумма экспортной или импортной операции не превышает экв. 400 тыс. грн по курсу НБУ на дату экспорта или уплаты аванса за импорт, то срок 180 дней не применяется и банковский надзор не осуществляется.

Также с надзора должны сниматься операции, по которым текущая задолженность уменьшилась до размера ниже чем экв. 400 тыс. грн на дату последнего события по соответствующей операции (последняя дата платежа/поступления денежных средств, дата поставки товара, дата зачисления встречных однородных требований). Но могут и не снять с надзора — если было дробление операций экспорта товаров или дробление валютных операций*.

* Подробно о дроблении операций читайте в упомянутой статье «ВЭД-расчеты: подробно о «90 днях» // «Налоги & бухучет», 2022, № 37.

Исключения! Постановлением Правления НБУ от 14.05.2019 № 67 установлен ряд исключений из товаров (в т. ч. работ, услуг, прав), за экспортом или импортом которых надзор вообще — независимо от суммы операции — не осуществляется.

К исключениям отнесены: услуги, работы (кроме транспортных и страховых услуг и/или работ), права интеллектуальной собственности и (или) прочие неимущественные права, которые экспортируются

Постановлением правления НБУ от 14.04.2022 № 72 к исключениям добавили ряд товаров (работ, услуг) оборонного, военного назначения и двойного использования!

Некоторые нюансы надзора

Тщательным образом в отношении банковского надзора за соблюдением предельных сроков ВЭД-расчетов изложено в статье «ВЭД-расчеты: подробно о «90 днях» // «Налоги & бухучет», 2022, № 37. А здесь — сжато об основных моментах.

Главным документом, который регулирует вопросы банковского надзора, является Инструкция № 7*.

* Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 7.

Дата отсчета. Согласно ч. 2 и 3 ст. 13 Закона о валюте, п. 7 Инструкции № 7 надзор и отсчет предельного 180-дневного (365-дневного) срока расчетов «стартует», начиная со дня*:

* До 2019 года отсчет дней начинали со дня, следующего за днем осуществления операции (то есть на день позже).

оформления ТД типа ЕК-10 «Экспорт», ЕК-11 «Реэкспорт» на продукцию, которая экспортируется, или (если товар не подлежит таможенному оформлению) — подписания акта или другого документа, который удостоверяет поставку нерезиденту товара в соответствии с условиями экспортного договора, — для операций по экспорту товаров;

— осуществления платежа в пользу нерезидента — списания средств со счета клиента (или банка — в случае аккредитивной формы расчетов или перечисления банком напрямую нерезу кредитных средств) — для операций по импорту товаров.

День нарушения. Днем возникновения нарушения (с которого начинает начисляться пеня) является первый день после окончания 180(365)-дневного срока или срока, продленного заключением Минэкономики (согласно ч. 4 ст. 13 Закона о валюте и п. 4 Инструкции № 7 превышение предельных сроков расчетов позволяется на основании заключения Минэкономики).

Поэтому

если незакрытая операция состоялась до 05.04.2022, днем нарушения будет 366-й день, если начиная с 5 апреля — 181-й день со дня осуществления операции

То есть ряд операций, которые произошли начиная с 5 апреля, могут попасть под ВЭД-пеню раньше, чем операции, осуществленные до упомянутой даты…

Завершение надзора

О завершении банком надзора в стандартных ситуациях экспорта или импорта товаров/работ/услуг/прав подробно смотрите в п. 9 Инструкции № 7. А здесь — лишь о некоторых специфических ситуациях.

Экспорт, замена кредитора. В случае замены кредитора в обязательстве по операциии экспорта товаров надзор завершается после зачисления на текущий счет резидента — нового кредитора в банке денежных средств, которые поступили от нерезидента-должника за поставленный резидентом — изначальным кредитором товар, и при наличии документов о замене кредитора в обязательстве по операции по экспорту товаров. После замены кредитора ответственность в случае нарушения срока расчетов — судя по всему, ляжет уже на нового кредитора

Замена бартера на импорт с денежной оплатой. Здесь для снятия нужны должным образом заверенные извещения таможни (1) и копия ввозной ТД (2).

Взаимозачеты. Здесь нужны документы о прекращении обязательств по операциям по экспорту, импорту товаров путем зачисления встречных однородных требований, но только если выполняется совокупность следующих условий:

— требования следуют из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;

— требования однородны и срок выполнения по ним наступил, или не установлен, или определен по предъявлению требования;

— между сторонами не было спора о характере обязательства, его содержании, условиях выполнения.

Что же касается ситуаций с переводом долга с одного нерезидента на другого — то в случае своевременной оплаты за экспорт или поставку импорта новым должником-нерезидентом здесь проблем снятия задолженности с надзора не будет. Конечно — в случае предоставления банку соответствующего комплекта документов, которые подтверждают замену должника в обязательстве по ВЭД-контракту.

Спасает ли форс-мажор?

Если кто-то считает, что форс-мажор / военные действия на территории Украины априори освободят от ВЭД-пени, то зря: во многих случаях это вряд ли удастся.

Остановка. В ч. 6 ст. 13 Закона о валюте указано: в случае если выполнение экспортного или импортного договора останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов и начисления ВЭД-пени останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны ВЭД-договора или третьей страны в соответствии с условиями данного договора.

Напомним, что Торгово-промышленная палата Украины (далеее — ТПП) на своем сайте 28.02.2022 разместила общее официальное письмо ТПП Украины о засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

При необходимости в целях подтверждения факта форс-мажора его можно распечатывать.

Однако во многих случаях нарушения сроков ВЭД-расчетов вряд ли это письмо поможет. Ведь

причины непоставки импорта или неоплаты экспорта по большей части будут за пределами Украины. Поэтому такие причины будут заключаться не в украинском форс-мажоре

Уменьшение. В Инструкции № 7 форс-мажорные обстоятельства тоже упоминаются только один раз — в п. 12. Там указано, что уменьшение суммы, которая должна поступить за экспорт, или стоимости товаров, которые импортируются, допускается при условии, если в течение выполнения обязательств по договору происходит пересмотр цены товаров вследствие действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик товара, — на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных товаров. Изменение цены товара должно быть подтверждено ТПП или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора. Дальше мы покажем, что в большинстве случаев наступление соответствующего форс-мажора должны удостоверять уполномоченные органы страны нерезидента (или третьей страны), статус которых определяет их национальное законодательство.

Импорт. Что касается импорта — здесь для уменьшения стоимости товаров, которые импортируются, обычно роль сыграть могут форс-мажорные обстоятельства за пределами Украины. Ведь после оформления импортной ТД операция с контроля должна быть снята. Поэтому военные действия на территории Украины (от которых товар может страдать уже после растаможки) здесь вряд ли как-то смогут оградить резидента-импортера от ВЭД-пени. Разве что нерезидент по условиям контракта должен был везти товар по территории Украины (и растаможка должна состояться на какой-то внутренней таможне), и уже на нашей территории до конечной растаможки товара в виду военных действий этот товар будет поврежден или уничтожен. Но в таком случае упомянутого выше общего письма ТПП будет недостаточно для снятия с надзора из-за уменьшения стоимости импорта и придется получать в ТПП индивидуальный сертификат.

Экспорт. Что же касается экспорта, то если товары были повреждены уже после того, как в их отношении была оформлена экспортная таможенная декларация, но до их вывоза из Украины, и/или из-за военных действий товары были несвоевременно вывезены из территории Украины (или произошли какие-то другие форс-мажорные события, которые повлияли на расчеты), то такие факты, считаем, тоже необходимо подтверждать индивидуальными сертификатами ТПП.

Не исключаются ситуации, когда в виду военных действий может быть усложнено/задержано своевременное поступление средств на счета, а также — какие-то другие чрезвычайные ситуации. Думаем, в таких случаях контролирующие банки должны учесть даже без справки ТПП форс-мажорные и тому подобные обстоятельства, которые могли повлечь нарушение в сроках ВЭД-расчетов, и инициировать ненаказуемость резидента за такие нарушения.

Расчеты с рашей

С 27 мая с. г. в ст. 16 Закона о валюте добавлена норма, согласно которой

ВЭД-пеня не применяются к резидентам, которые совершили соответствующее правонарушение, если импортные операции не могут быть завершены в результате действия постановления КМУ «О применении запрета ввоза товаров из Российской Федерации» от 09.04.2022 № 426

Но если будут/были нарушены соответствующие сроки расчетов по экспортным операциям согласно контрактам с нерезидентами из страны-агрессора, пеня будет начисляться на общих основаниях. Ведь операции по зачислению в Украине средств за экспорт (или возвращению предоплаты за импорт) даже в русских или белорусских рублях сейчас допускаются (п.п. 2 п. 172 постановления № 18).

Собственно пеня

Нарушение резидентами установленного срока расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара), перечисленной в гривни по курсу НБУ, установленному на день возникновения (!) задолженности (ч. 5 ст. 13 Закона о валюте).

Общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученных денежных средств по договору (стоимость недопоставленного товара). Начисление/взыскание такой пени возложено на ГНСУ. В случае применения пени за нарушение в сфере ВЭД фискалы составляют налоговое уведомление-решение (НУР) по форме «С». Налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР, кроме случаев, когда в течение такого срока такой плательщик начинает процедуру обжалования решения фискалов.

За нарушение срока уплаты начисленной фискалами ВЭД-пени применяют штраф в размерах, установленных п. 124.1 НКУ (5 или 10 %).

В то же время КУоАП ответственности за нарушение такого срока не предусмотрено.

Применение контролирующими органами санкций за нарушение законодательства в сфере ВЭД, в том числе начисление пени за нарушение сроков расчетов, должно осуществляться с учетом срока исковой давности (1095 дней).

Выводы

  • 180-дневный срок применяется к операциям (уплата предоплаты за импорт или вывоз-экспорт товаров за границу), осуществленным начиная с 5 апреля 2022 года. Если же операция состоялась до 5 апреля, то для закрытия такой операции еще действует предельный срок 365 дней.
  • Сумы экспортных/импортных операций, которые не превышают незначительную сумму (экв. 400 тыс. грн по курсу НБУ на дату осуществления операции), под банковский надзор не подпадают. Также банк снимает с надзора незакрытые задолженности, когда их сумма становится меньше 400 тыс. грн, кроме случаев дробления экспорта или валютных операций.
  • И во время военного положения фискалы имеют право проводить проверки соблюдения сроков ВЭД-расчетов и начислять пеню за их нарушение.
  • К исключениям, которые не подпадают под надзор (независимо от суммы операции), в частности, отнесены экспорт работ/услуг (за исключением транспортных и страховых), импорт ряда товаров, работ, услуг оборонного, военного назначения и двойного использования.
  • В большинстве случаев непоставку импорта или неоплату экспорта, по-видимому, не удастся оправдать войной в Украине (как форс-мажором), чтобы избежать начисления ВЭД-пени. Ведь причины невыполнения нерезидентами обязательств по большей части будут возникать за пределами Украины.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше