Темы статей
Выбрать темы

Алкоголь, табак, горючее: декларация или лицензия?

Павленко Алексей, налоговый эксперт
По материалам категории 113.04 Базы знаний*

* https://zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

Вывод документа

Налоговики считают, что во время военного положения осуществление деятельности по производству и обороту подакцизных товаров (алкогольных, табачных и горючего), которые подпадают под действие Закона № 481**, на основании декларации об осуществлении хозяйственной деятельности невозможно. Для деятельности с такими товарами необходимо приобретать соответствующие лицензии

** Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Думаем, многим нашим читателям известно, что Кабмин постановлением от 18.03.2022 № 314 (далее — постановление № 314) дал право на время военного положения (плюс еще три месяца) субъектам хозяйствования осуществлять ряд видов хоздеятельности без получения лицензий или специальных разрешений на основании поданной по свободной форме декларации. Также Кабмин пролонгировал на такое же время действующие лицензии и разрешения и отсрочил уплату за них. Мы об этом писали в «динамике» изменений постановления № 314 в материалах: «Лицензии и документы разрешительного характера во время военного положения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 25; «Разрешительные документы во время войны: обновление!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39; «Разрешительные документы во время войны: снова изменения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 53.

Также мы в этих материалах отмечали то, что перечень видов деятельности, на которые такое послабление не распространяется и лицензии или разрешения для которых придется получать, четко определен в приложении 2 к постановлению № 314. И в этом перечне исключений, который уже даже был расширен (см. последний из упомянутых материалов), никаким образом не упоминаются операции с алкогольными, табачными товарами и горючим, которым посвящен специальный Закон № 481!

То есть алкоголь, табачка и горючее в исключения не попали, а значит, нормы постановления № 314 должны распространяться и на хоздеятельность/операции с этими товарами. Наши выводы прямо подтвердила и Государственная регуляторная служба, которая изложила таблицу: Осуществление видов хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться на основании подачи декларации. Следовательно,

! в этой таблице прямо указаны виды деятельности: производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, биоэтанолом, алкогольными напитками и табачными изделиями, жидкостями, которые используются в электронных сигаретах, и горючим, хранение горючего, — которая лицензируется в соответствии с Законом № 481

См. этот документ здесь.

В данном вопросе нас и раньше смущало, что налоговики о возможности хоздеятельности с этими товарами по правилам постановления № 314 никак не высказывались, но при этом периодически размещали в БЗ консультации в отношении механизмов получения лицензий на операции с горючим, табаком и алкоголем. И при этом они никак не упоминали норму постановления № 314 и законную возможность работать без получения лицензий согласно декларации.

И вот фискалы, не желая потерять такой бюрократический «лакомый кусочек», наконец «наколядовали» аргументов и выдали на гора эту консультацию, которую мы сейчас рассматриваем.

Что же они выдумали, чтобы лишить те хозсубъекты, которые продолжают работать во время войны, возможности работать с алкоголем, табачкой и горючим на основании поданной в ГНС декларации согласно постановлению № 314?

Судя по логике, по которой налоговики выстроили эту консультацию, ее фискальный вывод основывается вот на чем.

Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222 (далее — Закон № 222) предусматривает, что требования к осуществлению хоздеятельности, которая подлежит лицензированию, определяются лицензионными условиями, которые устанавливаются, в частности, нормативно-правовым актом Кабмина. Тем самым фискалы будто намекают, что постановление № 314 должно охватывать лишь те виды деятельности, которые подпадают под действие Закона № 222.

Дальше фискалы отмечают, что Закон № 222 не распространяется на лицензирование тех видов хоздеятельности, которые регулируются Законом № 481. Потом они указывают, что нормы Закона № 481 не содержат положения в отношении возможности осуществления деятельности по производству и обороту подакцизных товаров на основании декларации об осуществлении хоздеятельности. А ст. 18 Закона № 481 вообще устанавливает, что все прочие законы и нормативно-правовые акты, которые касаются производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового и зернового дистиллята, спирта этилового ректифицируемого виноградного, спирта этилового ректифицируемого плодового, дистиллята виноградного спиртового, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий и горючего, действуют в части, которая не противоречит Закону № 481.

На основании этих «аргументов» фискалы и настаивают на осуществлении хозсубъектами деятельности с такими товарами только при условии наличия лицензий...

С такими выводами и аргументами мы категорически не соглашаемся.

Во-первых, ниоткуда не следует, что нормы постановления № 314 не охватывают те виды деятельности, на которые не распространяются нормы Закона № 222. А о нераспространении норм постановления № 314 на сферы, которые регулируют нормы Закона № 481, в тексте постановления нигде ни прямо, ни «криво» не указано. Кроме того, не только Закон № 481, но и все прочие законы, которые регулируют определенные виды деятельности, не имеют специальных норм, которые позволяют во время военного положения работать по декларации, а не лицензии или разрешению. И — это не повод ставить под сомнение законность норм постановления № 314 вообще.

Во-вторых, мы уже упоминали, что

перечень видов деятельности, на которые не распространяется механизм подачи декларации (приложение 2), не содержит виды деятельности с алкогольными, табачными товарами и горючим

В-третьих, в ст. 2 Закона № 222 среди перечня видов деятельности, на лицензирование которых не распространяются нормы данного Закона, есть, в частности: деятельность в отрасли телевидения и радиовещания, деятельность в сфере электроэнергетики, на рынке природного газа, централизованное водоснабжение и централизованный водоотвод, производство тепловой энергии, использование ядерной энергии, профдеятельность на рынках капитала и организованных товарных рынках, деятельность на рынке азартных игр.

Так вот, господа фискалы, все эти виды деятельности прямо упомянуты (!) в приложении 2 к постановлению № 314. Потому отсутствие там товаров из Закона № 481 четко означает возможность осуществлять деятельность с ними по подаче декларации. Здесь также специально для фискалов добавим, что законы и нормативы, которые регулируют вопросы лицензирования всех упомянутых («исключенных») видов деятельности*, тоже имеют соответствующие предостережения, что прочие законы и нормативно-правовые акты действуют в части, которая им не противоречит...

* См. законы: «О телевидении и радиовещании»; «О государственном регулировании деятельности относительно организации и проведения азартных игр», «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии» и прочие.

Нашу позицию, хотя и непрямо, подтверждает и судебная практика. В постановлении Тернопольского горрайонного суда от 28.06.2022 по делу № 607/4413/22, где рассматривалась ситуация, когда АЗС работало на основании декларации, суд не указал, что такая деятельность нарушала законодательство.

Поэтому, господа фискалы, не стоит выдумывать искусственные ограничения и мешать хозсубъектам работать в такое трудное время на благо народа и страны! Ведь сейчас бывает слишком трудно и крайне долго получать лицензии на виды деятельности, которые подпадают под действие Закона № 481 (ср. ). И особенно — тем хозсубъектам, кто был «припаркован» к ГНС Донецкой и Луганской областей. А стране сейчас крайне нужно горючее (о табаке и алко-товарах преднамеренно не упоминаем)! Поэтому такие формально-бюрократические преграды сейчас явно несвоевременны!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше