Темы статей
Выбрать темы

Подтверждение невозможности vs 31.08.2022: в поисках сакральной даты

Казанова Марина, налоговый эксперт
Налогоплательщики обеспокоены. Где он, тот минфиновский Порядок, по которому следует подтверждать невозможность выполнения плательщиком налоговых обязательств? Ведь не раз называлась дата 31.08.2022 именно как конечный срок обращения к налоговикам желающими подтвердить невозможность. Но этот срок уже почти истек. Фискалы же отказываются сейчас принимать заявление и документы — потому что нет минфиновского Порядка. Замкнутый круг? Нет!

«Вступление»

Начнем издалека. Напомним, что сейчас мы все работаем с учетом особенностей военного положения (ВП). В частности, в этом периоде должны соблюдать ряд специальных норм, в том числе приведенных в п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Так, сроки выполнения плательщиком налоговых обязательств (в отношении соблюдения сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, регистрации налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, подачи электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового и т. п.) во время ВП зависят от того, имеет такой плательщик возможность своевременно выполнять такие налоговые обязательства или нет. При этом утвердить Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налоговых обязательств законодатель поручил Минфину (это определено п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Но где же этот Порядок?

Невзирая на то, что с момента появления этой нормы (27.05.2022) прошло уже 3 месяца, теперь и до сих пор имеем лишь проект этого документа от Минфина. Подробнее о нем смотрите в статье «Подтверждение «налоговой» невозможности: проект Порядка» // «Налоги & бухучет», 2022, № 49.

Как тут не нервничать?

Плательщики нервничают. Для тех, кто имеет возможность выполнять свои налоговые обязательства, уже начали «бежать» сроки подачи отчетности / регистрации НН/РК / уплаты налогов. А значит, и угроза применения штрафов полностью реальна. Потому что тот же «карантинный» штрафной мораторий налоговики уже не воспринимают (о чем см., в частности, статью «Применяется ли во время военного положения «карантинное» освобождение от штрафов: позиция ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2022, № 53). Это с одной стороны.

С другой стороны, плательщики и до сих пор не могут удостовериться, могут ли они считаться плательщиками, у которых отсутствует возможность своевременно выполнять свои налоговые обязательства. Да, есть проект Минфина, на который мы можем ориентироваться и из которого мы можем понять, как этот вопрос видит Минфин. Но учитывая, что окончательное решение в отношении возможности/невозможности своевременного выполнения налоговых обязательств на основании поданных плательщиком документов принимают налоговики, такое затягивание принятия Минфином Порядка явно играет не в пользу налогоплательщиков.

Да еще и эта дата «31.08.2022», которая часто называлась как крайняя для подачи налоговикам заявления и документов для признания плательщика таким, у которого отсутствует возможность выполнять свои налоговые обязательства.

Откуда эта дата «31.08.2022»?

Если проанализировать проект минфиновского Порядка, то в нем предусмотрены крайние сроки подачи плательщиком заявления и документов, которые подтверждают невозможность выполнения им налоговых обязательств. Но именно в проекте Порядка 31.08.2022 определено таким крайним сроком.

Обратим внимание на то, что:

1. Эта дата (31.08.2022) определена именно проектом Минфину. В НКУ она нигде вообще не фигурирует. Следовательно, ничего не мешает Минфину вместо нее установить другую дату. Но учитывая то, что с принятием приказа Минфин сильно затянул,

скорее всего, эта дата будет перенесена и у плательщиков еще будет достаточно времени на подачу документов

Поэтому сейчас нет никакой необходимости, руководствуясь лишь текстом проекта Минфина, посылать налоговикам заявление и документы в подтверждение невозможности. Налоговики на них никак не реагируют. И, кстати, имеют право.

2. Эта дата (которая, скорее всего, будет перенесена) тоже не для всех. Согласно проекту она будет касаться именно плательщиков, которые будут на момент вступления в силу Порядка Минфина иметь возможность подать налоговикам заявление и документы. А если на момент вступления в силу Порядка у плательщика такая возможность будет отсутствовать, то в соответствии с проектом заявление и документы следует будет подать:

— в «общий» срок (см. п. 1), если возможность восстановится до его истечения;

«одновременно с приобретением возможности и выполнением одного из налоговых обязательств (регистрации налоговой накладной, подачи отчетности, уплаты невыполненного налогового обязательства и т. п.) таким плательщиком налога, предусмотренных Кодексом или другим законодательством, контроль за выполнением которого возложен на контролирующий орган, но не позже 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей налогоплательщиков», если уложиться в «общий» срок у плательщика не было возможности.

Здесь может быть вопрос: если плательщик, например, не подаст заявление и документы до «общей» даты, которую определит Минфин (например, это будет дата 30.09.2022) в связи с тем, что не имеет возможности подать такое заявление: не будет ли он автоматически считаться таким, который имеет возможность выполнять свои налоговые обязательства? Как видится, велика вероятность, что налоговики должны ориентироваться на то, осуществляются ли плательщиком какие-то действия в отношении регистрации НН/РК, подачи отчетности / уплаты налогов. Если таких действий нет, то, скорее всего, считается, что плательщик не имеет возможности выполнять свои налоговые обязательства.

Следовательно, пока что

ожидаем вступление в силу проекта Минфина. И только после этого можно будет подавать заявление и документы налоговикам

На что еще обратить внимание

Также иногда у плательщиков возникает и такой вопрос. Допустим, наконец появился Порядок Минфина. А если плательщик до этого уже восстановил свою деятельность, в то время как раньше не мог работать: как для него будут действовать критерии возможности/невозможности выполнения налоговых обязательств? Будет ли этот Порядок на него распространяться?

Да, будет. Потому что анализироваться будет не состояние плательщика «на сегодняшний день». Вопрос возможности/невозможности будет изучаться в отношении конкретных налоговых обязательств плательщика. На самом ли деле плательщик не имел возможности выполнить определенные обязательства в установленные сроки.

Так, согласно проекту в заявлении следует будет указать, в частности, каких именно налоговых обязательств не имел / не имеет возможности выполнить налогоплательщик; информацию о налоговых периодах, за которые невозможно было выполнять налоговые обязательства.

Допустим, на 27.05.2022 плательщик не имел возможности выполнять определенные налоговые обязательства. Но такая возможность восстановилась, например, 01.08.2022. В таком случае плательщик должен (после того как будет утвержден Порядок Минфина) подать налоговикам заявление и документы, которые подтверждают, что в период, например, с 01.03.2022 по 31.07.2022 он не имел возможности выполнять эти налоговые обязательства.

В таком случае по этим налоговым обязанностям, предельные сроки по которых приходятся на период до 01.08.2022, сроки их выполнения «без штрафов» — в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей налогоплательщиков. То есть, например, за то, что плательщик до 15 июля 2022 года не зарегистрировал НН за февраль 2022 года, штрафы к нему не применяются.

Выводы

  • Минфин и до сих пор не утвердил Порядок/критерии, по которым определяется, имел ли он возможность выполнять налоговые обязательства по регистрации НН / подачи отчетности / уплаты налогов. Есть только проект такого документа.
  • Основная проблема затягивания принятия документа в том, что плательщики не могут удостовериться в том, что они относятся к той категории плательщиков, которые не могли / не могут своевременно выполнять определенные налоговые обязательства.
  • Дата «31.08.2022», отведенная для подачи налоговикам заявления и документов, установлена именно проектом (!) Порядка Минфина и, скорее всего, будет заменена на более позднюю дату.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше