* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques
Довоенный подход. Ответ на этот вопрос вы уже знаете из статьи «Работаем без электричества: варианты для РРО-обязанных» // «Налоги & бухучет», 2022, № 85. Напомним, в свое время налоговики разъясняли (письмо ГНСУ от 31.03.2020 № 1319/6/99-00-05-06-01-06/ІПК), что:
— действующим законодательством не предусмотрены штрафные (финансовые) санкции за нераспечатку Z-отчета в течение смены в случае отключения электроэнергии;
— нет законодательных требований подтверждать документально факт отключения электроэнергии
Хотя и рекомендовали составить акт (или другой распорядительный документ произвольной формы), в котором зафиксировать время отключения и возобновления снабжения электроэнергии, если Z-отчет будет сформирован в другой день после открытия смены.
Военные хотелки фискалов. Что же они говорят сейчас в комментируемой консультации?
Вывод документа
За несоздание (несвоевременное создание) Z-отчета ответственности не будет, если информацией, размещенной на веб-порталах энергоснабжающих компаний, подтверждается, в частности, факт потенциального/аварийного отключения электроэнергии в соответствующей местности или невозможности ее снабжения из-за повреждения энергетических сетей и т. п.
То есть до войны, когда электроэнергия исчезала изредка, никаких требований что-то подтверждать не было! Хватало только внутреннего акта.
А в условиях полномасштабной военной агрессии и постоянного ожидания продолжительного блэкаута фискалам захотелось «надлежащих доказательств», которые подтверждали бы факт «потенциального (?) /аварийного отключения электроэнергии». Что же это за доказательства?
О справках от облэнерго в этой консультации даже не упоминается. Фискалов удовлетворит и скриншот сообщения на сайте энергопоставщика в Интернете или аналогичного сообщения в мессенджере (Viber, Telegram и т. п.) или мобильных приложениях. Но всегда ли есть время и возможность при нынешних сложных условиях делать такие скриншоты? Вопрос, конечно, риторический...
Согласны, такой подход вполне оправдан, когда речь идет о невозможности выполнения налоговых обязанностей из-за отсутствия электроэнергии (см. статью «Без света: что с отчетностью, налогами и налоговыми накладными?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 91). Ведь в этом случае есть специальная нормативка, которой предусмотрено подавать сообщение о незапланированном отключении электроснабжения вместе с заявлением о подтверждении такой невозможности (см. п. 11 Перечня документов, которые подтверждают невозможность налогоплательщика — юридического лица... и п. 7 Перечня документов, которые подтверждают невозможность налогоплательщика — физического лица...*).
* Оба перечня утверждены приказом Минфина от 29.07.2022 № 225.
А вот в случае с несвоевременным выполнением Z-отчета ни Закон об РРО, ни подзаконная нормативка ничего подобного не требует. И до войны фискалы об этом говорили прямо. А теперь, к сожалению, запели иначе...
Но стоит ли об этом волноваться? Не лучше ли вообще не обращать на это внимание, а просто работать, как работается? Точнее, как позволяют обстоятельства, которые нам неподвластны. Судите сами.
О какой ответственности идет речь. Все пользователи РРО/ПРРРО, бесспорно, помнят о своей святой обязанности ежедневно распечатывать (в действующей редакции — создавать в бумажной и/или электронной форме) Z-отчет, если в этот день проводились расчетные операции (п. 9 ст. 3 Закона об РРО).
А вот о том, что
штраф за «невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или его нехранение» восьмой год как отменен,
многие уже и забыли. Поэтому напомним: когда-то очень давно этот штраф был предусмотрен п. 4 ст. 17 Закона об РРО и составлял 340 грн за каждый невыполненный Z-отчет. Но с 23.07.2015 эта норма из закона исключена. Однако его почему-то боятся и по сей день.
А чем же тогда пугают фискалы? Что еще осталось?
В Законе об РРО — ничего! Драконовских штрафов за неоприходование наличности, которое связывается с несвоевременным выполнением Z-отчета, тоже давно нет.
Есть лишь админштраф, который применим и в течение действия военного положения
И этого, кстати, не скрывают сами налоговики. Как в комментируемой консультации, так и в довоенной БЗ 109.18, которая действующая и ныне, речь идет именно об административной ответственности «за нарушение установленного законом порядка проведения расчетов» по ст. 1551 КУоАП. Он налагается на лица, которые осуществляют расчетные операции, в размере от 34 до 85 грн, а на должностные лица субъектов хозяйствования — от 85 до 170 грн. За нарушение, совершенное лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за такие же нарушения, размер штрафа составляет соответственно от 85 до 170 грн и от 170 до 340 грн.
При этом налоговики только составляют протокол об админправонарушении (ст. 255 КУоАП), а рассматривают дела суды на основании этих протоколов (ст. 221 КУоАП). Таким образом,
сроки давности для админштрафов за несвоевременное выполнение Z-отчета — 3 месяца со дня совершения правонарушения
Ведь такое нарушение является разовым.
До окончания указанного срока орган ГНСУ должен составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа (ст. 38 КУоАП).
А теперь поразмыслите, стоит ли заниматься глупостями вроде хранения скриншотив, к которым призывают фискалы в комментируемой консультации? Не лучше ли почитать детям сказочку, вместо того чтобы, когда появится свет, искать на сайтах облэнерго какие-то сообщения...
Если же решите, что стоит, тогда собирайте хоть какие-то возможные доказательства отсутствия вашей вины. Ведь именно вина является обязательным элементом админответственности! А отсутствие вины лица должно означать и отсутствие админштрафа (ст. 9 КУоАП).