Темы статей
Выбрать темы

Без света: что с отчетностью, налогами и налоговыми накладными?

Амброзяк Наталья, юрист
Подача отчетности, уплата налогов, регистрация налоговых накладных вполне могут прийтись на период без света. Поэтому в этой статье разберемся с тем, что нужно сделать для того, чтобы защититься от штрафов. Кроме того, разберемся с тем, всегда ли возможно выйти из ситуации без потерь.

Сначала напомним, что мы уже писали о том, что делать в случае отсутствия электроэнергии с:

работниками («Нет света: оплата неработы и последствия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 87);

ПРРО и РРО («Выключили электроэнергию: как работать на ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2022, № 87 и «Работаем без электричества: варианты для РРО-обязанных» // «Налоги & бухучет», 2022, № 85).

Что же касается подачи отчетности, уплаты налогов и регистрации налоговых накладных (НН), то ситуация здесь следующая.

(Не) форс-мажор/ (не) возможность и алгоритм действий

(Не)форс-мажор/(не)возможность. Отключение света само по себе может рассматриваться как форс-мажор. Поэтому это обстоятельство можно называть таким, которое делает невозможным выполнение налоговых обязанностей (регистрацию налоговых накладных (НН), подачу отчетности, уплату налогов). Есть здесь несколько «но», и о них поговорим позже.

Алгоритм действий: вариант № 1. Опираемся на льготные нормы п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и Порядка № 225*.

* Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 29.07.2022 № 225.

В случае невозможности выполнения налоговых обязанностей из-за отключения света плательщику нужно:

1) исполнить свои обязанности тогда, когда у него появится такая возможность. Срок: не позже истечения 60 календарных дней. Они отсчитываются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была восстановлена возможность исполнять налоговые обязанности. Например, если возможность у вас появилась в декабре 2022 года, то исполнить свои налоговые обязанности вы должны до 1 марта 2023 года;

2) обратиться в «свою» налоговую с заявлением о невозможности исполнять свои налоговые обязанности и подтверждающими документами. Срок: во время выполнения одной из налоговых обязанностей (например, вместе с подачей отчетности). Однако это нужно сделать не позже истечения 60 календарных дней. Они так же отсчитываются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором восстановилась возможность исполнять налоговые обязанности.

К заявлению нужно приложить уведомление/документ, который подтверждает аварийное отключение электроснабжения в условиях военного положения. Это может быть даже скриншот сообщения в мессенджерах (Viber, Telegram и т. п.) и мобильных приложениях или сообщение на сайте энергопоставщика в Интернете.

А если такого сообщения/документа нет?

Тогда, считаем, можно обратиться к вашему энергопоставщику с запросом о доступе к публичной информации. Например, в АО «Харьковоблэнерго» такой запрос можно послать как в бумажном, так и электронном виде (на электронную почту). Образец запроса, а также контакты есть по ссылке.

Сформулировать «запросную» часть можно таким образом: «Коли відбувалося відключення електроенергії за адресою:_____ протягом _період_(вказати точні час вимкнення та відновлення енергопостачання і дати)?».

По общему правилу срок предоставления ответов на такие запросы — 5 рабочих дней со дня его получения (ч. 1 ст. 20 Закона № 2939**). Но если предоставлению ответа мешают обстоятельства непреодолимой силы, то этот срок может быть увеличен (ч. 6 ст. 22 Закона № 2939). Об этом вам должны сообщить в письменной форме.

** Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 № 2939-VI.

Алгоритм действий: вариант № 2. Несвоевременную уплату налогов, подачу отчетности, регистрацию налоговых накладных можно попробовать перекрыть именно через форс-мажор. Опираемся на п.п. 112.8.9 и п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Для этого нужно:

1) обратиться к Торгово-промышленной палате (ТПП) для получения сертификата;

2) дождаться акта проверки и написать отрицание на него со ссылкой на сертификат (если речь идет о налоговом уведомлении-решении);

3) дождаться налогового уведомления-решения со штрафными санкциями/доначислениями или решения об отказе в регистрации налоговой накладной;

4) обжаловать решение из п. 2 в административном (подать жалобу в ГНС Украины) или судебном (в окружной админсуд) порядке, предоставив среди доказательств сертификат от ТПП.

Хотя предупредим: здесь высок риск отказа в удовлетворении жалобы со стороны налоговиков, поскольку они могут ссылаться на то, что есть отдельная специфическая процедура подтверждения невозможности выполнения налоговых обязанностей. Также могут вообще игнорировать нормы в отношении защиты от штрафов из-за форс-мажора и сертификат от ТПП.

Еще несколько «но»

Как мы уже говорили, ссылка на отсутствие электроэнергии как на основание невозможности выполнения налоговых обязанностей и форс-мажор имеет свои «но».

Во-первых, факт отключения света именно по графику не всегда может стать основанием для невозможности выполнения налоговых обязанностей и форс-мажором. Все потому, что исходя из перечней документов, которые предлагается подавать вместе с заявлением о подтверждении невозможности выполнения налоговых обязанностей, должно учитываться именно незапланированное отключение (см. п. 11 Перечня документов, которые подтверждают невозможность налогоплательщика — юридического лица.., и п. 7 Перечня документов, которые подтверждают невозможность налогоплательщика — физического лица...***).

*** Оба перечня утверждены тем же приказом Минфина от 29.07.2022 № 225.

Кроме того, одним из признаков форс-мажора является именно непредсказуемость. Это значит, что наступление обстоятельств и их последствия невозможно было предусмотреть, в частности, перед наступлением срока выполнения налоговых обязанностей (п. 6.9 Регламента удостоверения форс-мажорных обстоятельств****).

**** Регламент удостоверения ТПП Украины и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденный решением президиума ТПП Украины от 15.07.2014 № 40(3).

Во-вторых, сложности будут возникать в ситуации, когда все работники юрлица работают удаленно и света нет дома только у бухгалтера. В этом случае, конечно, можно предоставить не только доказательства отсутствия света у последнего, но и копию приказа о дистанционной работе этого ответственного лица. Хорошо, если речь идет о бухгалтере с правом подписи (то есть он, например, вместе с директором подписывает отчетность).

Однако у налоговиков может быть формальный подход. Опираясь на Перечень документов, которые подтверждают невозможность налогоплательщика — юридического лица.., они могут указывать, что речь идет об отключении электроэнергии именно на предприятии. То есть цепляться за формулировку «сообщения, которое подтверждает аварийное... отключение снабжения... субъекта хозяйствования, к сфере обслуживания которого относится такое предприятие».

Если же бухгалтер, у которого нет света дома, подает отчетность, уплачивает налоги, регистрирует налоговые накладные за ФЛП, то выкрутиться будет практически невозможно. Дело в том, что с точки зрения налоговой именно ФЛП является в первую очередь лицом, уполномоченным на осуществление всех налоговых обязанностей. То есть

как основание невозможности исполнять налоговые обязанности может сработать отключение электроэнергии именно у ФЛП, а не у его бухгалтера

В-третьих, да, отчетность можно направлять по почте (кроме декларации по НДС и отчетности средних и крупных предприятий, см. п. 49.4 НКУ). Однако это возможно, если почта в этот промежуток времени работает и если это все же не последний день для ее подачи. Все потому, что если отчетность посылается по почте, то ее плательщику надо послать не позже чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи я декларации (п. 49.5 НКУ).

Выводы

  • Отключение света может считаться основанием для невозможности выполнения налоговых обязанностей.
  • Отключение света по графику не может быть форс-мажором или основанием для невозможности выполнения налоговых обязанностей.
  • Если отчетность направляется по почте, то плательщику нужно ее послать не позже чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи декларации.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше