Темы статей
Выбрать темы

Действует ли для сроков обжалования блокировки налоговой накладной военное продление?

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
После подачи разблокировочных документов получили решение об отказе в регистрации налоговой накладной (НН). Хотим его обжаловать. Какие сроки отведены для подачи жалобы? Изменились ли они после Закона № 2719?

Напомним, что принятое региональной комиссией решение об отказе в регистрации налоговой накладной может быть обжаловано плательщиком:

— как в административном порядке,

— так и в судебном порядке.

При этом Порядок рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН утвержден постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165 (далее — Порядок обжалования).

Административное обжалование. В таком случае по общим правилам:

жалоба подается плательщиком в центральную комиссию при ГНСУ в сроки, установленные ст. 56 НКУ (п. 3 Порядка обжалования). То есть в течение 10 рабочих дней со следующего дня после вступления в силу (принятия) решения региональной комиссии. При этом

решение по жалобе должно быть принято комиссией центрального уровня в срок, определенный п.п. 56.23.3 НКУ (п. 12 Порядка обжалования). То есть в течение 10 календарных дней со дня получения комиссией жалобы от плательщика.

Однако поскольку в связи с военным положением течение налоговых сроков останавливается (п. 102.9, п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ), то приостанавливается течение сроков и при административном обжаловании: как для подачи жалобы плательщиком, так и для ее рассмотрения налоговиками (подробнее об этом см. в статье «Обжалуем незаконную блокировку» // «Налоги & бухучет», 2022, № 46).

Правда, Закон Украины от 03.11.2022 № 2719-IX (вступивший в силу с 24.11.2022 и подкорректировавший п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) отменил военную приостановку сроков, в частности для предоставления документов (уведомлений), в том числе предусмотренных ст. 39 и 392, п. 46.2 ст. 46 НКУ. И установил, что в таких случаях сроки снова начинают течь в общем порядке и на ВП не продлеваются. Подробнее об этих изменениях см. статью «Возобновление сроков предоставления налоговикам документов (уведомлений) и Ко» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89 (ср. ).

Однако распространяются ли изменения, внесенные Законом № 2719 (т. е. отмена приостановки сроков и возобновление их течения), и на жалобу? Пока, скорее, тут больше аргументов можно найти в пользу того, что Закон № 2719 административного обжалования и жалоб, подаваемых при блокировке, все же не касается. Так как:

— во-первых, если бы законодатели хотели отменить военную приостановку сроков для обжалования блокировки, то такую ситуацию наверняка в п.п. 69.9 выделили бы отдельно (как, например, выделили отдельно ситуации с обжалованием НУР по результатам камералки/документальной внеплановой или фактической проверки — для которых прямо обозначили, что военная приостановка сроков не работает). Однако для обжалования блокировки ничего подобного Закон № 2719 в п.п. 69.9 не предусмотрел;

— во-вторых, Закон № 2719 отменил приостановку сроков для документов (уведомлений), подаваемых плательщиками. И хотя жалобу (с учетом определения «документа» из п.п. 14.1.1441), в общем-то, можно причислить к «документам», однако, думаем, что тут все-таки подразумевались документы, подача которых для плательщика является обязательной (входит в его обязанности). Тогда как жалоба не носит обязательный характер и обязательным документом не является. Ведь обжалование является делом добровольным, и налогоплательщик сам решает: начинать обжалование или нет;

— в-третьих, учитывая, какую позицию контролеры заняли по отношению к срокам блокировки (подаче плательщиком документов на разблокировку и срокам их рассмотрения налоговыми органами) и после Закона № 2719 по-прежнему признают их продление в связи с ВП (подробнее об этом см. «В какие сроки подавать документы на разблокировку налоговой накладной?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 96), наверняка аналогичного подхода фискалы будут придерживаться и по обжалованию блокировки НН и говорить, что на сроки обжалования Закон № 2719 не распространяется, а для обжалования по-прежнему действует продление сроков на ВП. Поэтому пока есть основания говорить о том, что

Закон № 2719 не повлиял на сроки административного обжалования и военное продление для них не отменил (а сроки админобжалования все также продлеваются в связи в ВП)

Однако должны заметить, что в планах у законодателей — восстановить течение сроков для админобжалования и отменить их продление на ВП.

Судебное обжалование. А вот сроки судебного обжалования на время военного положения не приостанавливаются. Хотя суд может признать ВП в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ч. 1 ст. 123, ст. 121 КАСУ). При этом подать иск в суд плательщик может:

1) если было админобжалование (БЗ 101.18):

— в течение 3 месяцев со дня вручения плательщику решения по результатам рассмотрения жалобы — если такое решение было вручено в установленный законом срок;

6 месяцев со дня подачи админжалобы — если решение по жалобе не было принято и/или не было вручено плательщику в установленный законом срок;

2) если админобжалования не было и плательщик не подавал жалобу в ГНСУ, — в течение 6 месяцев со дня получения «отказного» решения. Подробнее о судебном обжаловании см. «Отказ в регистрации НН/РК: обжалуем» // «Налоги & бухучет», 2021, № 30.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше