Вывод документа
С 25 января 2022 года налоговики должны фиксировать результаты проверки, руководствуясь новой редакцией соответствующего порядка. Он корректировался из-за многочисленных изменений в налоговом законодательстве.
Когда вступил в силу? Комментируемый приказ вступил в силу 25.01.2022 и переутвердил новую редакцию Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам налогового, валютного и другого подконтрольного налоговикам законодательства, утвержденный приказом Минфина от 20.08.2015 № 727 (далее — Порядок оформления).
Чего касается? Это один универсальный порядок оформления результатов документальных проверок как для юрлиц, так и для ФЛП. Речь идет о составлении акта (справки) проверки, а также рассмотрении возражений на эти документы.
Косметические изменения. Например, в Порядке оформления убрали упоминание о таможенниках. Также добавили нормы о том, что является материалами проверки. По сути, это продублированные положения п. 86.1 НКУ. Речь идет об:
— акте проверки (справке — если нарушения не выявлены);
— возражениях плательщика на акт (справку);
— пояснениях плательщика и его должностных лиц, предоставленных во время проверки.
Составление акта
Акт не содержит доказательной информации. Из определения акта убрали упоминание о том, что этот документ является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях налогового, валютного и прочего подконтрольного налоговикам законодательства. Предполагаем, что это вызвано введением в НКУ положения о том, что акт не может рассматриваться как заявление или сообщение о совершении уголовного правонарушения по уклонению от уплаты налогов (п. 86.1 НКУ).
Акт — это документ, который лишь подтверждает факт проведения проверки и отражает ее результаты.
Подписи на акте. Также теперь в Порядке оформления установлено то, что акт со стороны налоговиков могут подписывать не только проверяющие, но и лица, уполномоченные на это в установленном порядке. Это положение продублировано из абз. 2 п. 86.1 НКУ.
Вина в акте. Установили, что теперь налоговики обязательно должны указывать в акте факты и обстоятельства, подтверждающие и доказывающие наличие вины налогоплательщика. Важно! Налоговики обязаны указывать это (в его описательной части, п. 4 разд. ІІІ Порядка оформления):
— с детальным описанием этих фактов;
— с исследованием, которое доказывает, что плательщик имел возможность соблюдать нормы НКУ, но не предпринял достаточных мер для их соблюдения;
— называя документы и информацию, подтверждающие наличие вины налогоплательщика.
Не забыть должны фискалы в акте и информацию о смягчающих обстоятельствах (ст. 1121 НКУ) и обстоятельствах, освобождающих от финответственности (п. 112.8 НКУ).
Невозможность проведения проверки. Уточнили также нормы Порядка оформления о том, как и какой акт необходимо составлять налоговикам в случае невозможности проведения проверки.
Так, в этой ситуации составляется незамедлительно именно акт о невозможности проведения проверки. Например, в связи с утратой налогоплательщиком первички. Этот акт теперь должен не позднее следующего рабочего дня после составления регистрироваться в налоговой. К нему прилагаются подтверждающие документы. Такой акт направляется налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 НКУ (ср. ).
Внимание! Акт о невозможности проведения проверки не может приводить к аресту имущества налогоплательщика, т. к. это не акт недопуска к проверке.
Штрафы не в акте. Как и ранее, в акте не указываются вид и размер штрафных санкций.
Возражения на акт
Если ранее возражения налогоплательщика на акт могли рассматриваться специальной комиссией, то сейчас это происходит в любом случае.
То есть все возражения налогоплательщика на акт рассматриваются комиссией по рассмотрению возражений (п. 1 разд. V Порядка оформления).
Причем этот процесс достаточно детально урегулирован. Вплоть до уточнения того, что должно быть в заключении такой комиссии.
В частности, там указываются (п. 5 разд. V Порядка оформления):
— приведенные в акте (справке) выводы, факты и данные, в отношении которых возражает плательщик;
— допдокументы и пояснения плательщика, короткое содержание возражений и пояснений, перечень документов и их содержание;
— информация о том, совершил ли плательщик нарушение;
— информация о рассмотрении пояснений в рамках проверки (в частности, по поводу обстоятельств правонарушения, предпринятых плательщиком мер по соблюдению правил и норм законодательства, со ссылками на подтверждающие документы и иные фактические данные);
— информация по поводу исследования вопроса наличия/отсутствия вины, смягчающих или освобождающих от ответственности фактов, размера денежных обязательств, завышения или занижения налоговых обязательств или налогового кредита и т. д.;
— обоснование позиции контролеров по каждому вопросу, поднятому в возражениях плательщика, допдокументах и пояснениях;
— итог по поводу обоснованности возражений и/или возможности учета допдокументов и пояснений плательщика.
Также не забывайте, что налоговики должны обязательно сообщить о том, где и когда будут рассматриваться материалы проверки. Это уведомление направляется плательщику в течение 2 рабочих дней со дня получения фискалами возражений на акт и/или допдокументов и пояснений. Но, внимание, не позднее чем за 4 рабочих дня до дня их рассмотрения.
Хотя если плательщик, которого правильно уведомили, не явился на заседание комиссии, то материалы проверки все равно будут рассматриваться.
Заметим: нарушение сроков направления таких уведомлений налоговиками, а также ненаправление этих уведомлений может стать одним из оснований для отмены налогового уведомления-решения (НУР). Ведь в этом случае плательщик лишается права на участие в рассмотрении его возражений (см. постановление ВС от 09.07.2020 по делу № 340/94/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/90329205).
Обратите внимание: недостатки в акте (хотя и не все) — один из весомых аргументов в процессе обжалования НУР. Хотя его мы непосредственно не обжалуем, но в тексте админжалобы или иска нужно обязательно упоминать о них.
Ошибки, которые помогли — это, например, отсутствие четкого изложения сути нарушений со ссылкой на конкретные нарушенные пункты и статьи, арифметические ошибки, разница между суммами обязательств, указанными в НУР и акте, и т. д. (см., например, постановление ВС от 11.11.2021 по делу № 420/1878/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/101009971).
А вот отсутствие подписи одного из проверяющих на акте на сегодняшний день не может быть самостоятельным основанием для отмены НУР (постановление ВС от 19.06.2020 по делу № 140/388/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/90242392). Хотя ранее у Верховного Суда была противоположная идея (постановление ВС от 03.12.2019 по делу № 1440/1965/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/86103091).