Темы статей
Выбрать темы

Фиксировать результаты проверок будут по-новому?

Костенко Нина, эксперт по вопросам оплаты труда
Приказ Минфина от 22.12.2021 № 702

Вывод документа

С 25 января 2022 года налоговики должны фиксировать результаты проверки, руководствуясь новой редакцией соответствующего порядка. Он корректировался из-за многочисленных изменений в налоговом законодательстве.

Когда вступил в силу? Комментируемый приказ вступил в силу 25.01.2022 и переутвердил новую редакцию Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам налогового, валютного и другого подконтрольного налоговикам законодательства, утвержденный приказом Минфина от 20.08.2015 № 727 (далее — Порядок оформления).

Чего касается? Это один универсальный порядок оформления результатов документальных проверок как для юрлиц, так и для ФЛП. Речь идет о составлении акта (справки) проверки, а также рассмотрении возражений на эти документы.

Косметические изменения. Например, в Порядке оформления убрали упоминание о таможенниках. Также добавили нормы о том, что является материалами проверки. По сути, это продублированные положения п. 86.1 НКУ. Речь идет об:

— акте проверки (справке — если нарушения не выявлены);

— возражениях плательщика на акт (справку);

— пояснениях плательщика и его должностных лиц, предоставленных во время проверки.

Составление акта

Акт не содержит доказательной информации. Из определения акта убрали упоминание о том, что этот документ является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях налогового, валютного и прочего подконтрольного налоговикам законодательства. Предполагаем, что это вызвано введением в НКУ положения о том, что акт не может рассматриваться как заявление или сообщение о совершении уголовного правонарушения по уклонению от уплаты налогов (п. 86.1 НКУ).

Акт — это документ, который лишь подтверждает факт проведения проверки и отражает ее результаты.

Подписи на акте. Также теперь в Порядке оформления установлено то, что акт со стороны налоговиков могут подписывать не только проверяющие, но и лица, уполномоченные на это в установленном порядке. Это положение продублировано из абз. 2 п. 86.1 НКУ.

Вина в акте. Установили, что теперь налоговики обязательно должны указывать в акте факты и обстоятельства, подтверждающие и доказывающие наличие вины налогоплательщика. Важно! Налоговики обязаны указывать это (в его описательной части, п. 4 разд. ІІІ Порядка оформления):

— с детальным описанием этих фактов;

— с исследованием, которое доказывает, что плательщик имел возможность соблюдать нормы НКУ, но не предпринял достаточных мер для их соблюдения;

— называя документы и информацию, подтверждающие наличие вины налогоплательщика.

Не забыть должны фискалы в акте и информацию о смягчающих обстоятельствах (ст. 1121 НКУ) и обстоятельствах, освобождающих от финответственности (п. 112.8 НКУ).

Невозможность проведения проверки. Уточнили также нормы Порядка оформления о том, как и какой акт необходимо составлять налоговикам в случае невозможности проведения проверки.

Так, в этой ситуации составляется незамедлительно именно акт о невозможности проведения проверки. Например, в связи с утратой налогоплательщиком первички. Этот акт теперь должен не позднее следующего рабочего дня после составления регистрироваться в налоговой. К нему прилагаются подтверждающие документы. Такой акт направляется налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 НКУ (ср. ).

Внимание! Акт о невозможности проведения проверки не может приводить к аресту имущества налогоплательщика, т. к. это не акт недопуска к проверке.

Штрафы не в акте. Как и ранее, в акте не указываются вид и размер штрафных санкций.

Возражения на акт

Если ранее возражения налогоплательщика на акт могли рассматриваться специальной комиссией, то сейчас это происходит в любом случае.

То есть все возражения налогоплательщика на акт рассматриваются комиссией по рассмотрению возражений (п. 1 разд. V Порядка оформления).

Причем этот процесс достаточно детально урегулирован. Вплоть до уточнения того, что должно быть в заключении такой комиссии.

В частности, там указываются (п. 5 разд. V Порядка оформления):

— приведенные в акте (справке) выводы, факты и данные, в отношении которых возражает плательщик;

— допдокументы и пояснения плательщика, короткое содержание возражений и пояснений, перечень документов и их содержание;

— информация о том, совершил ли плательщик нарушение;

— информация о рассмотрении пояснений в рамках проверки (в частности, по поводу обстоятельств правонарушения, предпринятых плательщиком мер по соблюдению правил и норм законодательства, со ссылками на подтверждающие документы и иные фактические данные);

— информация по поводу исследования вопроса наличия/отсутствия вины, смягчающих или освобождающих от ответственности фактов, размера денежных обязательств, завышения или занижения налоговых обязательств или налогового кредита и т. д.;

— обоснование позиции контролеров по каждому вопросу, поднятому в возражениях плательщика, допдокументах и пояснениях;

— итог по поводу обоснованности возражений и/или возможности учета допдокументов и пояснений плательщика.

Также не забывайте, что налоговики должны обязательно сообщить о том, где и когда будут рассматриваться материалы проверки. Это уведомление направляется плательщику в течение 2 рабочих дней со дня получения фискалами возражений на акт и/или допдокументов и пояснений. Но, внимание, не позднее чем за 4 рабочих дня до дня их рассмотрения.

Хотя если плательщик, которого правильно уведомили, не явился на заседание комиссии, то материалы проверки все равно будут рассматриваться.

Заметим: нарушение сроков направления таких уведомлений налоговиками, а также ненаправление этих уведомлений может стать одним из оснований для отмены налогового уведомления-решения (НУР). Ведь в этом случае плательщик лишается права на участие в рассмотрении его возражений (см. постановление ВС от 09.07.2020 по делу № 340/94/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/90329205).

Обратите внимание: недостатки в акте (хотя и не все) — один из весомых аргументов в процессе обжалования НУР. Хотя его мы непосредственно не обжалуем, но в тексте админжалобы или иска нужно обязательно упоминать о них.

Ошибки, которые помогли — это, например, отсутствие четкого изложения сути нарушений со ссылкой на конкретные нарушенные пункты и статьи, арифметические ошибки, разница между суммами обязательств, указанными в НУР и акте, и т. д. (см., например, постановление ВС от 11.11.2021 по делу № 420/1878/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/101009971).

А вот отсутствие подписи одного из проверяющих на акте на сегодняшний день не может быть самостоятельным основанием для отмены НУР (постановление ВС от 19.06.2020 по делу № 140/388/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/90242392). Хотя ранее у Верховного Суда была противоположная идея (постановление ВС от 03.12.2019 по делу № 1440/1965/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/86103091).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше