Подакцизка на упрощенке — нельзя?
Единщики — НЕплательщики спецЕН. Вы, несомненно, знаете, что во время пребывания на упрощенке запрещено осуществлять определенные виды деятельности. Они перечислены в ст. 291 НКУ. Приводить все сейчас не будем. Акцентируем ваше внимание только на том, что
всем единоналожникам, кроме плательщиков спецЕН (о них см. ниже), запрещается, в частности, импорт, продажа подакцизных товаров
Правда, за отдельными исключениями, прописанными в п.п. 291.5.1 НКУ (розничная продажа горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л, пива, сидра, перри и столовых вин), которые, впрочем, темы сегодняшнего разговора не касаются.
В то же время осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе импорт товаров с соблюдением установленных ограничений, единоналожникам не запрещено. С этим соглашаются и налоговики (БЗ 107.05 — в отношении ФЛП на ЕН первой — четвертой групп и БЗ 108.01.01 — о юрлицах на ЕН третьей группы).
Плательщики спецЕН. Этим единоналожникам:
— с 01.04.2022 (даты ввода военного спецЕН) и до 16.04.2022 (даты внесения изменений в п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ) позволялся, среди прочего, импорт таких подакцизных товаров, как автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов;
— с 16.04.2022, кроме импорта вышеперечисленных транспортных средств, разрешена также розничная торговля подакцизными товарами;
— с 01.07.2022 (даты вступления в силу очередными изменениями в п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ, внесенными Законом № 2325*) импорт подакцизных транспортных средств запрещен.
* Закон Украины от 21.06.2022 № 2325-ІХ.
Вместе с тем осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе импорт товаров, плательщики спецЕН могут — при условии, что они не осуществляют запрещенные для спецединщиков виды деятельности, прописанные в п.п. 1 п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ (БЗ 108.01.01).
При случае напомним, что плательщики спецЕН до недавнего времени были освобождены от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Украины (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. XX НКУ). Но Закон № 2325 наследил и здесь. С 01.07.2022 такое освобождение отменено.
А вот освобождение от акцизного налога при импорте подакцизных товаров у спецединщиков и не было
Вы спросите, зачем вообще мы упоминаем о подакцизных товарах в контексте разговора о гиробордах, гироскутерах, электровелосипедах, электросамокатах и тому подобное? Потому что они по большому счету — разновидность электротранспорта. А когда речь идет о любых транспортных средствах, первое, что приходит в голову: не являются ли такие товары подакцизными? Проверим это.
Электротранспорт — ловушка для упрощенцев?
Подакцизные товары (продукция) — это товары по кодам согласно УКТ ВЭД, на которые установлены ставки акцизного налога (п.п. 14.1.145 НКУ). Исчерпывающий перечень таких товаров содержится в ст. 215 НКУ. Среди прочих в п.п. 215.3.7 НКУ упоминаются и мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них, которые классифицируются в товарной позиции 8711. Приведем извлечение из этого подпункта в табл. 1.
Таблица 1. Мотоциклы, которые являются подакцизными товарами согласно п.п. 215.3.7 НКУ (извлечение)
Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД |
<...> | |
8711 60 | Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с колясками или без них, с электрическим двигателем для передвижения |
8711 90 00 00 | Другие мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них; коляски |
Почему мы заинтересовались именно мотоциклами? Частично ответ на этот вопрос дают Объяснения № 256*, согласно которым в товарную позицию 8711 включается группа двухколесных транспортных средств с двигателем (в том числе электрическим), которые рассчитаны преимущественно на перевозку людей. А частично ответ вы видите сами в табл. 1.
* Объяснение к Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, утвержденные приказом ГТСУ от 14.07.2020 № 256.
Электровелосипеды. Оказывается, велосипеды с электрическим двигателем для передвижения (проще говоря — электровелосипеды) — это тоже мотоциклы, то есть подакцизный товар.
В то же время обычные велосипеды, которые относятся к товарной позиции 8712, подакцизными товарами согласно НКУ не являются (см. табл. 2).
Таблица 2. Велосипеды, которые НЕ являются подакцизными товарами
Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД |
8712 00 | Велосипеды двухколесные и другие велосипеды (включая велосипеды трехколесные для перевозки грузов), без двигателя: |
8712 00 30 00 | — велосипеды с шариковыми подшипниками |
8712 00 70 00 | — другие |
Как указывается в Объяснениях № 256, в товарную позицию 8712 включаются безмоторные велосипеды — педальные транспортные средства, которые имеют одно колесо или больше (например, двухколесные велосипеды (включая детские), трехколесные и четырехколесные велосипеды). То есть подакцизные электровелосипеды от традиционных неподакцизных велосипедов отличаются наличием у первых электродвигателя.
Электросамокаты (электроскутеры). Что такое классический самокат, известно всем. Это двухколесное транспортное средство, которое приводится в движение путем непосредственного отталкивания ноги человека от пола или земли. Вместе с тем самокат, как и велосипед, может быть оснащен электродвигателем. Тогда это электросамокат или электроскутер. Как правильно классифицировать его по УКТ ВЭД?
Судя по Объяснениям № 256, скутеры, оснащенные вспомогательным двигателем, включаются в товарную категорию 9503 00 10, которая не является подакцизной. Однако это возможно при условии соблюдения следующих требований:
— скорость не более чем 20 км/ч;
— масса нетто не более чем 12 кг;
— односкоростная трансмиссия;
— только один ручной тормоз или ножной тормоз на заднем колесе.
Каждый раз, когда один из перечисленных выше критериев отсутствует, скутеры должны включаться в товарную позицию 8711, которая является подакцизной. По какому именно коду УКТ ВЭД? Как следует из разъяснения Слободской таможни Гостаможслужбы (qdpro.com.ua/uk/news/vvezennya-gromadyanami-v-ukrayinu-tovaru-elektrosamokat), товар «электросамокат» относится к коду 8711 60 90 00 УКТ ВЭД «Другие мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с колясками или без них, с электрическим двигателем для передвижения» и является подакцизным товаром. Не отрицают этого вывода и суды (см. постановление Харьковского апелляционного суда от 09.02.2022 по делу № 953/14778/20).
Идем дальше.
Гироборды, гироскутеры. Что это такое? Если говорить по-простому, то гироборд — это персональный электротранспорт, который состоит из планки и двух колес. Управление осуществляется за счет самобаланса тела пользователя. Гироскутер — почти то же, но с телескопической ручкой. Вероятнее, ни в НКУ, ни в УКТ ВЭД товаров с такими названиями вы не найдете. Но копнем глубже.
Согласно Объяснениям № 256, в товарную позицию 8711 также включаются двухколесные транспортные средства с приводом от электродвигателя для перевозки одного человека, предназначенные для движения на небольших скоростях по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Их техническое строение позволяет водителю находиться в вертикальном положении, благодаря системе, которая состоит из гироскопических датчиков и многочисленных встроенных микропроцессоров, обеспечивает сохранение равновесия как водителем, так и транспортным средством на двух независимых расположенных по сторонам колесах. Мотоциклы этой товарной позиции, которые приводятся в движение одним или несколькими электродвигателями, называются «Электромотоциклами». Эти мотоциклы имеют батарею электрических аккумуляторов, которая поставляет питание в электродвигатели.
Таким образом,
гироборды и гироскутеры — это не что иное, как электромотоциклы, то есть тоже подакцизные товары
На практике они классифицируются по коду УКТ ВЭД 8711 60 «Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с колясками или без них, с электрическим двигателем для передвижения» или 8711 90 00 00 «Другие мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них».
Перечень № 231* — в помощь. Этот документ хотя и предназначен для других целей, однако четко подтверждает, что весь вышеназванный электротранспорт, а также некоторый другой относится к подакцизной товарной позиции 8711. Приведем товары из него, которые нас интересуют, в табл. 3.
* Перечень групп технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 16.03.2017 № 231.
Таблица 3. Персональный электротранспорт (извлечение из Перечня № 231)
Наименование групп товаров | Код согласно УКТВЭД |
Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них; коляски | 8711 |
электровелосипеды | 8711 90 10 00 |
гироборды | 8711 90 90 00 |
гироскутеры | 8711 90 90 00 |
электросамокаты | 8711 90 90 00 |
электроскейты | 8711 90 90 00 |
моноколеса | 8711 90 90 00 |
ховерборды | 8711 90 90 00 |
Обратите внимание! Коды товаров в Перечне № 231 отвечают предыдущей кодификации УКТ ВЭД по версии 2012 года. А с 03.07.2020 следует ориентироваться на новые коды УКТ ВЭД по версии 2017 года (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 56). Поэтому воспользоваться «в лоб» Перечнем № 231 не получится. Однако выход все равно есть.
Для переклассификации товаров под новый УКТ ВЭД предназначены Переходные таблицы, утвержденные приказом Гостаможслужбы от 01.07.2020 № 234 (ср. ). Их анализ показывает, что новые коды товаров, перечисленных в табл. 3, — 8711 60 10 00, 8711 60 90 00 или 8711 90 00 00. То есть именно те, на которых мы настаивали в этом разделе, рассматривая те или иные разновидности персонального электротранспорта.
Конкретный код УКТ ВЭД своего товара вы можете увидеть в таможенной декларации (если импортировали его самостоятельно) или в налоговой накладной своих отечественных поставщиков (конечно, если вы — плательщик НДС). В конце концов,
для определения кодов УКТ ВЭД можно воспользоваться услугами Торгово-промышленной палаты (ТПП), ее региональных отделений или НИИ судебных экспертиз
О такой возможности речь идет в БЗ 101.16. Хотя это, как правило, дело дорогое и не скорое, но для плательщиков ЕН — иногда единственный возможный способ не потерять право пребывания на упрощенке.
Попали в неприятность с подакцизкой?
Единщики — НЕплательщики спецЕН. В начале статьи речь уже шла о том, что продавать и/или импортировать подакцизные товары вам запрещено. Поэтому если окажется, что импортированный/реализованный вами персональный электротранспорт относится к подакцизным, вы утратите право находиться на упрощенной системе налогообложения.
Плательщик ЕН, который допустил указанное нарушение, обязан:
1) обложить налогом доход, полученный от запрещенной деятельности, по повышенной ставке:
— 15 % для физлиц (п.п. 4 п. 293.4 НКУ);
— 6 % для юрлиц-НДСников и 10 % для юрлиц-безНДСников (п.п. 3 п. 293.5 НКУ);
2) перейти на общую систему с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись запрещенные виды деятельности (п.п. 5 п.п. 298.2.3 НКУ). Для этого нужно подать фискалам Заявление о самостоятельном отказе от упрощенки в связи с переходом на общую систему (п.п. 298.2.2 НКУ). Срок подачи такого Заявления — не позже чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала или года (п.п. 298.2.1 НКУ).
Если этого не сделать, тогда есть два варианта развития событий:
— оптимистичный — фискалы не обнаружат нарушения, и вы будете работать и дальше как упрощенец. Однако надежд на такое решение проблемы не слишком много;
— пессимистический — фискалы обнаружат нарушение и задним числом сбросят вас с упрощенной системы. О последствиях этого варианта событий читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 54. Они достаточно серьезны, поэтому с этим лучше не шутить.
Вместе с тем
приобретать/брать в аренду персональный электротранспорт, который является подакцизным, а также давать его напрокат плательщикам ЕН не запрещено
Кстати, в таком случае даже не надо подавать уведомления по форме № 20-ОПП. Как разъясняют налоговики (см. БЗ 116.11), учитывая, что такой электротранспорт находится/хранится в определенных помещениях (склады, гаражи, места хранения и тому подобное), вам достаточно сообщить контролирующему органу о соответствующих местах хранения как об объекте налогообложения.
Плательщики спецЕН. Никаких негативных последствий в связи с импортом персонального электротранспорта, который является подакцизным, в период с 1 апреля до 1 июля текущего года, а также его розничной продажей на территории Украины начиная с 16.04.2022 для вас нет. Конечно, вам можно также приобретать его и брать/сдавать в аренду или напрокат.
А вот на импорт такого транспорта спецединщиками с 01.07.2022 наложен запрет (с этой даты заработали изменения в п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ, инициированные Законом № 2325). Если вы осмелитесь на это, невзирая на упомянутый запрет, то придется уплатить импортный НДС, акцизный налог и ввозную пошлину. Хотя лучше, конечно, к импорту любых подакцизных товаров не прибегать, потому что иначе вы утратите право пребывания на спецЕН.
Обратите внимание! При продаже любых товаров/услуг за наличные, а также при безналичных расчетах электронными платежными средствами (ЭПС) вы должны использовать РРО/ПРРО. При этом вам следует считаться с требованиями п. 11 ст. 3 Закона об РРО, который обязывает проводить продажу подакцизных товаров через РРО/ПРРО с использованием режима программирования с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД (БЗ 109.10), наименования товаров, цен товаров и учета их количества. Это важно еще и потому, что
во время войны финансовые санкции за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров остаются действующими
Соответствующая норма прописана в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО (см. также БЗ 109.18).
Кроме того, если до перехода на спецЕН вы были зарегистрированы плательщиком НДС, теперь должны обеспечить отражение в кассовых чеках ставки этого налога по налоговой группе «Операции, которые не являются объектом налогообложения» («Налоги & бухучет», 2022, № 45). Причем с 01.07.2022 это касается всех товаров/услуг, которые вы продаете за наличные / с помощью ЭПС, в том числе и товаров, которые имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом и/или признанной государством-агрессором.
До указанной даты агрессорско-оккупантские товары подлежали налогообложению НДС в общем порядке (подробнее об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 45). Поэтому и порядок оформления фискальных чеков спецединщиком при их продаже был несколько иной, чем остальных товаров. А с 01.07.2022 (даты вступление в силу изменениями, внесенными Законом № 2325 в п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ) такие товары у спецединщиков облагаться НДС уже не будут.
Выводы
- Гироборды, гироскутеры, электровелосипеды, электросамокаты и другой персональный электротранспорт в подавляющем большинстве классифицируются в товарной позиции 8711 «Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них», то есть являются подакцизными товарами. Вместе с тем некоторые из таких транспортных средств при соблюдении определенных условий включаются в товарную категорию 9503 00 10, которая не является подакцизной.
- Единщикам — НЕплательщикам спецЕН продавать и/или импортировать подакцизные товары запрещено. Поэтому если окажется, что импортированный/реализованный персональный электротранспорт относится к подакцизным, такие субъекты хозяйствования утрачивают право находиться на упрощенной системе налогообложения. В то же время приобретать / брать в аренду персональный электротранспорт, который является подакцизным, а также сдавать его в аренду/напрокат им позволяется.
- У плательщиков спецЕН никаких негативных последствий в связи с импортом персонального электротранспорта, который является подакцизным, в период с 1 апреля до 1 июля текущего года, а также его розничной продажей начиная с 16.04.2022 не возникнет. А вот импортировать такой транспорт с 01.07.2022 спецединщикам запрещено.