Темы статей
Выбрать темы

Гироборд — не игрушка! Единщик, не трогай, а то...

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
За электрическим транспортом — будущее. И не только за общественным наподобие троллейбусов, трамваев и метро, но и за персональным электротранспортом тоже. Имеем в виду такие, казалось бы, игрушечные устройства, как гироборды, гироскутеры, моноколеса, а также электровелосипеды, электросамокаты и тому подобное. Помните, как в довоенные времена они заполонили наши города? Да и сейчас спрос на них немал. А если есть спрос, то должно быть и предложение. Но подойдет ли всем субъектам хозяйствования такой бизнес? Скажем, единщикам? Могут ли они импортировать, продавать, брать в аренду и давать напрокат такие транспортные средства, не опасаясь утратить свой статус?

Подакцизка на упрощенке — нельзя?

Единщики — НЕплательщики спецЕН. Вы, несомненно, знаете, что во время пребывания на упрощенке запрещено осуществлять определенные виды деятельности. Они перечислены в ст. 291 НКУ. Приводить все сейчас не будем. Акцентируем ваше внимание только на том, что

всем единоналожникам, кроме плательщиков спецЕН (о них см. ниже), запрещается, в частности, импорт, продажа подакцизных товаров

Правда, за отдельными исключениями, прописанными в п.п. 291.5.1 НКУ (розничная продажа горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л, пива, сидра, перри и столовых вин), которые, впрочем, темы сегодняшнего разговора не касаются.

В то же время осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе импорт товаров с соблюдением установленных ограничений, единоналожникам не запрещено. С этим соглашаются и налоговики (БЗ 107.05 — в отношении ФЛП на ЕН первой — четвертой групп и БЗ 108.01.01 — о юрлицах на ЕН третьей группы).

Плательщики спецЕН. Этим единоналожникам:

— с 01.04.2022 (даты ввода военного спецЕН) и до 16.04.2022 (даты внесения изменений в п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ) позволялся, среди прочего, импорт таких подакцизных товаров, как автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов;

— с 16.04.2022, кроме импорта вышеперечисленных транспортных средств, разрешена также розничная торговля подакцизными товарами;

с 01.07.2022 (даты вступления в силу очередными изменениями в п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ, внесенными Законом № 2325*) импорт подакцизных транспортных средств запрещен.

* Закон Украины от 21.06.2022 № 2325-ІХ.

Вместе с тем осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе импорт товаров, плательщики спецЕН могут — при условии, что они не осуществляют запрещенные для спецединщиков виды деятельности, прописанные в п.п. 1 п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ (БЗ 108.01.01).

При случае напомним, что плательщики спецЕН до недавнего времени были освобождены от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Украины (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. XX НКУ). Но Закон № 2325 наследил и здесь. С 01.07.2022 такое освобождение отменено.

А вот освобождение от акцизного налога при импорте подакцизных товаров у спецединщиков и не было

Вы спросите, зачем вообще мы упоминаем о подакцизных товарах в контексте разговора о гиробордах, гироскутерах, электровелосипедах, электросамокатах и тому подобное? Потому что они по большому счету — разновидность электротранспорта. А когда речь идет о любых транспортных средствах, первое, что приходит в голову: не являются ли такие товары подакцизными? Проверим это.

Электротранспорт — ловушка для упрощенцев?

Подакцизные товары (продукция) — это товары по кодам согласно УКТ ВЭД, на которые установлены ставки акцизного налога (п.п. 14.1.145 НКУ). Исчерпывающий перечень таких товаров содержится в ст. 215 НКУ. Среди прочих в п.п. 215.3.7 НКУ упоминаются и мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них, которые классифицируются в товарной позиции 8711. Приведем извлечение из этого подпункта в табл. 1.

Таблица 1. Мотоциклы, которые являются подакцизными товарами согласно п.п. 215.3.7 НКУ (извлечение)

Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД

Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД

<...>

8711 60

Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с колясками или без них, с электрическим двигателем для передвижения

8711 90 00 00

Другие мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них; коляски

Почему мы заинтересовались именно мотоциклами? Частично ответ на этот вопрос дают Объяснения № 256*, согласно которым в товарную позицию 8711 включается группа двухколесных транспортных средств с двигателем (в том числе электрическим), которые рассчитаны преимущественно на перевозку людей. А частично ответ вы видите сами в табл. 1.

* Объяснение к Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, утвержденные приказом ГТСУ от 14.07.2020 № 256.

Электровелосипеды. Оказывается, велосипеды с электрическим двигателем для передвижения (проще говоря — электровелосипеды) — это тоже мотоциклы, то есть подакцизный товар.

В то же время обычные велосипеды, которые относятся к товарной позиции 8712, подакцизными товарами согласно НКУ не являются (см. табл. 2).

Таблица 2. Велосипеды, которые НЕ являются подакцизными товарами

Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД

Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД

8712 00

Велосипеды двухколесные и другие велосипеды (включая велосипеды трехколесные для перевозки грузов), без двигателя:

8712 00 30 00

— велосипеды с шариковыми подшипниками

8712 00 70 00

— другие

Как указывается в Объяснениях № 256, в товарную позицию 8712 включаются безмоторные велосипеды — педальные транспортные средства, которые имеют одно колесо или больше (например, двухколесные велосипеды (включая детские), трехколесные и четырехколесные велосипеды). То есть подакцизные электровелосипеды от традиционных неподакцизных велосипедов отличаются наличием у первых электродвигателя.

Электросамокаты (электроскутеры). Что такое классический самокат, известно всем. Это двухколесное транспортное средство, которое приводится в движение путем непосредственного отталкивания ноги человека от пола или земли. Вместе с тем самокат, как и велосипед, может быть оснащен электродвигателем. Тогда это электросамокат или электроскутер. Как правильно классифицировать его по УКТ ВЭД?

Судя по Объяснениям № 256, скутеры, оснащенные вспомогательным двигателем, включаются в товарную категорию 9503 00 10, которая не является подакцизной. Однако это возможно при условии соблюдения следующих требований:

— скорость не более чем 20 км/ч;

— масса нетто не более чем 12 кг;

— односкоростная трансмиссия;

— только один ручной тормоз или ножной тормоз на заднем колесе.

Каждый раз, когда один из перечисленных выше критериев отсутствует, скутеры должны включаться в товарную позицию 8711, которая является подакцизной. По какому именно коду УКТ ВЭД? Как следует из разъяснения Слободской таможни Гостаможслужбы (qdpro.com.ua/uk/news/vvezennya-gromadyanami-v-ukrayinu-tovaru-elektrosamokat), товар «электросамокат» относится к коду 8711 60 90 00 УКТ ВЭД «Другие мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с колясками или без них, с электрическим двигателем для передвижения» и является подакцизным товаром. Не отрицают этого вывода и суды (см. постановление Харьковского апелляционного суда от 09.02.2022 по делу № 953/14778/20).

Идем дальше.

Гироборды, гироскутеры. Что это такое? Если говорить по-простому, то гироборд — это персональный электротранспорт, который состоит из планки и двух колес. Управление осуществляется за счет самобаланса тела пользователя. Гироскутер — почти то же, но с телескопической ручкой. Вероятнее, ни в НКУ, ни в УКТ ВЭД товаров с такими названиями вы не найдете. Но копнем глубже.

Согласно Объяснениям № 256, в товарную позицию 8711 также включаются двухколесные транспортные средства с приводом от электродвигателя для перевозки одного человека, предназначенные для движения на небольших скоростях по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Их техническое строение позволяет водителю находиться в вертикальном положении, благодаря системе, которая состоит из гироскопических датчиков и многочисленных встроенных микропроцессоров, обеспечивает сохранение равновесия как водителем, так и транспортным средством на двух независимых расположенных по сторонам колесах. Мотоциклы этой товарной позиции, которые приводятся в движение одним или несколькими электродвигателями, называются «Электромотоциклами». Эти мотоциклы имеют батарею электрических аккумуляторов, которая поставляет питание в электродвигатели.

Таким образом,

гироборды и гироскутеры — это не что иное, как электромотоциклы, то есть тоже подакцизные товары

На практике они классифицируются по коду УКТ ВЭД 8711 60 «Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с колясками или без них, с электрическим двигателем для передвижения» или 8711 90 00 00 «Другие мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них».

Перечень № 231* — в помощь. Этот документ хотя и предназначен для других целей, однако четко подтверждает, что весь вышеназванный электротранспорт, а также некоторый другой относится к подакцизной товарной позиции 8711. Приведем товары из него, которые нас интересуют, в табл. 3.

* Перечень групп технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 16.03.2017 № 231.

Таблица 3. Персональный электротранспорт (извлечение из Перечня № 231)

Наименование групп товаров

Код согласно УКТВЭД

Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них; коляски

8711

электровелосипеды

8711 90 10 00

гироборды

8711 90 90 00

гироскутеры

8711 90 90 00

электросамокаты

8711 90 90 00

электроскейты

8711 90 90 00

моноколеса

8711 90 90 00

ховерборды

8711 90 90 00

Обратите внимание! Коды товаров в Перечне № 231 отвечают предыдущей кодификации УКТ ВЭД по версии 2012 года. А с 03.07.2020 следует ориентироваться на новые коды УКТ ВЭД по версии 2017 года (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 56). Поэтому воспользоваться «в лоб» Перечнем № 231 не получится. Однако выход все равно есть.

Для переклассификации товаров под новый УКТ ВЭД предназначены Переходные таблицы, утвержденные приказом Гостаможслужбы от 01.07.2020 № 234 (ср. ). Их анализ показывает, что новые коды товаров, перечисленных в табл. 3, — 8711 60 10 00, 8711 60 90 00 или 8711 90 00 00. То есть именно те, на которых мы настаивали в этом разделе, рассматривая те или иные разновидности персонального электротранспорта.

Конкретный код УКТ ВЭД своего товара вы можете увидеть в таможенной декларации (если импортировали его самостоятельно) или в налоговой накладной своих отечественных поставщиков (конечно, если вы — плательщик НДС). В конце концов,

для определения кодов УКТ ВЭД можно воспользоваться услугами Торгово-промышленной палаты (ТПП), ее региональных отделений или НИИ судебных экспертиз

О такой возможности речь идет в БЗ 101.16. Хотя это, как правило, дело дорогое и не скорое, но для плательщиков ЕН — иногда единственный возможный способ не потерять право пребывания на упрощенке.

Попали в неприятность с подакцизкой?

Единщики — НЕплательщики спецЕН. В начале статьи речь уже шла о том, что продавать и/или импортировать подакцизные товары вам запрещено. Поэтому если окажется, что импортированный/реализованный вами персональный электротранспорт относится к подакцизным, вы утратите право находиться на упрощенной системе налогообложения.

Плательщик ЕН, который допустил указанное нарушение, обязан:

1) обложить налогом доход, полученный от запрещенной деятельности, по повышенной ставке:

— 15 % для физлиц (п.п. 4 п. 293.4 НКУ);

— 6 % для юрлиц-НДСников и 10 % для юрлиц-безНДСников (п.п. 3 п. 293.5 НКУ);

2) перейти на общую систему с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись запрещенные виды деятельности (п.п. 5 п.п. 298.2.3 НКУ). Для этого нужно подать фискалам Заявление о самостоятельном отказе от упрощенки в связи с переходом на общую систему (п.п. 298.2.2 НКУ). Срок подачи такого Заявления — не позже чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала или года (п.п. 298.2.1 НКУ).

Если этого не сделать, тогда есть два варианта развития событий:

— оптимистичный — фискалы не обнаружат нарушения, и вы будете работать и дальше как упрощенец. Однако надежд на такое решение проблемы не слишком много;

— пессимистический — фискалы обнаружат нарушение и задним числом сбросят вас с упрощенной системы. О последствиях этого варианта событий читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 54. Они достаточно серьезны, поэтому с этим лучше не шутить.

Вместе с тем

приобретать/брать в аренду персональный электротранспорт, который является подакцизным, а также давать его напрокат плательщикам ЕН не запрещено

Кстати, в таком случае даже не надо подавать уведомления по форме № 20-ОПП. Как разъясняют налоговики (см. БЗ 116.11), учитывая, что такой электротранспорт находится/хранится в определенных помещениях (склады, гаражи, места хранения и тому подобное), вам достаточно сообщить контролирующему органу о соответствующих местах хранения как об объекте налогообложения.

Плательщики спецЕН. Никаких негативных последствий в связи с импортом персонального электротранспорта, который является подакцизным, в период с 1 апреля до 1 июля текущего года, а также его розничной продажей на территории Украины начиная с 16.04.2022 для вас нет. Конечно, вам можно также приобретать его и брать/сдавать в аренду или напрокат.

А вот на импорт такого транспорта спецединщиками с 01.07.2022 наложен запрет (с этой даты заработали изменения в п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ, инициированные Законом № 2325). Если вы осмелитесь на это, невзирая на упомянутый запрет, то придется уплатить импортный НДС, акцизный налог и ввозную пошлину. Хотя лучше, конечно, к импорту любых подакцизных товаров не прибегать, потому что иначе вы утратите право пребывания на спецЕН.

Обратите внимание! При продаже любых товаров/услуг за наличные, а также при безналичных расчетах электронными платежными средствами (ЭПС) вы должны использовать РРО/ПРРО. При этом вам следует считаться с требованиями п. 11 ст. 3 Закона об РРО, который обязывает проводить продажу подакцизных товаров через РРО/ПРРО с использованием режима программирования с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД (БЗ 109.10), наименования товаров, цен товаров и учета их количества. Это важно еще и потому, что

во время войны финансовые санкции за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров остаются действующими

Соответствующая норма прописана в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО (см. также БЗ 109.18).

Кроме того, если до перехода на спецЕН вы были зарегистрированы плательщиком НДС, теперь должны обеспечить отражение в кассовых чеках ставки этого налога по налоговой группе «Операции, которые не являются объектом налогообложения» («Налоги & бухучет», 2022, № 45). Причем с 01.07.2022 это касается всех товаров/услуг, которые вы продаете за наличные / с помощью ЭПС, в том числе и товаров, которые имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом и/или признанной государством-агрессором.

До указанной даты агрессорско-оккупантские товары подлежали налогообложению НДС в общем порядке (подробнее об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 45). Поэтому и порядок оформления фискальных чеков спецединщиком при их продаже был несколько иной, чем остальных товаров. А с 01.07.2022 (даты вступление в силу изменениями, внесенными Законом № 2325 в п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ) такие товары у спецединщиков облагаться НДС уже не будут.

Выводы

  • Гироборды, гироскутеры, электровелосипеды, электросамокаты и другой персональный электротранспорт в подавляющем большинстве классифицируются в товарной позиции 8711 «Мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, с колясками или без них», то есть являются подакцизными товарами. Вместе с тем некоторые из таких транспортных средств при соблюдении определенных условий включаются в товарную категорию 9503 00 10, которая не является подакцизной.
  • Единщикам — НЕплательщикам спецЕН продавать и/или импортировать подакцизные товары запрещено. Поэтому если окажется, что импортированный/реализованный персональный электротранспорт относится к подакцизным, такие субъекты хозяйствования утрачивают право находиться на упрощенной системе налогообложения. В то же время приобретать / брать в аренду персональный электротранспорт, который является подакцизным, а также сдавать его в аренду/напрокат им позволяется.
  • У плательщиков спецЕН никаких негативных последствий в связи с импортом персонального электротранспорта, который является подакцизным, в период с 1 апреля до 1 июля текущего года, а также его розничной продажей начиная с 16.04.2022 не возникнет. А вот импортировать такой транспорт с 01.07.2022 спецединщикам запрещено.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше