Уплата, отчетность, АН (РК), справки
Вам уже, думаем, известно, что согласно п. 69.1, внесенному Законом № 2118 в подразд. 10 разд. ХХ НКУ, если у плательщиков отсутствует возможность, в частности: уплатить акцизный налог, подать декларацию акцизного налога, зарегистрировать АН или РК или подать электронные документы в отношении оборота и остатков горючего или спирта этилового, то он освобождается от ответственности, установленной НКУ, с обязательным исполнением таких обязанностей в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
И хотя военное положение введено на всей территории Украины, полностью не исключаем, что у фискалов могут возникнуть вопросы в отношении доказательства факта отсутствия у плательщика, который работает в каком-то «уютном» месте, возможности исполнить все упомянутые обязанности (кроме, разве что регистрации АН, которая сейчас ограничена). Свои мнения об этом мы выразили здесь: buhgalter911.com/uk/news/news-1064117.html
Следовательно, рекомендуем, по возможности хотя бы уплачивать акциз (и другие платежи), ведь средства бюджету сейчас нужны как никогда!
Декларирование акциза во время военного положения (в частности за февраль-2022). Это вопрос налоговики прояснили в БЗ 114.07, и нами он уже подробно освещен в статье «Первичка: есть ли военная специфика?» (см. «Налоги & бухучет», № 19-20).
«Пострадавшие» акцизные склады. Пунктом 69.13 подразд. 10 разд. ХХ НКУ установлено, что на акцизных складах, которые являются частично разрушенными (!) и расположенные в районах проведения боевых действий или на временно оккупированных территориях, учет горючего и спирта этилового будет осуществляться на основании данных инвентаризации, проведенной после окончания указанных в этом пункте событий. То есть, когда у плательщика появится возможность контролировать такие акцизные склады и произвести на них инвентаризацию горючего/спирта (если там вообще что-то осталось). Только тогда и возобновится учет на таких «пострадавших» складах и будут проведены соответствующие учетные корректировки, в том числе в СЭАРГ.
Безвозмездная передача подакцизных товаров
Пункт 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, внесенный Законом № 2118 и откорректированный Законом № 2120, предусматривает, что операции по добровольной передаче или принудительному отчуждению или изъятию товаров, в том числе подакцизных, предоставлению услуг в пользу ВСУ, теробороны, Нацгвардии и ряда других организаций/структур для нужд обеспечения обороны государства, органам местного самоуправления, заведениям здравоохранения, коммунальным и другим (полный перечень получателей таких товаров/услуг см. в этой норме НКУ), — без предварительного или последующего возмещения их стоимости, не считаются операциями по реализации для целей налогообложения.
Соответствующие изменения внесены Законом № 2120 также в п. 216.3 НКУ. Там теперь указано, что налогового обязательства в отношении утраченного подакцизного товара (продукции) не возникает, если такие товары добровольно переданы, принудительно отчуждены или изъяты в пользу упомянутых получателей. Это связано с тем, что списание утраченного подакцизного товара является отдельным объектом обложения акцизом.
Отметим, что
все упомянутые нормы распространяются на операции по передаче, принудительному отчуждению или изъятию всех видов подакцизных товаров, а не только горючего.
То есть также — и на табачные изделия и ЖЭС, и на алкогольные изделия. В этих «специфических» подакцизных товарах тоже могут очень нуждаться как защитники Украины, так и другие граждане, которым сейчас крайне нужна помощь.
Обращайте внимание на корректное документальное оформление таких операций! В частности, в случае принудительного отчуждения или исключения товаров должен быть должным образом оформлен в соответствии с нормами ст. 7 Закона № 4765* акт приемки-передачи.
Ставка на горючее 0 грн! Подешевеет ли?..
Законом № 2120 (см. п. 41 подразд. V разд. ХХ НКУ) на период начиная с 17 марта и до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины установлены ставки акциза в размере 0 грн (!) на многие виды горючего: на бензины моторные с содержанием свинца 0,013 г/л или меньше, другие бензины, прочие нефтепродукты, тяжелые дистилляты (газойль), сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы а также бутан и изобутан. А ставка НДС с этих видов горючего снижена до 7 %.
Что касается выписки и регистрации Заявки для целей корректировки в связи с изменением условий налогообложения остатков, которые учитываются в СЭАРГ на 17 марта (а такое предусмотрено п. 3 разд. VI Порядка № 729**). Отметим, что никаких разъяснений по этому поводу фискалы пока что не предоставляли. А в связи с тем, что изменение ставки акциза временно, и регистрация Заявок, как и АН (РК), в СЭАРГ временно прекращена, то, возможно, выписка такой корректирующей Заявки в данном случае будет нецелесообразной.
Перевозка горючего и спирта
До окончания военного положения, если плательщик акциза не имеет возможности зарегистрировать АН, можно перевозить горючее или спирт этиловый автомобилями без регистрации АН. При этом п. 69.4 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, который это позволяет, требует у водителя наличия ТТН, «содержащей всю информацию, которая должна отражаться в АН». Поскольку так «исказить» («надуть») ТТН данными из АН технически очень трудно, то налоговики написали, что водитель должен при себе иметь ТТН, а также бумажный экземпляр АН (см. консультацию в БЗ 114.07)! Будьте внимательны, потому что горючее, которое перевозится с некорректными сопроводительными документами, могут конфисковать (п. 228.3 НКУ)…
Маркировка табачных изделий (в частности ТИЭН) и ЖЭС
Разрешено на период до прекращения или отмены военного положения производство и импорт сигарет, папирос, сигар и сигарилл с табаком или его заменителями, маркированных марками акцизного налога, предназначенных для табакосодержащих изделий для электрического нагрева (ТИЭН), в случае если ставка акцизного налога является одинаковой (п. 69.8 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Также изменениями, привнесенными в п. 69.20 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, разрешено в случае отсутствия возможности обеспечить импортеров табачных изделий акцизными марками, импортировать такие изделия, напечатанные за пределами Украины. При этом акциз с табачных изделий, маркированных такими марками, уплачивается плательщиками до предоставления таможенной декларации.
Кроме того, изменениями в ст. 18 Закона № 481*** на это же время разрешен импорт и реализация в Украине сигарет с фильтром и ТИЭН с маркировкой, отличающейся от маркировки, предусмотренной Законом № 481, изготовленных и маркированных (включая язык) в соответствии с требованиями государства — члена ЕС — производителя такой продукции.
*** Закон Украины «О государственном регулировании…» от 19.12.1995 № 481/95-ВР.
Фактические проверки — вне моратория
Сначала Законом № 2118 было установлено, что налоговые проверки не начинаются, а начатые приостанавливаются. Но
с 17 марта (дата вступления в силу Закона № 2120) это приостановление уже не распространяется на фактические проверки.
То есть имейте в виду, что фискалы с этой даты имеют право проводить фактические проверки в частности и выполнение норм Закона № 481. То есть в том числе — и по вопросам лицензирования операций с подакцизными товарами, включая горючее! А также применять драконовские штрафы (от 0,25 до 1 млн грн!), предусмотренные ст. 17 Закона № 481 за безлицензионное хранение, реализацию и производство горючего, а также другие штрафы, предусмотренные данным Законом в отношении нарушений в операциях с подакцизными товарами. Поэтому будьте осторожны!
РРО и подакцизные товары. Законом № 2120 ограничения в отношении применения санкций за нарушение Закона об РРО было дополнено исключением для «санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров». То есть фискалы во время военного положения могут на фактических проверках по вопросам РРО применять предусмотренный ч. 7 ст. 17 Закона об РРО штраф в 300 ннмдг (5100 грн) за расчеты без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества.
Лицензирование
Депутаты поняли, что не НКУ «ума дело» регулировать вопросы лицензирования, и отменили п. 69.10, внесенный Законом № 2118 в подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Эта норма, напомним, до конца действия военного положения пролонгировала действие алкогольных, табачных и горючих лицензий, по которым не уплачен очередной платеж за лицензию и/или истек срок действия лицензии. Но аналогичные нормы были «реанимированы» Законом № 2120, а именно — добавлены в ст. 18 Закона № 481.
Итак,
лицензии на производство и оборот (торговлю) спирта, алко-напитков, табачных изделий и ЖЭС, а также на производство, хранение, оптовую и розничную торговле горючим независимо от факта оплаты, и в случае истечения срока их действия до отмены военного положения остаются действующими.
Уплата очередных платежей / действия в отношении продления таких лицензий должны быть выполнены в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения в Украине.
Разъяснение ГНСУ
Передача горючего на нужды ВСУ и пр. Главные налоговики подтвердили, что операции по передаче (в т. ч. отчуждению или изъятию) горючего на нужды ВСУ и других военных формирований не считаются реализацией горючего. Поэтому если такие операции осуществляются хозсубъектами, которые не являются плательщиками горючего акциза, то у них не будут возникать обязанности:
— регистрироваться плательщиками горючего акциза и регистрировать акцизные склады;
— учитывать объемы горючего, безвозмездно переданного на указанные нужды, при учете объемов, которые хозсубъекты имеют право получить в течение года на хранение с целью использования исключительно для нужд собственного потребления;
— получать лицензию на осуществление оптовой или розничной торговли горючим.
А вот плательщики акциза по таким операциям должны составлять АН как на операции по передаче горючего получателю, который не является субъектом хозяйствования (код операции для составления АН в одном экземпляре «6»). Зарегистрировать в ЕРАН такие АН можно в течение трех месяцев после прекращения военного положения.
При этом обязанности получения дополнительно лицензии на право оптовой и/или розничной торговли для осуществления таких операций не возникает (БЗ 114.10).
Утрата горючего по причинам агрессии РФ. В случае если горючее утрачено, испорчено, уничтожено, в том числе вследствие аварии, пожара, наводнения, других форс-мажорных обстоятельств, в соответствии с п.п. 216.3 НКУ плательщики горючего акциза обязаны составить АН на такие операции (код операции для составления в одном экземпляре «2»). Зарегистрировать в ЕРАН такие АН можно в течение трех месяцев после прекращения военного положения.
В отношении отражения таких операций по потере горючего в учете фискалы пишут, что такие операции отражаются на основании первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете (БЗ 114.10).
Если невозможно подать справки. В случае невозможности у плательщика акциза во время действия военного положения своевременно подать электронные документы, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объемах оборота горючего или спирта этилового в соответствии с уже упомянутым п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ такая обязанность подлежит исполнению в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине. При этом плательщик освобождается от ответственности за несвоевременное предоставление таких документов.
В соответствии с поданными плательщиком справками, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта, ГНС будет осуществлено автоматическое сопоставление показателей объемов оборота и остатков горючего, показателей объемов оборота спирта этилового за период действия военного положения (БЗ 114.10).
P.S. Напоминаем, что с 1 апреля этого года плательщиками розничного акциза с табачных изделий и ЖЭС станут только производители и импортеры табачных изделий и ЖЭС. А все розничные торговцы этими товарами (если они одновременно не являются также их производителями или импортерами) с этой даты уже не будут плательщиками розничного акциза!
Поэтому с 1 апреля розничные торговцы не должны увеличивать стоимость реализованных ими табачных изделий и ЖЭС на 5 % розничного акциза, а также начислять и уплачивать этот акциз за налоговые месяцы начиная с апреля. Отметим, что никаких разъяснений в отношении уплаты акциза с остатков таких товаров, которые будут в наличии у розничных торговцев на 1 апреля налоговики не предоставляли. Да и такой подход вообще был бы незаконным.
Механизм взимания розничного акциза с реализации алкогольных напитков остается неизменным!
Подробнее об этих изменениях читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 17.
P.P.S. Также напомним, что не могут быть новыми плательщиками «ЕН с оборота» в размере 2 % (гр. 3 ЕН) хозсубъекты, которые осуществляют производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива, сидра, перри (без добавления спирта) и столовых вин).